Особенности эксплуатации тепловоза в зимнее время

/ Тепловоз ТУ2 / Особенности эксплуатации тепловоза в зимнее время

В зимнее время эксплуатация тепловозов усложняется, а поэтому требуется больше внимания локомотивной бригады к обслуживанию тепловоза.

При низкой температуре окружающего воздуха затрудняется проворачивание коленчатого вала вследствие повышения вязкости масла на поверхностях трения кривошипно-шатунного механизма и других движущихся деталей; аккумуляторная батарея имеет пониженные емкость и напряжение, что приводит к замедленному вращению вала тягового генератора, а следовательно, и коленчатого вала при пуске дизеля.

При замедленном вращении коленчатого вала повышаются утечки воздуха из рабочей полости цилиндра при его сжатии и теплоотдача к стенкам цилиндра, поршня и камеры сгорания. Кроме того, уменьшается нагрев засасываемого в цилиндры дизеля воздуха при его сжатии, что ухудшает самовоспламенение топлива в камерах сгорания.

Кроме того, ухудшается распыливание и смесеобразование топлива в камере сгорания вследствие повышения вязкости и ухудшения испаряемости его.

При недостаточном поступлении смазки на трущиеся места в холодном дизеле вследствие повышенной его вязкости увеличивается износ деталей кривошипно-шатунного механизма, что ведет к сокращению срока их службы.

Подготовка тепловоза к работе и запуск дизеля на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении при температуре ниже +5°С. В топливный бак заливают зимнее топливо, подогретое до 20-50° в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Систему смазки заполняют маслом, подогретым до 80-100°С; при этом в картер дизеля через сапун заливают 5-6 л горячего масла для подогрева маслопроводов в нижнем картере и масляного насоса.

В систему охлаждения через водяной бак заливают воду, имеющую температуру не выше 60° (рука едва терпит), до тех пор, пока из спускного крана не пойдет теплая вода; после этого подают более горячую воду (температурой 75-80°), пока из спускного крана не пойдет горячая вода и не прогреется корпус водяного насоса. Воду следует заливать быстро под напором без перерыва. При этом краник на калорифере надо держать открытым до тех пор, пока через него не пойдет вода.

Заправку компрессора производят маслом, подогретым до 80- 100°С за 5-10 мин перед пуском дизеля.

Перед запуском дизеля необходимо проверить состояние аккумуляторной батареи. Регулятор топливного насоса заправить смесью, состоящей из 50% дизельного топлива и 50% масла марки

МС-14, до уровня контрольной пробки. Запуск подогретого и подготовленного таким образом дизеля производят обычным порядком. Во время запуска температура воды должна быть не ниже 40, а масла 30°.

Запуск дизеля без предварительного подогрева горячей водой и маслом, а также прокачка масла ручным насосом категорически запрещаются.

Зимой после запуска нужно прогреть дизель первые 10 мин при 700-800 об1мин до температуры воды 50°, масла 40°, затем постепенно увеличить скорость вращения коленчатого вала до 1 000 - 1 100 обIмин.

Нагружать дизель разрешается только при температуре выходящей воды 50 -г- 55°С. Зимой не разрешается работать на холостом ходу или под нагрузкой при температуре выходящей воды и масла ниже -4-60°С, так как это ведет к осмолению клапанов и поршней дизеля, что может вызвать серьезную аварию.

В зимних условиях, кроме обычных проверок работы всех узлов и агрегатов тепловоза, необходимо продуть через спускные краны главные резервуары, отстойники воздушных магистралей и через концевые краны все воздушные магистрали.

В случае длительной остановки дизеля необходимо закрыть боковые и верхние жалюзи холодильника и внимательно следить за температурой воды и масла. При снижении температуры воды и масла необходимо прогреть систему охлаждения при помощи котла-подогревателя.

Следование в пути. При вынужденных остановках не допускать резкого охлаждения дизеля и холодильника. Необходимо поддерживать температуру воды не ниже 40-50°С, а масла не ниже 30-40°С. При температуре окружающего воздуха ниже -25°С на боковые жалюзи холодильника плотно навесить утеплительные чехлы и ни в коем случае не держать люки и двери кузова открытыми.

При следовании в пути регулировку температуры масла и воды нужно производить очень осторожно, так как чрезмерное охлаждение может увеличить вязкость масла в системе, что повлечет за собой полное прекращение циркуляции его в холодильнике. Это приведет в свою очередь к перегреву масла в дизеле.

Тяговые электродвигатели следует тщательно осматривать как перед выездом, так и в оборотном депо. Попавшая на коллектор электродвигателя или провода влага должна быть удалена, а электродвигатели подвергнуты сушке, если сопротивление изоляции недопустимо снизилось.

Остановка тепловоза на длительное время. В случае остановки тепловоза на длительное время необходимо спустить всю воду из системы охлаждения и масло из системы смазки. Масло из дизеля и компрессора следует сливать сразу же после остановки дизеля. После спуска масла закрыть все сливные краны, а затем приступить к спуску воды из системы охлаждения. Водуразрешается спускать только тогда, когда температура ее снизится до 50 55°С. Для ускорения охлаждения воды можно включить вентилятор холодильника.

Для спуска воды следует открыть спускной вентиль на сливной трубе, краны на рубашках охлаждаемых выхлопных коллекторов, верхнюю пробку расширительного бака, краник на калорифере и после слива воды из системы охлаждения оставить их в открытом положении, затем открыть сливную пробку на водяном насосе и спустить воду. Следует помнить, что неполностью спущенная вода и даже оставленные капли примораживают крыльчатку водяного насоса; это может привести к ее поломке.

Осмотр тепловоза после работы | Тепловоз ТУ2 | Текущее содержание и ремонт тепловоза