Пятники вагонов-самосвалов колеи 1520 (1524) мм

В настоящее время на вагонах-самосвалах применяется пять типов пятников в зависимости от грузоподъемности вагона. Параметры пятников, показанных на рис. 101, приведены в табл. 2.

Рис. 101. Пятники вагонов-самосвалов колеи 1520 (1524) мм: а - 6ВС-60; б - ВС-85; в - 2ВС-105; г - 2ВС-180

Параметры пятника

Грузоподъемность вагона-

самосвала

В Т

60

82-85

100

105-125

180

Толщина в мм......

90

110

80

по

80

Масса в кг ......

56,4

90,5

73,5

98

113,5

Размеры фланца в мм . . .

540 X X 460 X X 20

550 X X 510Х X 25

520 X X 520 X X 25

590 X X 530 X X 25

750 X Х520Х X 25

Диаметр цилиндрической

части в мм.......

300

300

400

400

500

Давление в Н/см2 (кгс/см2)

512,5

(51,25)

812

(81,2)

526

(52,6)

657

(65,7)

577

(57,7)

В зависимости от грузоподъемности вагона-самосвала пятники имеют различную толщину фланца, диаметр цилиндрической части и количество усиливающих ребер. Например, пятники вагона-самосвала грузоподъемностью 60 т (рис. 101, а) имеют четыре внутренних и четыре наружных ребра толщиной 18 мм и фланец размером 540x460x20 мм; толщина пятника 90 мм. Пятники вагона-самос-свала грузоподъемностью 105 т имеют уже шесть внутренних и два наружных ребра, фланец размером 590x530x25 мм; толщина пятника 110 мм. Диаметр цилиндрической части пятника также увеличен с 300 до 400 мм.

Давление пятника на подпятник тележки у вагонов-самосвалов, за исключением четырехосных грузоподъемностью 82-85 т, примерно одинаково и составляет 512-640 11 ем'" (51,25-65,7 кгс/сма). Давление пятника на подпятник тележки вагона-самосвала грузоподъемностью 82-85 т примерно в 1,6 раза больше. Обследования технического состояния думпкаров показывают, что наибольший износ и выход из строя имеют именно пятники таких думпкаров с нагрузкой от оси на рельсы до 245 кН (25 000 кгс) и более. Основной причиной выхода из строя пятникового узла является интенсивный износ и разрушение подпятников. Разрушение рабочих поверхностей пятника и подпятника происходит вследствие усталостных разрушений, ползучести металла, механического износа, обусловленных действием значительных динамических нагрузок.

На интенсивный износ пятникового узла вагонов-самосвалов существенное влияние оказывает и тот факт, что при их эксплуатации на рабочую поверхность подпятника попадают частицы вскрышной, скальной породы и руд.

Для уменьшения износа пятников и подпятников разработаны новые их конструкции, опытные образцы которых проходят эксплуатационные испытания. Один из вариантов новой конструкции пятникового узла был описан выше (см. рис. 91). Другой вариант конструкции предусматривает применение конусообразных подпятников тележки.

Благодаря такой конструкции уменьшается давление на подпятник и устраняется возможность скапливания влаги и других посторонних частиц в гнезде подпятника. Это повышает износостойкость, обеспечивает более равномерный износ соприкасающихся поверхностей, снижает напряжения в подпятнике и надрессорной балке, так как в этом случае наибольшие напряжения приходятся на зону значительных изгибающих моментов.

IX. УДАРНО-ТЯГОВЫЕ ПРИБОРЫ ВАГОНОВ-САМОСВАЛОВ

Четырехосные тележки восьмиосных вагонов-самосвалов | Вагоны-самосвалы | Назначение и классификация ударно-тяговых приборов