Воздухораспределитель уcл. № 270-005-1

Устройство. В комплект воздухораспределителя уcл. № 270-005-1 входят следующие узлы: двухкамерный резервуар 1 уcл. N2 195 с переключателем грузовых режимов, магистральная часть 2 с переключателем 3 равнинного и горного режимов, главная часть 4 с отпускным клапаном 5.

Двухкамерный резервуар, главная часть и отпускной клапан такие же, как и в воздухораспределителе уcл. № 270-002, магистральная часть иная, диафрагменно-клапанной конструкции.

Магистральная часть объединяет три узла с деталями: корпус 1 (рисунок на с. 125),

крышку 9 и диафрагму 18. В корпус ввернуто седло 6, уплотненное с двух сторон резиновыми прокладками. К седлу прижимается пружиной 20 клапан 2 дополнительной разрядки магистрали. Уплотнительная прокладка 3 этого клапана закреплена штифтом 4, который одновременно служит упором для толкателя 7. Между корпусом 1 и прива-лочным фланцем двухкамерного резервуара на четырех штырях 22 укреплена прокладка 21.

В крышке 9 размещен корпус сальника 11 с двумя манжетами 12, которые закреплены шайбой и распорным кольцом. С правой стороны на корпусе сальника есть седло для резиновой диафрагмы 13.

Пластмассовый колпачок прижимается к диафрагме пружиной 14, другой конец которой размещен в гнезде упорки 16. Упорка имеет винтовую прорезь для осевого перемещения на фиксаторе 15 и ручку для переключения.

Верхнее положение ручки переключателя соответствует горному режиму, нижнее — равнинному.

Диафрагма 18, закрепленная между шайбами 17 и 19. одновременно служит уплотнением места привалки крышки к корпусу.

Сквозь отверстия в шайбах проходит плунжер 10, который играет роль золотника. В левом торце плунжера имеется резиновое уплотнение, закрепленное ниппелем с дроссельным отверстием диаметром 0,75 мм. Усилие пружины 8 (большее, чем пружины 20) передается через плунжер 10 и ниппель на толкатель 7, который при торможении упирается в клапан 2 дополнительной разрядки и отжимает его от седла.

Распорное кольцо 5 оказывает дополнительное сопротивление (1,0—1,5 кгс) перемещению диафрагмы, обеспечивая устойчивое положение ее при перекрыше.

Диафрагма 18 разделяет две камеры — магистральную и золотниковую, а диафрагма 13 отделяет полость рабочей камеры, сообщенной с одноименной камерой объемом 6 л в двухкамерном резервуаре.

Действие. Зарядка. При повышении давления в магистрали и камере МК (рисунок на с. 126) диафрагма 16 с шайбами 14 и 17 занимает крайнее правое положение до упора .шайбы 14 диафрагмы в корпус сальника 13.

При таком перемещении диафрагмы Другие детали занимают соответствующие положения. Клапан 19 дополнительной разряд ки прижат пружиной 20 к своему седлу, не допуская сообщения магистрали с полостью дополнительной разрядки ДР, связанной с каналом 21 дополнительной разрядки в главной части; плунжер 5 прижат к своему седлу пружиной 15; отверстия 9 и 10 находятся с правой стороны от манжет.

Воздух из камеры УИК через четыре отверстия 3 диаметром по 2 мм и дроссельное отверстие 4 в ниппеле поступает во внутреннюю полость плунжера и далее направляется:

через отверстие 9 диаметром 0,8 мм — в полость перед диафрагмой 77;

через отверстие б диаметром 0,3 мм и три отверстия 7 диаметром по 1,2 мм —в золотниковую камеру ЗК;

из полости перед диафрагмой 11 через отверстие 10 диаметром 0,8 мм и отверстие 8 диаметром 0,7 мм (с 1971 г. диаметр увеличен до 0,8 мм) — также в камеру ЗК.

На горном режиме диафрагма 11 остается все время прижатой к своему седлу под большим усилием пружины, закрывая отверстие 12. Поэтому зарядка рабочей камеры РК осуществляется только из золотниковой через отверстие 26 диаметром 0,5 мм в корпусе главной части.

При равнинном режиме, как только давление в рабочей камере повысится до 2,5—

3,5 кгс/см2, диафрагма 11 прогнется вправо, откроет отверстие 12 и тогда зарядка камеры РК будет происходить .дополнительно вторым путем: из полости перед диафрагмой 11 и через отверстие 12 диаметром 0,6 мм по каналу 1. Зарядка камер ЗК и РК закончится одновременно.

Зарядка запасного резервуара и его питание происходят так же, как и при воздухораспределителе уcл. № 270-002, т. е. по каналу 22, через отверстие 23 диаметром 1,3 мм, обратный клапан и канал 25.

Если из-за утечек давление в магистрали снижается медленно (не более 0,35 кгс/см2 за 1 мин), воздух из камер ЗК и РК успевает перетекать обратно в магистраль, не созда вая перепада давлений для перемещения диафрагмы 16.

Служебное торможение. При снижении давления в магистрали темпом служебной разрядки диафрагма 16 (рисунок на с. 127) с шайбами перемещается влево и толкателем 2 отжимает от седла клапан 19. Происходит дополнительная разрядка магистрали через четыре отверстия 3, клапан 19, полость ДР и далее по каналу 21 главной части в тормозной цилиндр и атмосферу.

Рабочая камера РК разобщается с магистралью, поскольку отверстия 9 и 10 перекрываются манжетами. При дальнейшем перемещении диафрагмы влево толкатель своей перекладиной упрется в корпус седла и

правым концом отожмет клапанную часть плунжера, сообщая золотниковую камеру ЗК с магистралью, а следовательно, и с тормозным цилиндром и атмосферой через три отверстия 7, камеру МК, полость ДР и далее по каналу 27.

