Обязанности тепловозной бригады и порядок вождения поездов

/ Тепловоз ТУ6А и ТУ7 / Обязанности тепловозной бригады и порядок вождения поездов

Тепловозную бригаду возглавляет машинист тепловоза. Количественный состав тепловозной бригады устанавливается на основе Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), действующих в каждом министерстве (ведомстве).

Машинист несет ответственность за содержание тепловоза в исправности и обеспечение безопасного вождения поездов по графику с соблюдением ПТЭ, инструкции по сигнализации, инструкции по движению поездов и действующих приказов, правил и указаний, относящихся к работе тепловозных бригад. Машинист обязан хорошо знать конструкцию тепловоза, профиль обслуживаемого участка, расположение и назначение на нем постоянных сигналов, график и расписание движения поездов, а также должен изучить и применять передовые методы вождения поездов и ухода за тепловозом, производить вместе с членами тепловозной бригады ремонт тепловоза, выполнение которого возложено на тепловозную бригаду.

Приемка и сдача тепловоза. При приемке тепловоза машинист обязан убедиться в его исправности. Особое внимание при этом он должен обращать на исправность тормозов и песочниц. После приемки тепловоза и до его сдачи в депо или сменной бригаде машинист несет полную ответственность за состояние тепловоза и содержание его механизмов и агрегатов в исправном состоянии.

При приемке тепловоза в депо машинист должен проверить выполнение записанного ремонта и убедиться в исправности всех агрегатов и механизмов тепловоза, наличии песка, смазки, топлива и воды, инструмента, сигнальных принадлежностей и противопожарного инвентаря.

При смене бригад на деповских или станционных путях сдающая бригада обязана подготовить тепловоз к сдаче привести его в надлежащее состояние и в зависимости от местных условий произвести полную или частичную экипировку. Локомотивная бригада, принимающая тепловоз, за время приемки обязана просмотреть Журнал технического состояния тепловоза и убедиться в исправной работе всех механизмов тепловоза. О приеме и сдаче тепловоза машинист обязан сделать запись в Журнале технического состояния тепловоза.

Обнаруженные во время приемки неисправности должны быть устранены силами сдающей и принимающей бригад. Если неисправности у тепловоза не могут быть устранены силами бригад, то машинист, принимающий тепловоз, немедленно должен поставить в известность дежурного по депо или заменяющего его работника. При приемке тепловоза принимающая бригада производит работы в объеме ежесменного ухода.

Сдавая тепловоз в депо, машинист должен поставить его в указанном месте и привести тепловоз в нерабочее состояние. Для этого необходимо: поставить штурвал контроллера на нулевою позицию, при длительной стоянке реверс ставится в нейтральное положение; остановить дизель; отключить аккумуляторную батарею, выключив кнопку «Батарея» («масса»); осмотреть тепловоз и записать обнаруженные неисправности в книгу ремонта; выключить все выключатели и кнопки на тепловозе; закрыть все дверцы капота, окна и двери, затормозить тепловоз ручным тормозом; запереть замки дверей и ключи передать дежурному по депо. При постановке тепловоза в периодический и подъемочный ремонт из систем сливают воду, масло, топливо.

Пуск дизеля. Перед пуском дизеля необходимо открыть краны в топливной системе; поставить штурвал управления в нулевое положение; убедиться, что тепловоз заторможен ручным или воздушным тормозом, и дать предупредительный сигнал о пуске дизеля.

Для пуска дизеля на тепловозе ТУ7 необходимо включить кнопку «Батарея», включатель «Управление» и нажать кнопку «Масляный насос». При давлении в главной магистрали 3,0- 3,5 кгс/см2 включить кнопку «Стартер». После пуска дизеля кнопку электростартера отпустить и выключить тумблер «Масляный насос». Если дизель с первой попытки не удалось пустить, допускается произвести еще две попытки пуска. Допустимая длительность включения стартера 5 с с интервалами^ 15-20 с. После трех безуспешных попыток необходимо установить причину отказа и ликвидировать обнаруженную неисправность. На время пуска дизеля рекомендуется не включать другие потребители энергии. После пуска дизеля частота вращения коленчатого вала на холо стом ходу должна быть 500-600 об/мин, давление масла - не ниже 2,5 кгс/см2. Дизель следует хорошо прогреть на холостом ходу. Когда температура воды и масла достигнет 30°С, можно постепенным поворотом штурвала увеличить частоту вращения вала дизеля. Дизель считается подготовленным к нормальной эксплуатации на всех режимах при температуре масла и воды 55°С.

Пуск дизеля на тепловозе ТУ6А производят нажатием на пусковую кнопку стартера, предварительно включив кнопку «Батарея». Педаль подачи топлива (или рычаг управления подачей) должна находиться в положении «Максимальная подача».

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с. Если дизель не начал работать, то следующий пуск можно производить не ранее чем через 1-2 мин. Рекомендуется производить не более трех последовательных попыток, после чего, если двигатель не начал работать, следует принять меры для устранения причин плохого пуска.

