Важнейшие сведения по технике безопасности при эксплуатации и ремонте узкоколейных тепловозов

/ Тепловоз ТУ6А и ТУ7 / Важнейшие сведения по технике безопасности при эксплуатации и ремонте узкоколейных тепловозов

Общие положения. Основные требования по обеспечению безопасных условий труда при эксплуатации узкоколейных тепловозов; на дорогах МПС устанавливаются «Правилами и инструкцией по-технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного-состава» и другими руководящими материалами, действующими в этом министерстве. В отдельных министерствах и ведомствах разрабатываются свои инструкции и правила по охране труда, учитывающие особенности эксплуатации тепловозов в этих отраслях. При необходимости на отдельных предприятиях разрабатываются местные инструкции по охране труда при эксплуатации тепловозов. Местные инструкции согласовываются с соответствующим комитетом профсоюза работников данной отрасли, с санитарными и пожарными органами и утверждаются руководителем объединения, треста или предприятия.

К работе машинистами тепловозов и их помощниками на узкоколейных железных дорогах допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие теоретические и практические испытания а имеющие соответствующий документ (удостоверение).

Начальник службы тяги и начальник депо совместно с инженерно-техническими работниками узкоколейной дороги организуют обучение и инструктаж работников депо безопасным методам труда. Перед назначением на работу со всеми вновь принимаемыми в депо машинистами и их помощниками проводится вводный и первичный инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж проводится в техническом кабинете начальником депо (его заместителем) совместно с инженером или ревизором по технике безопасности.

Первичный инструктаж непосредственно на тепловозе проводит мастер депо или машинист-инструктор, а при их отсутствии- начальник депо. По окончании вводного инструктажа каждому работнику выдается под расписку инструкция или- памятка по технике безопасности, контрольный лист о прохождении обучения по технике безопасности и удостоверение о проверке знаний техники безопасности. Проведение первичного инструктажа фиксируется в контрольном листке и удостоверении по технике безопасности.

Особенно подробный и тщательный инструктаж по безопасным методам труда проводится при назначении машиниста или помощника на новую серию тепловоза.

Знания локомотивных бригад в области техники безопасности проверяются периодически (но не реже одного раза в два года) обычно одновременно с испытаниями по правилам технической эксплуатации, инструкциям по сигнализации и движению поездов.

В некоторых случаях для сопровождения тепловоза при пересылке его в капитальный ремонт из числа машинистов или помощников депо выделяется сопровождающий (проводник). Проводники должны быть ознакомлены с техникой безопасности и противопожарной безопасностью в пути следования.

Машинисты и помощники перед поступлением на работу проходят медицинское освидетельствование, которое затем периодически повторяется. Работник локомотивной бригады может быть направлен и на внеочередное медицинское освидетельствование по требованию врачей, администрации предприятия, дороги или по его личной просьбе.

Тепловозные бригады должны содержать в исправном состоянии защитные блокировки, заземления, ограждающие кожуха и другие защитные средства, а также пожарные и сигнальные принадлежности. Изолирующие защитные средства, пожарное оборудование, сигнальные принадлежности и инструмент тепловозная бригада должна применять в соответствии с их назначением и хранить в специально выделенных местах. Применять защитные средства без клейма испытания запрещается.

Приемка и сдача тепловоза. Приемка и осмотр тепловоза на узкоколейных железных дорогах производятся в депо или на станционных путях. Локомотивные бригады должны хорошо знать и точно соблюдать требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

Перед осмотром и смазкой тепловоза необходимо убедиться, что тепловоз заторможен и не может самопроизвольно сдвинуться с места. Затем очистить локомотив от грязи и снега в зимнее время.

Осмотр тепловоза начинают снаружи, а затем в кабине и внутри капота. При осмотре тепловоза в ночное время необходимо пользоваться низковольтной (12-24 В) переносной лампой с защитным колпаком или сеткой. Перед осмотром дизеля надо выключить аккумуляторную батарею (кнопку «Масса»), чтобы случайным включением кнопки стартера не привести во вращение коленчатый вал дизеля.

Запрещено во время работы дизеля открывать, исправлять и регулировать какие бы то ни было агрегаты, приборы и аппараты.

При смене тормозных колодок, тормозных камер и тормозных цилиндров необходимо выключить воздухораспределитель (если он установлен на тепловозе), выпустить воздух из запасных резервуаров, подклинить тепловоз тормозными башмаками и только после этого распустить тормозную рычажную передачу. При сборке тормозной рычажной передачи ни в коем случае нельзя проверять ■совпадение отверстий руками.