Произойдет резкая разрядка золотниковой камеры примерно на 0,4 кгс/см2.

Как и при воздухораспределителе уcл. № 270-002, во время такой разрядки золотниковой камеры главный поршень 27 переместится вправо, крайней правой манжетой штока перекроет канал дополнительной разрядки 21 и разобщит его с тормозным цилиндром и атмосферой. В результате этого прекращается дополнительная разрядка магист рали и золотниковой камеры через широкие каналы.

В то же время продолжается разрядка золотниковой камеры через отверстия 7 в камеру МК й далее в магистраль (до давления, устанавливаемого краном машиниста) и в атмосферу через открытый клапан дополнительной разрядки и отверстие 18.

Снижение давления воздуха в золотниковой камере вызовет дальнейшее перемещение главного поршня вправо, клапан 24 внутри его штока отойдет от седла и воздух из запасного резервуара пойдет в тормозной цилиндр.

Выпуск воздуха из магистрали в атмосферу через отверстие 18 в процессе наполнения тормозного цилиндра осуществляется для того, чтобы удалить из магистрали часть воздуха, которая поступает из золотниковой камеры объемом 6 л. Если не было бы этого отверстия, то для выпуска увеличенного объема воздуха только через кран машиниста потребовалось бы большее время, что вызвало бы замедление наполнения тормозных цилиндров в хвостовой части поезда.

По мере разрядки магистрали и золотниковой камеры перепад давлений на диафрагму 16 уменьшается и пружина 15 прижимает плунжер к седлу, прекращая перетекание воздуха из камеры ЗК в камеру МК через отверстия 7. Теперь эти камеры сообщаются только через отверстия 6 и 4 в плунжере.

Наконец, перепад давлений на диафрагму уменьшается настолько, что пружина 20 преодолевает противодавление от диафрагмы 16, перемещает ее вправо и прижимает клапан дополнительной разрядки 19 к седлу. При этом прекращается сообщение магистрали и золотниковой камеры с отверстием 18 и. следовательно, прекращается их разрядка в атмосферу.

Диафрагма 16 находится в положении перекрыши.

Действие воздухораспределителя при экстренном торможении происходит так же, как и при служебном. Разница заключается только в ускоренном наполнении тормозных цилиндров, что объясняется более быстрым выпуском воздуха из магистрали в атмосферу через кран машиниста.

Перекрыта. В положении перекрыши рабочая камера не сообщается с другими камерами, а камеры МК и ЗК (рисунок на с. 128) сообщены между собой через отверстия 6 и 4.

Наличие отверстия 6 позволяет повысить стабильность первой ступени торможения, т. е. удержать диафрагму 16 в положении перекрыши. Так, в случае колебаний давления в магистрали (например, из-за изменения величины утечек воздуха в тормозной сети) перепад давлений на диафрагму не образуется, поскольку воздух перетекает из одной камеры в другую через отверстие 6.

Сохранению положения перекрыши способствует и распорное кольцо на отростке левой шайбы диафрагмы, создающее дополнительное сопротивление ее перемещению.

Чтобы не ухудшился отпуск тормозов в хвостовой части поезда, где давление в магистрали повышается медленно, отверстие 6 сделано минимального диаметра — всего 0,3 мм, а усилие сопротивления распорного кольца составляет 1,5—2,0 кгс.

Отпуск на равнинном р е ж и-м е. При повышении давления в магистрали диафрагма 16 (рисунок на с. 129) с плунжером 5 перемещается вправо до упора в сальник 13. Воздух из камеры МК через отвер-

ОТПУСК

стия 4 и 9 попадает в полость перед диафрагмой //, куда поступает воздух и из камеры РК. Из этой Лэлости воздух через отверстия 10 и 8 проходит в камеру ЗК.

Повышение давления в камере ЗК вызывает перемещение влево главного поршня 27, в результате чего клапан 24 отходит от седла в уравнительном поршне и сжатый воздух из тормозного цилиндра выходит в атмосферу.

В головной части поезда процесс выравнивания давлений в камерах РК и ЗК замедляется вследствие высокого давления воздуха в магистрали, поэтому и отпуск тормозов в головных вагонах протекает медленнее, чем в хвостовых.

В хвостовой части поезда давление в магистрали повышается медленно и по величине оно ниже, чем в рабочей камере. Поэтому воздух из этой камеры через отверстие 12 будет поступать в полость перед диафрагмой 11, далее в камеру ЗК через отверстия 10 и 8 и в тормозную магистраль через отверстия 9 и 4.

Произойдет быстрое уравнивание давлений в камерах РК и ЗК. Поэтому хотя отпуск тормозов начнется позже, чем в головной части поезда, но он будет происходить ускоренно.

Таким образом, отпуск тормозов по всему поезду средней длины на равнинном режиме практически происходит одновременно.

На горном режиме, когда диафрагма 11 прижата к седлу и отверстие 12 не открывается, отпуск тормозов происходит при повышении давления сжатого воздуха в камере ЗК.

Воздухораспределитель уcл. № 270-005-1 обладает такими же свойствами, как и воздухораспределитель уcл. № 270-002. Однако использование резиновой диафрагмы вместо магистрального поршня позволило повысить чувствительность действия при торможении и отпуске, улучшить последовательность срабатывания воздухораспределителей в поезде, устранить случаи неисправности тормоза по причине пропуска воздуха через неплотности кольца магистрального поршня.

Назначение каналов в воздухораспределителе | Тормоза подвижного состава | Воздухораспределитель уcл. № 270-006