Предисловие

Транспорту принадлежит важнейшая роль в экономической системе страны. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта СССР. Около 75—80% всех перевозок в стране осуществляется железнодорожным транспортом. Объемы грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте систематически возрастают. Например, только за 5 лет (1971 —1975 гг.) грузооборот железных дорог нашей страны возрос более чем на 735 млрд, ткм, или на 30%, а пассажирооборот увеличился почти на 50 млрд, пассажиро-км, или на 18%. В десятой пятилетке предусмотрено дальнейшее увеличение грузооборота всех видов транспорта примерно на 30% и пассажирооборота на 23%, в том числе на железнодорожном транспорте соответственно на 22 и на 14—15%. Рост объема перевозок требует систематического повышения провозной и пропускной способностей железных дорог. Эту задачу можно решить развитием сети дорог и усилением технической оснащенности транспорта. В годы девятой и десятой пятилеток происходит ускоренное техническое перевооружение железных дорог магистрального, промышленного и городского транспорта.

Важнейшим средством совершенствования работы железнодорожного транспорта является повышение технического уровня подвижного состава, создание и внедрение новых высокоэффективных конструкций вагонов, обеспечение производства подвижного состава в количествах, соответствующих растущим потребностям народного хозяйства. В этих целях осуществляются многие мероприятия, направленные на техническую реконструкцию вагоностроительной промышленности, развитие производственных мощностей, организацию производства и эксплуатации новых прогрессивных видов подвижного состава. Проводятся работы по совершенствованию путевого хозяйства железных дорог, развитию служб ремонта и эксплуатации подвижного состава. Планомерно идут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых прогрессивных конструкций вагонов магистрального, промышленного и городского транспорта, обладающих повышенными технико-экономическими характеристиками.

На вагоностроительных заводах организовано производство вагонов принципиально новых типов —• специализированных грузовых вагонов для перевозки важнейших народнохозяйственных грузов, комфортабельных пассажирских вагонов для скоростей движения до 200 км/ч, современных вагонов метрополитена и трамвая и т. д. Разрабатываются и внедряются в производство и эксплуатацию новые конструкции важнейших узлов вагонов, новые материалы и полуфабрикаты, позволяющие повысить технико-экономические показатели и эксплуатационную надежность подвижного состава. Уточняется и пересматривается действующая нормативно-техническая документация, внедряются новые стандарты и технические условия.

В настоящей книге отражены современное состояние отечественного вагоностроения, основные задачи и перспективы его развития. Рассмотрены вопросы классификации вагонов, проведения опытно-конструкторских работ по созданию новых вагонов и обоснования выбора важнейших параметров вагонов. Даны сведения о применяемых материалах и основных требованиях, учитываемых при проектировании вагонов и их узлов; указаны важнейшие обоснования этих требований. Изложены технические характеристики, особенности устройства и назначения различных узлов и элементов вагонов. Приведено краткое описание конструкции важнейших видов подвижного состава. Рассмотрены основные задачи и методы проведения испытаний опытных образцов вагонов, их узлов и элементов. Рассмотрен весь комплекс вопросов, связанных с проектированием современных вагонов. Некоторые известные теоретические положения и вспомогательные сведения освещены в сжатой форме.

Глава I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вагоны | Краткий обзор и перспективы развития вагоностроения в СССР

Добавить комментарий