Обтирать аккумуляторную батарею следует техническими салфетками. К ремонту и осмотру аккумуляторной батареи приступают только при выключении ее рубильника (кнопки «Масса»). Тепловозная бригада перед началом осмотра и устранения обнаруженных неисправностей должна убедиться в отсутствии напряжения на осматриваемом узле или агрегате. Перед нажатием кнопки стартера (кнопки «Пуск дизеля») свистком подается предупредительный сигнал. При отсутствии воздуха в воздушной системе тепловоза машинист громким голосом извещает о пуске дизеля. При обнаружении пропуска воздуха в приборах, находящихся под давлением, их необходимо отключить от источника питания, снизить давление в них до атмосферного и только после этого выполнять работы по устранению утечек воздуха.

Экипировка тепловозов. При заправке тепловоза необходимо следить, чтобы топливо и масло не разливалось на землю. На месте, где пролиты нефтепродукты, люди могут поскользнуться и упасть. По окончании набора топлива и масла заправочные горловины баков тепловоза должны быть плотно закрыты.

При заполнении песочниц тепловоза песком необходимо, чтобы все люки капота были плотно закрыты. Не разрешается подгребать песок и засыпать его в бункер руками. При нахождении тепловоза на смотровой канаве нельзя проверять действие песочниц, пока не убедишься, что в смотровой канаве никого нет.

Обслуживание тепловоза в пути следования и при маневровой работе. Перед выездом из депо машинист обязан убедиться, что ворота депо открыты и закреплены. Выезд тепловоза из депо должен происходить со скоростью не более 3 км/ч. Во время движения тепловоза нельзя находиться на подножках, крыше кабины, капоте, а также садиться и спрыгивать на ходу. Запрещается также при движении тепловоза смазывать его узлы и обтирать кузов.

При следовании по станционным путям локомотивная бригада должна внимательно следить за правильным положением попутных стрелок, состоянием путей, подавать оповестительные сигналы и, если путь не освобождается, принимать меры к остановке. Подъезжать к составу для прицепки нужно со скоростью) не более 3 км/ч.

Перед соединением концевых тормозных рукавов надо обязательно продуть воздушную магистраль. При открытии крана для продувки следует крепко держать рукой головку тормозного рукава независимо от того, находится ли она в свободном состоянии или закреплена на кронштейне. Невыполнение этого требования может привести к травме в момент открытия концевого крана. После соединения рукавов сначала открывают концевой кран локомотива, а затем концевой кран вагона. Перед разъединением рукавов сначала прикрывают концевой кран со стороны локомотива, а затем состава и после падания давления осторожно, придерживая головки, разъединяют рукава.

Перед троганием с места машинист должен убедиться в том,, что члены его бригады находятся на месте, а другие лица, находящиеся поблизости от локомотива или на его пути, сошли с пути и отошли от локомотива и подвижного состава в сторону на расстояние не менее 1 м. После этого 'машинист должен подать сигнал и привести в движение тепловоз. Трогание поезда с места следует производить плавно, без рывков и боксования колес^ При ведении поезда или одиночного локомотива машинист обязан зорко следить за сигналами, путевыми и сигнальными знаками. Особую бдительность необходимо проявлять при подходе к мостам,, пассажирским платформам, тоннелям, выемкам, кривым участкам пути и переездам, а также в туман, дождь, метель, снег и т. п-В пути следования локомотивная бригада должна следить за работой узлов и агрегатов тепловоза на слух и по показаниям контрольно-измерительных приборов.

При встрече поездов на перегоне или одновременном приеме встречных поездов на станцию в ночное время оба машиниста должны переключать прожекторы на тусклый свет.

При скрещении поездов на станции локомотивная бригада» остановившегося поезда должна выключить прожектор, а идущего» поезда - оставить прожектор, включенный на «яркий свет». Во-избежание ослепляющего воздействия прожектора движущегося поезда на станционных работников, машинист обязан после прохода парной входной стрелки переключить прожектор на «тусклый свет» и включить «яркий свет» за последней выходной стрелкой.

В пути следования не допускается ручное подсыпание песка под колеса локомотива при боксовании. Нельзя брать песок с~ балластной призмы и посыпать его на головку рельса перед движущимся тепловозом.

