Профилактический уход за окрашенными поверхностями тепловоза

В зависимости от степени загрязнения окрашенных поверхностей применяют различные способы мойки и моющие составы. Наружную обмывку кузова производите на стационарных или передвижных моечных машинах. При ручной обмывке применяйте водоструйные щетки.

Для мойки сильно загрязненных поверхностей рекомендуется применять мыльные растворы, приготовляемые из наиболее распространенных сортов мыла -твердого хозяйственного или жидкого мазеобразного (зеленого), Мыло растворяют в теплой воде (40-60 °С) до концентрации не более 5%. Время действия раствора на окрашенную поверхность не должно превышать 15 мин. При растворе большей концентрации, а также при более продолжительном воздействии на окрашенной поверхности остается матовый налет и происходит посветление краски. Промытую мыльным раствором поверхность следует обмыть теплой водой.

Хороший результат дает применение в составах растворителей или размягчите-лей. Несложной и недефицитной но составу является эмульсия, приготовленная из мыльного раствора концентрации 0,2-0,3% с добавлением 1% керосина. Приготовление эмульсии сводится к растворению мыла в воде, подогретой до температуры 70-90 °С, и добавлению керосина с последующим перемешиванием.

Наибольший эффект достигается при использовании эмульсии, подогретой до температуры 50-60 °С. Такая эмульсия безвредна для красочного слоя и при многократном применении не портит окрашенные поверхности.

, Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта рекомендует для систематической мойки вагонов и локомотивов водомасляные эмульсии различных рецептур (табл. 1).

Таблица 1

Номер

Щавелевая

Вода, %

Добавки, % .

рецепта

кислота, %

1

4,0

92,0

Керосин 4,0

2

5,0

92,5

Сульфинол 2,5

3

4,0

92,0

Фурфурол 4,0

4

4,0

92,0

Алкиларилсульфонаты 4,0

5

3,0

94,0

Азолят марок А и Б 3,0

Эмульсии безвредны, не портят красочного слоя, а также сохраняют его блеск и цвет. В случае их применения необходима последующая промывка теплой водой, смешанной с 1% эмульгатора-смачивателя ОП-Ю или ОП-7, и сухая протирка кузова локомотива. Для мойки сильно загрязненных поверхностей тепловоза следует применять более эффективные моющие средства, приготовленные по рецепту, рекомендуемому ВНИИЖТом (табл. 2).

Для приготовления моющего состава в воду, подогретую до температуры 60-70 °С. следует поочередно добавить в указанной пропорции соответствующие компоненты и тщательно размешать содержимое до полного растворения.

Мыть этими составами можно механизированным и ручным способами с последующей обильной обмывкой поверхностей теплой водой и протиркой до сухого состояния.

Для сохранения лакокрасочных покрытий и восстановления глянца и внешнего вида применяют полировочные пасты, которые представляют собой эмульсию воска (карнаубского или торфяного), цезерина, вазелинового и касторового масла в воде. Полировочную пасту следует наносить на окрашенные поверхности после очередной обмывки не реже одного раза в месяц. Наносить ее нужно на высохшую поверхность тонким слоем при помощи марлевого тампона или чистых салфеток. Затем поверхность полируют чистой суконкой или фетром досуха и протирают до зеркального блеска мехом или бархоткой.

Обработку пастами можно вести на моечных установках сухими щетками или при помощи электрических и пневматических ручных полировочных машинок.

Компоненты

Фактическое состояние вещества

Количество, %

Сода кальцинированная

Порошкообразное

1

Моющее средство

Жидкостное

2

’’Прогресс”

Вода

97

Сода кальцинированная

Порошкообразное

2

Мыло хозяйственное

Твердое

0,5

Вода

Жидкостное

97,5

Моющее средство

1-1,5

’’Прогресс”

Вода

99-98,5

Нафтализол

•>

2

Вода

98

Лизол

•>

1

Вода

»»

99

Расход пасты не должен превышать 3-5 г на 1 м2 поверхности. Такая полировка сохраняет блеск лакокрасочного покрытия, а также облегчает мойку тепловоза. Обработку тепловоза моющими средствами рекомендуется проводить в следующие сроки:

при каждом текущем ремонте ТР-1' - моющими составами с последующей обработкой полировочной пастой;

при каждом втором техническом обслуживании ТО-3 - одной из водомасляных эмульсий или мыльным раствором с последующей обработкой полировочной пастой;

при каждом техническом обслуживании ТО-3 - обработка водомасляными эмульсиями (без полировочной пасты).

Сроки обработки кузовов тепловоза в каждом отдельном случае могут устанавливаться в зависимости от местных условий направления, на котором эксплуатируются тепловозы, приписанные к депо. Но при этом необходимо иметь в виду сохранность покрытия.

Применение для мойки кузова каустической соды, серной кислоты, отработанной кислоты аккумуляторных батарей, купоросного масла и т. п. не допускается, так как это неизбежно приводит к разрушению покрытия.

Инструкция по центровке компрессора с гидропередачей | Тепловозы ТГМ4Б | Указания по использованию комплектов ЗИП