Пневматическая система разгрузки четырехосных вагонов-самосвалов грузоподъемностью 50-60 т

Оборудование пневматической системы разгрузки вагонов-самосвалов 4ВС-50, 5ВС-60 и 6ВС-60 аналогично оборудованию думпкаров других типов. Приборы и назначение оборудования пневматической системы разгрузки были описаны в § 6.

На вагонах-самосвалах грузоподъемностью 50-60 т применяется пневматическая система разгрузки без принудительного возвращения кузова вагона в поездное положение. Эта система состоит из цилиндров разгрузки I (рис. 39), запасного резервуара 2, воздухо-замедлителей 14, кранов управления 11, трубопровода «Питание» 6 с кранами 7 и с пневматическими межвагонными шлангами 8. Между запасным резервуаром 2 и трубопроводом 6 установлены разобщительный кран 3 и обратный клапан 4. Все приборы в единую систему соединены трубопроводами 5, 6, 9, 10, 12 и 15 (сечениями 3/4", 1" и 11/4"). При зарядке системы воздух по трубопроводам 5 и 6 от источника сжатого воздуха (компрессора) на локомотиве поступает в запасной резервуар 2 и по трубопроводам 9 и 10 подходит к кранам управления И, а по трубопроводу 13 - в верхнюю полость над клапаном воздухозамедлителя 14. Этим заканчивается подготовка системы к работе.

Чтобы разгрузить думпкар, необходимо повернуть рукоятку крана управления в положение «Открыто». При этом небольшое количество воздуха проходит через кран управления и по трубопроводу 12 поступает под поршень воздухозамедлителя 14. Поршень воздухозамедлителя перемещается вверх, перекрывает отверстие в атмосферу, упираясь при этом манжетой в нижнюю втулку. Одновременно вертикальный клапан воздухозамедлителя поднимается вверх и сжатый воздух из запасного резервуара 2 по трубопроводам 9 я 13 проходит через корпус воздухозамедлителя, а затем по трубопроводу 15 - в нижнюю полость цилиндров разгрузки. Кузов думпкара начинает наклоняться.

Принципиальная схема пневматической системы разгрузки вагонов-самосвалов без принудительной посадки
Рис. 39. Принципиальная схема пневматической системы разгрузки вагонов-самосвалов без принудительной посадки
Принципиальная схема пневматической системы для групповой разгрузки вагонов-самосвалов
Рис. 40. Принципиальная схема пневматической системы для групповой разгрузки вагонов-самосвалов

Для возвращения кузова в поездное (исходное) положение необходимо повернуть рукоятку крана управления из положения «Открыто» в положение «Закрыто», т. е. на 90°. Сжатый воздух при этом из-под поршня воздухозамедлителя через отверстие диаметром б мм выходит в атмосферу. Поршень и вертикальный клапан воздухозамедлителя опускаются вниз и прекращают поступление воздуха из запасного резервуара. Сжатый воздух из цилиндров разгрузки выходит в атмосферу. Шток с поршнем цилиндра разгрузки под действием силы тяжести вместе с кузовом опускается в поездное положение.

Рассмотренная пневматическая система позволяет разгружать вагоны в любую сторону. Система обеспечивает безопасность работы обслуживающего персонала, так как кранами разгрузки можно управлять только со стороны, противоположной той, куда происходит разгрузка вагона.

Пневматическая система разгрузки без принудительной установки кузова думпкаров грузоподъемностью 50-60 т позволяет разгружать все вагоны в поезде одновременно на одну из выбранных сторон железнодорожного пути. Для этого необходимо на одном из вагонов повернуть рукоятки крана управления и разобщительного крана, т. е. управление разгрузкой всего состава на одну из сторон можно осуществить из любого вагона. Пневматическая система для групповой разгрузки (рис. 40) состоит из следующих магистралей: «Разгрузка левая», «Разгрузка правая» и «Питание». Пневматическая система имеет также цилиндры разгрузки 1, запасной резервуар 2, разобщительный клапан 3, обратный клапан 4, воздухозамедли-тели 20, предохранительный кран 17, кран управления разгрузкой 16, концевые разобщительные краны 15 и гибкие межвагонные пневматические рукава 14. Цилиндры разгрузки и остальная аппаратура соединены в единую систему при помощи трубопроводов 8, 7, 6, 9, 12, 13, 11 и 5.

