Двухосные тележки колеи 1520 (1524) мм

Двухосными тележками оборудованы вагоны-самосвалы 4ВС-50, 5ВС-60, 6ВС-60, Д-82 и ВС-85 грузоподъемностью 50-85 т. Вагоны-самосвалы грузоподъемностью 50-60 т оборудованы типовой серийной тележкой ЦНИИ-ХЗ с буксами на подшипниках скольжения или подшипниках качения. Конструкция тележки допускает нагрузку от оси на рельс 210-215 кН (21 500-22 000 кгс).

Тележка ЦНИИ-ХЗ
Рис. 82. Тележка ЦНИИ-ХЗ:

а - на подшипниках качения, б - на подшипниках скольжения

Вагоны-самосвалы Д-82 и ВС-85 грузоподъемностью 82-85 т оборудованы специальной тележкой усиленной конструкции производства Днепродзержинского вагоностроительного завода. Тележка имеет буксы на подшипниках скольжения. Элементы конструкции этой тележки (литые боковые рамы, надрессорная балка, колесные пары и рессорный комплект) допускают нагрузку от оси на рельс до 295 кН (30 000 кгс). В 1972 г. по предложению ВНИИ Вагоностроения Днепродзержинским вагоностроительным заводом была изготовлена промышленная партия двухосных тележек с буксами на роликовых подшипниках и с нагрузкой от оси на рельсы до 313 кН (32 000 кгс).

Тележка ЦНИИ-ХЗ. Тележка (рис. 82) конструкции Всесоюзного научно-исследовательского института жел.-дор. транспорта - ЦНИИ-ХЗ (автор-инж. А. Г. Ханин) имеет две литые боковые рамы 2 (боковины), надрессорную балку 3, две колесные пары 1 с буксами на подшипниках скольжения или качения 6, тормозное оборудование и два рессорных комплекта.

Тележка ЦНИИ-ХЗ имеет центральное рессорное подвешивание 5 и гасители колебаний 4 клинового типа.

Боковина тележки (рис. 83) имеет сложную рамную конструкцию, в средней части которой имеется проем для размещения рессорного комплекта, а по концам - проемы для установки букс вагонов-самосвалов .

Надрессорная балка тележки (рис. 84) представляет собой единую с подпятником отливку с кронштейном для крепления рычажной передачи (в зоне ее мертвой точки) и опорами для скользунов. В концевой части надрессорная балка имеет пазы для установки фрикционных клиньев, а в нижней - выступы для исключения выпадания и смещения пружин комплекта. Плоскость фрикционных клиньев наклонена под углом 45°.

Рессорное подвешивание тележки центральное, состоит из двух комплектов. Каждый рессорный комплект состоит из семи двухрядных пружин. Средний диаметр наружных пружин 170 мм; диаметр прутка пружины 30 мм; диаметр прутка внутренней пружины 19 мм. Гибкость двухрядной пружины 0,0182 мм/кгс. Букса с подшипниками скольжения состоит из стального литого корпуса, подшипника, вкладыша (клина), польстера и уплотняющей шайбы.

Колесная пара тележки состоит из двух колес, укрепленных неподвижно на одной оси. Колесо катаное безбандажное имеет диаметр круга катания 950 мм. Ось колесной пары относится к третьему типу с допускаемой нагрузкой до 22 000 кгс. Масса тележки 4595 кг. Тележкой ЦНИИ-ХЗ оборудованы все четырехосные магистральные вагоны.

Двухосная тележка усиленной конструкции Днепродзержинского вагоностроительного завода. Для вагонов-самосвалов грузоподъемностью 82-85 т Днепродзержинский вагоностроительный завод освоил изготовление двухосной тележки ДВЗ-ЗО усиленной конструкции (рис. 85) с литыми боковыми рамами и буксами на подшипниках скольжения. Конструкция этой тележки допускает нагрузку от оси на рельсы до 295 кН (30 000 кгс).

Тележка ДВЗ-ЗО с буксами 2 на подшипниках скольжения по своей принципиальной схеме аналогична тележке ЦНИИ-ХЗ и отличается от последней усиленными боковыми рамами 3, надрессорной балкой 6, рессорным комплектом 4 и колесными парами 1. Боковая балка 3 тележки ДВЗ-ЗО отличается от боковой балки тележки ЦНИИ-ХЗ тем, что в ней увеличены вертикальные и горизонтальные стенки для обеспечения достаточной прочности при повышенных эксплуатационных нагрузках. Надрессорная балка 6 представляет собой коробчатую отливку с усиленной центральной частью (зона расположения подпятника). У консольных частей балки повышена прочность благодаря развитию центрального внутреннего ребра до 16 мм.

Рессорное подвешивание 4 тележки ДВЗ-ЗО состоит из двух комплектов, каждый из которых имеет по семь двухрядных пружин.

Тележка усиленной конструкции на подшипниках скольжения
Рис. 85. Тележка усиленной конструкции на подшипниках скольжения

Внутренняя пружина рессорного комплекта навита из прутка 022 мм, а наружная пружина - из прутка 034 мм. Фрикционные клинья 5 аналогичны клиньям тележки ЦНИИ-ХЗ. Букса 6 тележки литая (рис. 86), обычного исполнения для размещения подшипников скольжения. Букса состоит из передней 4 и задней крышек с лабиринтным уплотнением 1. В буксе размещены вкладыш 2, подшипник 3 и польстер 5.