Во время работы дизеля ЯАЗ-М204А на холостом ходу нужно избегать резкого изменения частоты вращения коленчатого вала. После пуска двигателя необходимо прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 50°С сначала в течение 1 мин при 400- 500 об/мин коленчатого вала, а затем постепенно увеличивать частоту вращения до 1500 об/мин. Манометр системы смазки должен показывать давление не менее 0,4 кгс/см2 при частоте вращения коленчатого вала 500 об/мин. Перед нагрузкой дизеля температура воды должна быть не менее 50°С. Амперметр должен показывать зарядный ток при частоте вращения коленчатого вала более 1300 об/мин.

При температуре воздуха ниже +5°С пуск дизеля только стартером затруднен, поэтому в систему пуска на тепловозах ТУ6А и ТУ7 включен электрофакельный пусковой подогреватель типа ПЖД-44. Пусковой подогреватель горячей водой, проходящей через водяные рубашки, подогревает блок цилиндров дизеля, а выпускные газы подогревателя разогревают поддон и находящееся в нем масло. Дизель подогревают до температуры воды в водяной рубашке и насосе 15-20°С. После этого приступают к пуску.

Трогание тепловоза с места. Перед троганием тепловозов ТУ6 и ТУ7 необходимо проверить нормальную работу звукового сигнала, тормозов, песочниц и отпустить тормоза.

Перед троганием с места тепловоза ТУ7 необходимо установить штурвал контроллера в нулевое положение (позицию) и включить реверс, для чего нажать на кнопку «Блокировка реверса» и перевести рукоятку реверса в положение «Вперед» или «Назад». У тепловозов раннего выпуска вместо рукоятки реверса на пульте имеются кнопки «Вперед» и «Назад». Загорание светового сигнала на пульте управления свидетельствует о полном включении реверса.

Затем включается кнопка «Гидропередача», подается звуковой сигнал и штурвал контроллера переводится на первую позицию, соответствующую троганию тепловоза с места.

При трогании с места тепловоза ТУ6А необходимо: перевести рукоятку реверса в требуемое положение «Вперед» или «Назад», нажать ногой на педаль сцепления, выжать сцепление; рычаг коробки передач перевести в положение первой передачи, медленно и плавно отпустить педаль муфты сцепления. Педалью подачи топлива поддерживать частоту вращения коленчатого вала дизеля в пределах 500-1950 об/мин.

Переключение рычагов при трогании с места во избежание рывков и поломок производить плавно при возможно малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Во всех случаях тро-гания с места независимо от груза и профиля пути нужно пользоваться только первой передачей.

Для изменения направления движения тепловоза ТУ6А с переднего хода на задний или наоборот рычаг реверса быстро переводится в противоположное крайнее положение, мииуя нейтральное. Этот перевод разрешается лишь при полной остановке тепловоза.

Следование тепловоза с поездом и уход за ним в пути. После прицепки тепловоза к составу машинист обязан убедиться в правильности сцепления тепловоза с первым вагоном состава и соединения их воздушных рукавов, а также в открытии концевых кранов между ними; проверить давление в тормозной магистрали и убедиться в том, что падение давления не превышает допустимого по действующим нормам; опробовать тормоза и проверить, соответствуют ли они установленным нормам.

Вес прицепленного состава не должен превышать установленных норм для данного участка или дороги. Величина веса состава для тепловозов ТУ7 и ТУ6А зависит от величины расчетного подъема, типа вагонов и состояния пути. В табл. 12 приведены примерные веса составов для тепловозов ТУ7 и ТУ6А, работающих на вывозке древесины в хлыстах по магистральным и временным путям. Вес составов определен исходя из паспортных величин расчетных сил тяги, равных 5400 (ТУ7 весом 24 тс), 4700 (ТУ7 весом 20 тс) и 2700 кгс (ТУ6А) при расчетных скоростях движения по подъему соответственно 13, 15 и 8 км/ч. Для всех других условий веса составов должны быть определены по правилам тяговых расчетов. Веса составов, указанные в табл. 12, проверены на трогание с места на расчетном подъеме.

После готовности поезда к отправлению необходимо убедиться в том, что кран машиниста находится в поездном положении, а прямодействующий кран - в положении перекрыши. После сигнала кондуктора подается сигнал тифона, а затем переводится штурвал контроллера в первое, второе и последующие положения. Штурвал контроллера переводят с выдержкой по позициям не менее 5 с.

Трогание поезда с места следует производить плавно, не допуская боксования колес тепловоза. Для предотвращения боксова-

Таблица 12

ния колес машинист должен своевременно подавать песок. Если боксование все же началось, необходимо перевести штурвал контроллера (педаль или рукоятку подачи у ТУ6А) на низшее положение, увеличить подачу песка и только тогда переводить штурвал контроллера на высшие позиции.

Для снижения скорости в пути следования у тепловоза ТУ7 штурвал контроллера переводят на низшие позиции вплоть до нулевой, а при необходимости используют тормоза локомотива и состава или переводят штурвал контроллера в тормозные позиции (у тепловозов, оборудованных гидротормозом). Для снижения скорости состава в пути следования у тепловоза ТУ6А с помощью педали или рукоятки подачи уменьшают подачу топлива и при необходимости используют тормоза локомотива и состав:.

