Почтовые и багажные вагоны, вагоны-рестораны

Почтовый вагон, эксплуатируемый в пассажирских поездах дальнего следования, предназначен для перевозки корреспонденции, посылок, периодической печати и т. д. Вагон имеет (рис. 97) две расположенные по его концам кладовые: трактовую 1 для размещения посылок, предназначенных к выгрузке на промежуточных станциях, и транзитную 7 для посылок, адресованных на конечную станцию. Кроме того, в вагоне размещены: сортировочный зал 5, купе 8 для бригады, служебное помещение 4, котельное отделение 10, туалет 3, тамбур 2 и два коридора 6 и 9. В некоторых вагонах рядом со служебным помещением расположено дополнительное купе.

Трактовая и транзитная кладовые оборудованы полками для посылок, укрепленными к продольным стенкам вагона, а также двумя двухстворчатыми дверями, открывающимися наружу и запирающимися из вагона. В трактовой кладовой установлен электрический холодильник, а в транзитной кладовой — шкаф для корреспонденции. Сортировочный зал расположен в средней части вагона. Он оборудован столами для обработки почты, шкафами, разделенными на ячейки для сортировки корреспонденции разного вида, тумбочками с лотками для писем, шкафом для продуктов и табуретками с сиденьями, регулируемыми по высоте. Установлен также специальный стол с механической очисткой корреспонденции от пыли до ее поступления на сортировку. Освещение сортировочного зала усилено настенными бра, расположенными над рабочими столами.

Купе для отдыха бригады, обслуживающей вагон, рассчитано на шесть спальных мест, из которых четыре — мягких. Служебные помещения, туалетные комнаты и котельные отделения по своим габаритным размерам, форме и оборудованию унифицированы с аналогичными помещениями пассажирских вагонов других типов. Вес тары вагона 46,7 тс, грузоподъемность 20 тс.

На некоторых направлениях из-за малого объема почтовых отправлений и багажа нецелесообразно иметь в поезде и почтовый и багажный вагоны. В таких случаях используют конструкцию, в которой совмещены функции почтового и багажного вагонов.

Планировка вагона для перевозки почты в контейнерах
Рис. 98. Планировка вагона для перевозки почты в контейнерах

Багажно-почтовый вагон выполнен по типу почтового вагона и содержит кладовую для багажа площадью 20,7 м2, расположенную со стороны единственного тамбура, кладовую для почты площадью 15,2 м2 (каждая кладовая вмещает до 10 т груза), сортировочный зал, купе отдыха бригады, купе раздатчиков багажа, котельное отделение, туалет и коридоры.

По сравнению с почтовым данный вагон имеет увеличенную багажную кладовую за счет купе для отдыха бригады, которое рассчитано только на два спальных места. Купе раздатчика багажа также двухместное. В нем, кроме спальных мест, установлены щиты электрооборудования и механический привод к двери, ведущей из тамбура в кладовую багажа. Оборудование кладовых, сортировочного зала и котельного отделения аналогично оборудованию почтового вагона. Приточная система вентиляции вагона использована для обогрева кладовой почты.

Наиболее прогрессивным способом транспортирования почты являются контейнерные перевозки. Однако их внедрение при существующих почтовых вагонах нецелесообразно, так как объем кладовых будет использован лишь на 50—60%. Следовательно, необходимо создать специальный вагон для перевозки почтовых посылок в контейнерах.

Специально спроектированный на ЛВЗ для такого рода перевозок вагон имеет один тамбур 1 (рис. 98), бытовой отсек, разделенный коридором 6 и состоящий из туалета 2, помещения 3 для обслуживающей бригады и котельного отделения 7, помещение 4 для оператора и кладовую 5 площадью 53,3 м2. Багажная кладовая вмещает 45 контейнеров, установленных вдоль вагона в 3 ряда. Контейнеры изготовлены из алюминиевых сплавов, имеют одинаковые габаритные размеры и объем 1,6 м3. Определенное положение контейнеров в багажной кладовой обеспечено направляющими и фиксирующими устройствами, установленными на полу.

