Тепловоз ТГМ4Б | Двухмашинный агрегат и вспомогательные электрические машины

В процессе эксплуатации осматривайте двухмашинный агрегат идру-гие электрические машины, обращая внимание на коллектор, щетки, щеточные аппараты, соединительные шины, кабели щеткодержателей, подшипники и другие части электрических машин в доступных местах. При длительной работе машин под нагрузкой на поверхности коллектора образуется тонкая прочная пленка (политура), которая предохраняет коллектор от износа и улучшает условия коммутации. Для сохранения пленки коллектор без особой необходимости не шлифуйте.

Во избежание возникновения кругового огня по коллектору внутреннюю поверхность щита, коллекторы и бандаж коллектора содержите в чистоте, для чего периодически протирайте их чистой сухой или слегка смоченной в спирте или бензине безворсовой салфеткой. Необходимо помнить, что находящаяся в продорожке коллектора угольная пыль при работе машин может привести к появлению кругового огня на коллекторе или возникновению на нем огневых полос. Рекомендуется очищать коллектор’от угольной пыли жесткой волосяной щеткой.

Протирать и шлифовать коллектор необходимо без напряжения на нем.

Если коллектор имеет следы подгара, оплавления шероховатости, вызывающие искрение щеток, поверхность коллектора прошлифуйте. При шлифовке применяйте только стеклянную шкурку зернистостью 220 (ГОСТ 5009-82), заложенную в специальную деревянную колодку с выемкой по радиусу коллектора и охватом по дуге не менее 100 мм. После шлифовки машину очистите от пыли, протрите и продуйте сухим сжатым воздухом. При наличии нормальной коммутации в эксплуатационных режимах и биении, не превышающих норм, коллектор не шлифуйте и не обтачивайте.

Щетки должны прилегать к коллектору не менее чем на 75% рабочей поверхности, которая должна быть зеркально блестящей. При замене щеток обращайте внимание на нажатие, регулируя его установкой пружин в пределах норм. Следует иметь в виду, что слабое или сильное нажатие щеток ведет к появлению искрения и чрезмерному износу коллектора и щеток.

В обоймах щеткодержателей щетки должны ходить свободно, без заеданий. Износившиеся щетки, а также дефектные (например, с обломанными кромками, поврежденной арматурой) заменяйте щетками той же марки. Вновь установленные щетки предварительно притрите на приспособлении, а затем пришлифуйте к поверхности коллектора. Для этого между щеткой и коллектором заложите стеклянную шкурку зернистостью 180 и 220. Шероховатая сторона шкурки должна быть обращена к

щетке. При этом щетку прижимайте к коллектору и шкурку протягивайте вперед по вращению до тех пор, пока поверхность щетки не примет форму поверхности коллектора. Шлифовку следует вести только при нажатии пружин щеткодержателей (прижимать щетку руками не следует). Во время шлифовки щетки, не подлежащие замене, приподнимите. После притирки щеток очистите машину сухим воздухом’под давлением, пустите дизель и проработайте на холостом ходу 15-20 мин.

При осмотре коллектора и щеточного аппарата обращайте внимание на зазор между щеткодержателем и поверхностью коллектора, а также на состояние поверхности коллектора. Биение коллектора не допускается. