Тепловоз ТУ2 | Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея служит для питания главного генератора при запуске дизеля тепловоза, цепей управления и освещения при неработающем вспомогательном генераторе, а также для питания обмотки возбуждения вспомогательного генератора до его перехода на самовозбуждение.

Аккумуляторная батарея тепловоза ТУ2 состоит из пяти последовательно соединенных секций типа 6СТЭН-140М. Емкость батареи при десятичасовом разряде 140 а-ч. Номинальное напряжение 60 в. Каждая секция в свою очередь состоит из шести аккумуляторов, помещенных в деревянный или эбонитовый ящик 1 (рис. 73) с откидными ручками 10. Все шесть аккумуляторов с помощью свинцовых перемычек 16 соединены последовательно. Таким образом номинальное напряжение секции батареи равно 12 в, а емкость при токе десятичасового разряда составляет 140 а-ч.

Каждый аккумулятор состоит из блоков положительных 7 и отрицательных 6′ пластин, размещенных в эбонитовом бачке 4 с электролитом. Каждая положительная пластина помещается между двумя отрицательными. Для того чтобы исключить возможность коротких замыканий между разноименными пластинами, прокладываются пористые разделительные пластинки 8 (сепараторы). Все положительные пластины спаяны между собой при помощи свинцовой полосы, которая имеет полюсный вывод. Отрицательные пластины соединены таким же образом. Дно бачка 4 имеет выступы, на которые опираются блоки пластин. Впадины между выступами

Аккумуляторная батарея

Рис. 73. Аккумуляторная батарея: 1-ящик; 2 — крышка; 3 — кислотоупорная мастика; 4 — бачок; 5 — подставка под аккумулятор; 5- отрицательная пластина; 7 — положительная пластина: 8 -сепаратор; 9-свинцовая полоса с полюсным выводом; 10- откидная ручка; 11-стопор; 12 -защитная коробка; 13 — серьга; 1-1 — выводы; 15 — пробка; 16 — перемычкаслужат сборниками, в которых оседают мелкие частицы активной массы, выпадающие из пластин при работе аккумулятора, что предохраняет пластины от короткого замыкания.

Поверх блоков пластин накладывается эбонитовая решетка. Бачок 4 после установки в нем блоков закрывается эбонитовой крышкой 2, которая имеет отверстия для выхода полюсных выводов и горловину для заливки электролита. Пространство между бачком и крышкой для уплотнения заливается кислотоупорной мастикой. Горловины бачков закрываются пробками 15, которые имеют отверстия для выхода газов, выделяющихся при работе аккумулятора.

Новая аккумуляторная батарея в сухом виде, без электролита, может храниться в течение трех лет без ухудшения ее электрических характеристик. Для приведения новой батареи в рабочее состояние нужно залить ее электролитом. В качестве электролита для батареи служит раствор серной кислоты с удельным весом 1,83 в дистиллированной воде. Плотность электролита в заряженныхэлементах аккумулятора тепловоза, работающего в южных районах, при -!-30°С должна быть 1,235 — 1,245; на тепловозе, работающем в северных районах, при той же температуре 1,275 — 1,285. Пересчет плотности электролита для других температур производится по специальным таблицам. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25СС.

Электролит заливается в аккумуляторы до уровня на 10-12 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. После заливки батарея выдерживается в течение 2-3 ч, затем ставится на подзарядку, причем температура электролита в конце зарядки не должна превышать -f30°C.

Первая подзарядка батареи производится током 12 а в течение 5 ч. Удельный вес электролита в конце пятичасового подзаряда, приведенный к 15°С, не должен отличаться от удельного веса заливаемого электролита, также приведенного к -~15°С, более чем на 0,01. Если такая величина удельного веса электролита не будет достигнута, то ток подзаряда необходимо снизить до 8 а и продолжать подзаряд до постоянства удельного веса электролита в течение 2 ч.

Если температура электролита во время подзарядки поднимется выше -}-450С, то зарядный ток следует снизить до 5 а, если же и при этом токе температура электролита будет продолжать повышаться, то необходимо прерывать подразряд и дать остыть электролиту до +30°С. Время, затраченное на охлаждение электролита, не включается в длительность подзаряда.

После приведения батареи в рабочее состояние все последующие заряды ведутся двумя ступенями: первая ступень — током 16- 20 а, вторая — 8 а. Ориентировочное количество ампер-часов при заряде полностью разряженной батареи составляет 160-190.

На вторую ступень заряда следует переходить, как только напряжение на большинстве элементов достигнет 2,4 в.

Конец заряда током второй ступени определяется по обильному газовыделению во всех элементах, постоянству удельного веса электролита и напряжения у всех элементов батарей в течение 2 ч.

Уход за батареей. Наиболее частыми неисправностями свинцовых аккумуляторных батарей являются сульфатация пластин и короткие замыкания.

Для устранения сульфатации аккумуляторную батарею разряжают током десятичасового режима, электролит выливают, вместо него наливают дистиллированную воду и ставят батарею на зарядку током второй ступени. Заряд ведется до постоянства удельного веса электролита и напряжения на элементах в течение 5-6 ч. В конце заряда доводят удельный вес электролита до 1,285-0,005 (при +30гС) доливкой электролита удельного веса 1,40, после чего проводят контрольный разряд током десятичасового режима. Если при этом разряде батарея отдаст менее 90% от гарантийной емкости, то указанную операцию повторяют 2-3 раза.

Во время заряда необходимо каждый час замерять температуру, удельный вес электролита и напряжение элементов. Уровень электролита во время заряда, в случае понижения, надо восстанавливать, доливая в элементы дистиллированную воду.

Короткие замыкания, не удаляемые при промывке элементов, устраняются путем вскрытияэлементов и удаления очагов замыкания.

Вспомогательные электродвигатели | Тепловоз ТУ2 | Основные электрические аппараты

Добавить комментарий