Ось колесной пары является усиленной по сравнению с осью тележки ЦНИИ-ХЗ-0. Диаметр шейки усиленной оси 155 мм, длина 280 мм (вместо соответственно 145 и 254 мм). Под ступичная часть оси увеличена до 185 мм, диаметр средней части оси 183 мм.

Массы (в кг) узлов тележки ДВЗ-ЗО следующие:

Балка шкворневая...............660

Боковина..... 490

Колесная пара с буксами...........1640

Рессорный комплект....... 245

Тормозное оборудование............250

Масса тележки................. 5460

Двухосная тележка с буксами на роликовых подшипниках с нагрузкой от оси на рельсы до 313 кН (32 000 кгс). С целью оборудо-

Буксовый узел тележки усиленной конструкции
Рис. 86. Буксовый узел тележки усиленной конструкции

вания двухосных тележек думпкаров с нагрузкой от оси на рельсы до 295 кН (30 000 кгс) буксами на роликовых подшипниках ВНИИВа-гоностроения разработал конструкцию буксы для колесных пар в двух вариантах.

Первый вариант предусматривает применение специального подшипника с размерами 150x250x80 мм. Корпус буксы остается таким же, как и у грузовых магистральных вагонов, изменяется лишь конструкция впрессовываемого лабиринта. Однако проектирование, согласование и освоение производства нового подшипника требуют определенного времени.

Поэтому для двухосных тележек с нагрузкой от оси на рельсы 295 кН (30 000 кгс) пока был рекомендован вариант конструкции буксы с применением серийных цилиндрических подшипников 42532Л1 и 232532Л1, имеющих размеры: внутренний диаметр 160 мм, наружный диаметр 290 мм и ширина 80 мм. Несмотря на несколько завышенную массу, такой вариант имеет следующие преимущества: подшипники уже изготовляются заводами для букс тепловозов; по своей конструкции они аналогичны подшипникам для букс магистральных вагонов. Указанные подшипники прошли стендовые испытания, а многолетняя эксплуатация в буксах тепловозов подтвердила их удовлетворительные качества. Буксовый узел с подшипниками 42532Л1 и 232532Л1 может быть применен для вагонов-самосвалов с нагрузкой от оси на рельс до 35 000 кгс. В соответствии с этими рекомендациями Днепродзержинский вагоностроительный завод разработал конструкцию тележки с нагрузкой от оси на рельсы до 32 000 кгс для вагонов промышленного транспорта.

Опытная партия таких тележек была изготовлена в 1971 г. и испытана с вагонами-самосвалами грузоподъемностью 165-170 т и с вагонами-самосвалами ВС-85 грузоподъемностью 85 т.

Тележка (рис. 87) состоит из двух колесных пар 1, четырех букс 2 для подшипников качения, боковых балок 3, рессорных комплектов 4, надрессорной балки 5 и рычажной передачи 6. Колесная пара выполнена из цельнокатаных колес 0950 мм и напрессованной оси (рис. 88). Ось изготовляют из стали ОсВ (ГОСТ 4728-59). Шейка и подступичная часть выполнены с учетом установки подшипников качения. В буксовый узел (рис. 89) входит ось 1, лабиринтное кольцо 2, корпус 3 буксы, роликовый 4 подшипник 232532Л1, роликовый 5 подшипник 42532Л1, удерживающая 7 и смотровая 6 крышки буксы. Боковая балка (рис. 90) литая, усилена по сечению.

Надрессорная балка (рис. 91) литая, коробчатая, от надрессор-ных балок других тележек отличается усилением сечения верхних и нижних поясов, вертикальных стенок и ребер. Место установки подпятника также усилено в результате увеличения толщины вертикальных ребер. В отличие от других конструкций подпятник выполнен съемным и имеет кольцо 1, которое приклепано к приливам балки 3. Между кольцом и плоскостью балки установлена сменная прокладка 2. Такое исполнение обусловлено значительными изно-сами в эксплуатации плоскости подпятника и его боковых сторон. Съемная конструкция подпятника позволяет менять износившиеся кольца и прокладки. Кольцо изготовлено из стали 45, прикреплено к балке восемью заклепаками 024 мм Сменная прокладка изготовлена из стали 45 толщиной 8 мм

Буксовый узел с роликовыми подшипниками тележки усиленной конструкции
Рис. 89. Буксовый узел с роликовыми подшипниками тележки усиленной конструкции

к балке восемью заклепаками 024 мм Сменная прокладка изготовлена из стали 45 толщиной 8 мм

Рычажная тормозная передача тележки обеспечивает одностороннее нажатие колодок на колесо. Допускаемое тормозное нажатие при чугунных колодках 10 750 кгс, а при композиционных колодках 6000 кгс.

Рессорное подвешивание тележки состоит из двух комплектов. В каждом комплекте имеется 14 пружин (7 наружных и 7 внутренних). Наружная пружина выполнена из прутка диаметром 35 мм, а внутренняя - из прутка диаметром 22 мм.

Тележки вагонов-самосвалов узкой колеи | Вагоны-самосвалы | Трехосные тележки вагонов-самосвалов