Особая осторожность требуется от тепловозной бригады при необходимости остановки поезда на перегоне. В этом случае прежде чем сойти с тепловоза, следует осмотреть место остановки, а ночью это место надо осветить. Если при остановке на спуске или подъеме необходимо произвести осмотр, ремонт или смазку деталей тепловоза, то предварительно надо убедиться, что состав заторможен и не может произойти оттяжки или набегания состава. Место таких работ в ночное время должно быть хорошо освещено.

Трогание с места, остановка и передвижение при маневрах производятся по сигналу кондуктора или других должностных лиц, ответственных за производство маневров. Машинист должен прекратить маневры до получения ясных сигналов. Особенно внимательно нужно наблюдать за сигналами при движении вагонами вперед. Во время маневровой работы машинист и помощник должны внимательно следить за стрелочными указателями, движением поездов и локомотивов на станционных путях и за состоянием путей. Особую бдительность необходимо проявлять в местах, где на путях могут находиться люди (переезды, переходы, места путевых работ, платформы и т. п.).

Ремонт тепловозов. При постановке тепловоза в ремонт необходимо отключить аккумуляторную батарею от электрических цепей, отсоединив кабельные наконечники от «плюса» и «минуса» «эатареи. Во время ремонтных работ для освещения необходимо пользоваться низковольтной сетью депо напряжением 12-36 В.

На смотровых и ремонтных канавах депо тепловозы должны устанавливаться на расстоянии не менее чем 2 м один от другого. Переходить через смотровые и ремонтные канавы в депо можно только по специальному мостику. При продувке электрических машин и секций охлаждения холодильника необходимо пользоваться защитными очками.

При выкатке тележек из-под тепловоза запрещается оставлять поднятый кузов на домкратах. В этом случае под рамой тепловоза должны быть выложены предохранительные клетки из шпал или установлены специальные предохранительные подставки. Сливать масло из дизеля и гидропередачи следует в специальные емкости с плотными крышками, не допуская при этом разлива на пол и в смотровые канавы.

Во время пуска дизеля после ремонта около него могут находиться только лица, связанные с его ремонтам. Находиться в это время на боковых площадках тепловоза или на крыше капота запрещается.

Список литературы

1. Гончаров В. М., Мурзин Л. Г. Топливо, смазка, вода. М., «Транспорт», 1973, 200 с.

2. Гончаров Ю. Г., Ганкевич Т. Ц., Петров В. Е. Управление тепловозом и его обслуживание. М., «Транспорт», 1968, 296 с.

3. Залит Н. Н. Справочник по тепловозам промышленного транспорта. М., «Транспорт», 1974, 367 с.

4. Комягин А. М., Политов Г. А. Техника безопасности при обслуживании тепловозов. М., «Транспорт», 1964, 50 с.

5. Крылов В. И., Крылов В. В. Автоматические тормоза подвижного состава. М., «Транспорт», 1972, 320 с.

6. Меркурьев Г. Д. Тепловозной бригаде о топливе и смазке. М., «Транспорт», 1966, 120 с.

7. Осипов С. И., Миронов К. А., Р е в и ч В. И. Основы локомотивной тяги. М., «Транспорт», 1972, 335 с.

8. Плеханов И. П. Дизельные автомобили. М., Изд-<во ДОСААФ, 1970, 160 с.

9. Правила и инструкция по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава. М., «Транспорт», И 975, 79 с.

10. С а р я и ,В. И., Грибков В. А., Р и б б е А. И. Узкоколейные тепловозы с электрической передачей ТУ2, ТУЗ. М., «Транспорт», 1965, 298 с.

11. Стеблев Н. М., Быцко В. А. Автомобиль. М., «Лесная промышленность», 1964, 464 с.

12. Тепловоз ТГМ23. М., «Транспорт», 1973, 198 с. Авт.: Ю. С. Бибиков, В. М. Лемтюгов, В. Н. Ощехин и др.

13. Тепловоз ТУ4 колеи 750 мм (устройство и эксплуатация). М., «Лесная промышленность», 1966, 165 с. Авт.: М. И. Бутылочкин, М. И. Кондратов, В, А. Манохин, А. И. Кузьмин.

14. Терехов В. М., Муржин И. И., Щербачевич Г. С. Справочник машиниста тепловоза. М., «Транспорт», 1974, 495 с.

15. Устройство тепловозов ТГМЗА и ТГМЗБ. Под ред. А. М. Хрычикова. М., «Транспорт», 1971, 216 с.

116. Щербачевич Г. С. Техника безопасности при ремонте тепловозов. М., «Транспорт», 1971, 120 с.

Виды и периодичность технических уходов и ремонтов | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | ⇒