При зарядке системы магистрали «Разгрузка левая», «Разгрузка правая» и «Питание» всех вагонов должны быть соединены, а концевые краны 15 этих магистралей открыты. Концевые разобщительные краны 15 и краны управления 16 должны быть перекрыты, т. е. находиться в положении «Закрыто». Сжатый воздух от компрессора локомотива по магистрали «Питание» и трубопроводу 5 на каждом вагоне поступает в запасной резервуар 2. От запасного резервуара 2 сжатый воздух подходит к кранам управления 16 (по трубопроводу 10) и к воздухозамедлителю 20 -• по трубопроводам 10 и И.

Для разгрузки одного вагона необходимо перекрыть концевые краны 15 магистралей «Разгрузка левая» и «Разгрузка правая» или снять межвагонные соединительные рукава 14 этих магистралей. Кран управления 16 устанавливают в положение «Открыто» и открывают предохранительный кран 17. Сжатый воздух от запасного резервуара 2 поступает по трубопроводам 10 к 9 через краны 16 и 17, а затем по трубопроводу 18 под поршень воздухозамедлителя. Поршень перемещается вверх, перекрывает отверстие в атмосферу, поднимает вертикальный клапан, и сжатый воздух от запасного резервуара по трубопроводам 10, 11 и 12 через' воздухозамедлитель 20 и трубопровод 9 поступает под поршень цилиндров разгрузки. Поршни со штоками цилиндров 1 перемещаются вверх, что вызывает наклон кузова.

При возвращении кузова в поездное положение рукоятку крана управления 16 необходимо поставить в положение «Закрыто». Сжатый воздух из-под поршня воздухозамедлителя 20 по трубопроводу 18 и через отверстие в корпусе крана 16 выходит в атмосферу. Кузов вагона под действием силы тяжести опускается в поездное положение.

Для разгрузки всего состава необходимо соединить магистрали всех вагонов-самосвалов в поезде. Магистрали соединяют в соответствии с их назначением: «Питание» первого и второго вагонов, «Разгрузка левая» первого и второго вагонов и т. д. Концевые краны 15 на всех магистралях по составу должны быть открыты, краны 17 поставлены в положение «Перекрыто», а кран управления 16 - в положение «Закрыто». Для разгрузки состава вагонов, например, в левую сторону поворачивают рукоятку крана управления в положение «Открыто». После этого открывается разобщительный кран 17 и воздух из запасного резервуара по трубопроводам 10 и 9 через краны 16 и 17 поступает под поршень воздухозамедлителя 20. Воздухозамедлитель срабатывает, и сжатый воздух от запасного резервуара по трубопроводам 10 и 11 через воздухозамедлитель поступает под поршень цилиндров разгрузки правой стороны вагона. Происходит наклон вагона-самосвала.

Другие вагоны в поезде также разгружаются, так как сжатый воздух от запасного резервуара, пройдя краны 16 и 17 на пути к воздухозамедлителю, разветвляется по трубопроводам 19 и 8 магистрали «Разгрузка правая» и попадает в аналогичную магистраль соседнего вагона, и так далее во все магистрали «Разгрузка правая» остальных вагонов в составе. Магистраль «Разгрузка правая» на каждом вагоне соединена трубопроводом 19 с нижней полостью под поршнем воздухозамедлителя, т. е. на остальных думпкарах происходит срабатывание воздухозамедлителей и наклон вагона на одну сторону одновременно.

Возвращение кузова в поездное положение происходит следующим образом: кран управления 16 станет в положение «Перекрыто». Сжатый воздух из-под поршня воздухозамедлителя 20 поступает в атмосферу через отверстие диаметром 6 мм в кране управления 16 как на вагоне, с которого проводится управление, так и на других вагонах. Пройдя по трубопроводам магистрали 8, кранам 15 и межвагонным рукавам 14, воздух из-под поршня воздухозамедлителей на всех вагонах выходит в атмосферу через отверстие диаметром 6 мм в кране, которым проводилось включение. Кузова думпкаров занимают исходное поездное положение.

Четырехосные вагоны-самосвалы 6ВС-60 грузоподъемностью 60 т | Вагоны-самосвалы | Вагоны-самосвалы Д-80 и Д-82 грузоподъемностью 80-82 т