В пути следования машинист и его помощник, если он имеется в составе бригады, должны следить за работой всех агрегатов тепловоза. У тепловоза ТУ7 в пути следования под нагрузкой приборы должны показывать давление масла в системе дизел.я 6-10 кгс/см2; температуру воды на выходе из дизеля 80-90ЭС (максимальная допустимая температура воды на выходе из дизеля 99°С, минимальная 70°С); температуру масла на выходе из дизеля 80-90°С (максимальная допустимая температура масла 110°С, минимальная - 70°С); температуру масла на выходе из гидропередачи 60-100°С (максимально допустимая температура масла гидропередачи 110°С).

В случае падения давления масла дизеля или роста температуры выходящих из дизеля масла и воды свыше максимально допустимых значений необходимо немедленно остановить дизель и выяснить причины.

Во время работы дизеля при частоте вращения коленчатого вала дизеля свыше 750 об/мин амперметр должен показывать заряд аккумуляторной батареи. Величина зарядного тока от 5 до 40 А в зависимости от степени разряженности батареи. Вольтметр должен показывать напряжение 27-29 В. У тепловоза ТУ6А приборы в пути следования должны показывать давление масла дизеля 2,5-4,0 кгс/см2, температуру масла 95-105°С, температуру воды не ниже 70°С; амперметр должен показывать заряд батарей.

Во время следования в пути скорость движения тепловоза ТУ6А увеличивается постепенным нажатием на педаль или рукоятку подачи топлива. При доведении скорости до 3,5-5 км/ч педаль сцепления выжимается и рычаг скоростей передач быстро переводится в нейтральное положение при одновременном снижении частоты вращения вала двигателя. Это необходимо для уравнивания окружных скоростей вращающихся шестерен, а далее рычаг скоростей переводится в положение, соответствующее второй передаче.

При этом время переключения с одной передачи на другую должно быть очень непродолжительным, чтобы движущийся по инерции тепловоз не потерял средней скорости. Таким же способом производится дальнейшее переключение со второй передачи на третью и с третьей «а четвертую и т. д., если только профиль пути и вес состава позволяют переход на максимальные скорости.

Во время движения тепловоза ТУ6А на спуске ставить рычаг реверса в нейтральное положение не следует, так как после этого включение затруднено и специально для включения приходится делать вынужденную остановку.

Локомотивная бригада должна периодически проверять работу топливной системы, в особенности форсунок и насосов (по пульсации нагнетательных трубок, работе дизеля на слух и по цвету выпускных газов). При зависании иглы форсунки и подтекании топлива увеличивается нагарообразование на поршнях дизеля, пригорают поршневые уплотнительные кольца и клапаны распределения. Слышится характерный стук в цилиндрах дизеля.

При движении с большой скоростью локомотивная бригада должна особенно внимательно следить за показаниями спидометра и не превышать максимально допустимую скорость 50 км/ч для тепловоза ТУ7 и 41 км/ч для тепловоза ТУ6А, что особенно важно при следовании с составом под уклон. При появлении в пути каких-либо неисправностей в работе отдельных агрегатов и узлов тепловоза машинист должен принимать все меры к их устранению.

Остановка тепловоза. Для остановки тепловоза ТУ7 уменьшают частоту вращения коленчатого вала дизеля до 1000- 1100 об/мин и выключают включатель «Гидропередача», прекратив тем самым работу гидропередачи.

Проработав некоторое время на 1000-1100 об/мин (пока ди^ зель не охладится до температуры воды 60-70°С), штурвал контроллера переводят в нулевую позицию и выключают включатель «Управление». После остановки дизеля выключают все остальные включатели и кнопку «Батарея» («Масса»). При длительной стоянке тепловоза реверс переводится в нейтральное 'положение.

Для остановки тепловоза ТУ6А рычаг переключения передач устанавливается в нейтральное положение и производится торможение состава до остановки с помощью тормозов локомотива или состава (если имеются в составе автоматические тормоза).

Если необходимо остановить двигатель, то частоту вращения коленчатого вала снижают до 1200 об/мин и работают на этом режиме 3-5 мин. После этого нужно установить педаль подачи топлива в положение «Минимальная подача». Полная остановка дизеля на тепловозе ТУ6А осуществляется путем вытягивания на себя рукоятки прекращения подачи топлива. После остановки двигателя следует переместить эту рукоятку до отказа в исходное положение, одновременно нажав до отказа на педаль подачи топлива. Дальше выключаются все остальные выключатели и кнопка «Батарея» («Масса»), Пользоваться рукояткой аварийного останова двигателя ЯАЗ-М204А допускается только в исключительных аварийных случаях. При остановке дизеля тепловоза ТУ6А необходимо обязательно перекрыть подачу топлива краном на заборной трубе во избежание переполнения топливом насос-форсунок.

Экипажная часть | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Обкатка тепловозов