Привод вентилятора холодильника

/ Тепловоз ТУ2 / Привод вентилятора холодильника

Привод вентилятора (рис. 52) состоит из горизонтального 2 и вертикального 6 карданных валов, конического редуктора 4 с фрикционной муфтой 10 и подшипника 8.

На свободном конце горизонтального вала конического редуктора насажено колесо центробежного вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки тепловоза.

Муфта включения 10 предназначена для пуска или остановки вентиляторного колеса; включение ее производится вручную рычагом 11. Муфта допускает проскальзывание ведущего и ведомого дисков, чем частично устраняются инерционные усилия при включениях вентилятора, а также при изменении режима скорости вращения коленчатого вала дизеля. Фрикционная муфта включения вентилятора холодильника, применяемая на тепловозе ТУ2, заимствована из сцепления автомобиля «Москвич» с незначительными конструктивными изменениями.

Вертикальный карданный вал 6 шарниром 5 соединен с вертикальным валом конического редуктора 4, а шарниром 7 - с валом вентиляторного колеса, вращающегося в двух радиальных шарико подшипниках, установленных в корпусе подшипника 8. Соединение редуктора с валом вентилятора посредством карданного вала допускает некоторое смещение осей редуктора и подшипника вентиляторного колеса без нарушения работы привода вентилятора.

Корпус подшипника 8 вентиляторного колеса крепится к угольникам арки холодильника.

Рис. 52. Привод вентилятора: 1, 3, 5, 7 -шарниры карданного вала; 2 - горизонтальный карданный вал; 4 - конический редуктор; 6-вертикальный карданный вал; 8-подшипник; 9 - колесо вентилятора; 10 - фрикционная муфта; 11 -рычаг отводки муфты; 12 - винт регулировкифрикционной муфты

Корпус редуктора 8 (рис. 53) представляет собой литую коробку из силумина с двумя горизонтальными и одной вертикальной горловинами. В горизонтальных горловинах на шарикоподшипниках 5 и 17 установлен полый вал 18 с конической шестерней 7. Между шестерней 7 и шарикоподшипником 17 установлена распорная втулка 6, удерживающая шарикоподшипник от осевого смещения. К фланцу полого вала посредством шпилек прикреплена фрикционная муфта сцепления, состоящая из ведомого фланца 19, ведущего диска 20 с фрикционными накладками и нажимного внешнегодиска 21 с шестью нажимными пружинами 28. Внутри полого вала 18 расположен ведущий вал 3, который соединен горизонтальным карданным валом с распределительным редуктором и может вращаться независимо от полого вала 18.

Ведущий диск 20 имеет возможность перемещаться вдоль оси вала 3 вместе со шлицевой втулкой 25.

Рис. 53. Конический редуктор: 1, 7 - конические шестерни; 2, 10, 31-стаканы подшипника: 3- вал ведущий; 4, 5, 9, 14, 17- шарикоподшипники; 6. 11 - распорные втулки: с? -корпус; 12 - ведомый вал; 13 - прокладка; 15 -гайка; 16, 30 - крышки; 18 - полый вал; 19 - ведомый фланец; 20- ведущий диск; 21 - нажимной диск: 22 - отжимной рычаг; 23 - винт; 24 - шарнир рычага; 25 - шлицевая втулка; 26 - пята; 27 - графитовое кольцо; 28 - пружина; 29 - кожух

В вертикальной горловине корпуса редуктора в стакане 10 на шарикоподшипниках 9 и 14 установлен ведомый вал 12, на нижнем хвостовике которого насажена шестерня 7, входящая в зацепление с ведущей шестерней 1. Внутренняя обойма шарикоподшипника 9 через прокладное кольцо опирается на торец шестерни 7, а внутренняя обойма шарикоподшипника 14 зажимается через прокладку гайкой 15. Наружная обойма шарикоподшипника 14 зажата между заплечиком стакана 10 и кольцевым буртом верхней крышки 16, соединенной с корпусом редуктора шпильками. Минимальный боковой зазор в зацеплении зубьев шестерен должен быть не менее 0,20 мм при полностью выбранных в сторону вершины конуса осевых люфтах вертикального и горизонтального валов.

При полностью выбранных в направлении основания конуса осевых люфтах вертикального и горизонтального валов величинабокового зазора в зацеплении зубьев на новом редукторе или при установленных новых шестернях не должна быть более 0,4 мм. Проверка зазора в зацеплении производится щупом через люк корпуса. Регулируется зазор набором прокладок 13, уложенных между верхним торцом корпуса 8 и буртом стакана 10. Правильность прилегания рабочих поверхностей зубьев проверяется по краске.

Со стороны кожуха 29 расположен механизм отводки (включения и выключения муфты), который состоит из отжимных рычагов 22 с укрепленной на их концах чугунной пятой 26. При включении муфты на пяту нажимает графитовое кольцо 27 (подпятник) выжимного подшипника, запрессованное в гнездо вилки выключения. Последняя соединена с рычагом И (см. рис. 52). При переводе механизма отводки рычагом вправо графитовое кольцо 27 освобождает пяту 26 и концы отжимных рычагов 22. При этом пружины 28, установленные по окружности кожуха 29, переместят нажимной диск 21 влево. Вследствие этого ведущий диск 20 с фрикционными накладками будет зажат между нажимным диском 21 и фланцем 19, т. е. произойдет включение муфты. В первый момент ведущий диск 20 несколько проскальзывает относительно ведомых частей муфты, чем обеспечивается мягкость включения вентилятора. При включении муфты приводится во вращение полый вал 18, который посредством шестерен 1 и 7 передает вращение ведомому валу 12 и далее вентиляторному колесу. Скорости вращения вентиляторного колеса и коленчатого вала дизеля одинаковы.

Смазка подшипников и шестерен конического редуктора осуществляется разбрызгиванием масла, которое заливают в масляную ванну корпуса до уровня контрольной пробки. Уровень масла контролируется по масломерному стеклу, установленному на корпусе.

При эксплуатации тепловоза необходимо своевременно производить регулировку муфты включения, так как при износе фрикционных накладок ведущего диска происходит проскальзывание ведомых и ведущих частей муфты, что вызывает перегрев ее. Перекос нажимного диска при сборке муфты также является причиной ее ненормальной работы и перегрева.

Регулировка муфты на правильность сцепления ведущего диска 20 с ведомым фланцем 19 и нажимным диском 21 осуществляется затяжкой или ослаблением пружин 28 посредством нажимных винтов, расположенных на кожухе муфты. При этом достигается параллельная установка нажимного диска 21 относительно ведущего диска 20.

При недостаточном нажатии в случае износа накладок ведущего диска 20 следует винтом на рычаге отводки восстановить зазор между упорным концом и подшипником отводки, равный 2 мм. При вращении винта от себя (ввинчивание его) рычаг отводки сокращает зазор; при вращении винта на себя (вывинчивание его) зазор увеличивается. Своевременная регулировка указанного зазора является обязательным условием надежной работы муфты в эксплуатации.

Радиаторы холодильника | Тепловоз ТУ2 | Управление холодильником