Погружают и выгружают контейнеры через задвижные двери, имеющиеся в каждой боковой стене, при помощи находящихся в кладовой мостовых кранов грузоподъемностью 600 кгс каждый. Управляют кранами дистанционно с пульта управления, установленного в помещении для оператора. Вагон снабжен автономным подвагонным генератором переменного тока мощностью 11,5 кВт. Его можно также эксплуатировать в поездах с централизованным энергоснабжением, поскольку он снабжен подвагонной магистралью, рассчитанной на напряжение 3000 В. Вес тары вагона

52,3 тс, грузоподъемность 18,3 тс.

Багажный вагон используют для транспортирования багажа в пассажирских или отдельных почтово-багажных поездах. На рис. 99 дана планировка багажного вагона измененной конструкции. По сравнению с ранее выпускавшимся вагоном аналогичного назначения здесь площадь кладовой увеличена на 15 м2 за счет ликвидации одного тамбура, туалета, коридора и двух служебных

Планировка вагона-ресторана
Рис. 100. Планировка вагона-ресторана

Купе, надобность в которых миновала, в связи с изменившимися условиями эксплуатации.

Со стороны тамбура 1 расположены двухместное купе 4 для раз-датчиков багажа, служебное помещение <5, котельное отделение 6 и туалет 2 с душем. Эти помещения аналогичны помещениям пассажирских вагонов других типов. Остальную часть вагона занимает кладовая 5, оборудованная подъемными полками и настенным консольным поворотным краном с электрическим приводом грузоподъемностью 500 кгс. В каждой боковой стене кладовой имеется погрузочная двухстворчатая дверь, запирающаяся из вагона. Для прохода обслуживающего персонала в кладовую в поперечной стене между бытовыми помещениями и кладовой есть дверь со смотровым окном. Пол кладовой обшит металлическими листами.

В этом вагоне только бытовые помещения снабжены отопительными приборами. Котельное отделение оборудовано котлом, кипятильником непрерывного действия и плитой для приготовления пищи. Кроме подвагонного генератора, снабжающего вагон электроэнергией, имеется электрическая магистраль напряжением 3000 В для централизованного энергоснабжения вагона, а также подвагонная магистраль для подключения к соседнему вагону. Вес тары вагона 43 тс, грузоподъемность 26 тс.

Вагон-ресторан современной постройки с автономным электроснабжением, кондиционированием воздуха и водяным отоплением (рис. 100) имеет салон 4 на 48 человек. В отсеке, отделенном от салона перегородкой, расположены кухня 7 и раздаточная 6. Вагон имеет два тамбура 1, умывальное отделение 2, холодильную камеру 3 для замороженных блюд и полуфабрикатов, буфет 5 и котельное отделение 8. Салон разделен декоративной перегородкой на два зала, в которых у окон установлено по шесть столов, рассчитанных на четыре места каждый. В одном из залов есть буфет 5. Коридоры, расположенные по концам вагона, обеспечивают проход в соседние вагоны. Кухня оборудована трехкомфорочной плитой с вытяжным зонтом, отдельными раковинами для посуды и продуктов, а также тремя шкафами, в которых поддерживается необходимая температура двумя холодильными агрегатами холо-допроизводительностью 0,58 и 0,81 кВт (500 и 700 ккал/ч). Эти же агрегаты обслуживают шкаф, установленный в раздаточном отделении, и, кроме того, используются для приготовления пищевого льда.

В вагоне установлено еще два холодильных агрегата. Один агрегат холодопроизводительностью 0,58 кВт (500 ккал/ч) предназначен для раздаточного и буфетного отделений, снабженных шкафами емкостью соответственно 710 и 135 л; второй — холодопроизводительностью 0,81 кВт (700 ккал/ч) размещен в подвагонном ящике и обслуживает камеру для хранения замороженных кулинарных блюд, холодильный шкаф, помещенный в торце вагона со стороны котельного отделения, и ящик, смонтированный

на раме кузова. Потребители электроэнергии вагона-ресторана получают питание от двух генераторов мощностью 28 и 4,9 кВт, привод которых осуществлен соответственно от средней части оси колесной пары и ее торца.

Вагоны дальнего и межобластного сообщения | Вагоны | Вагоны скоростного сообщения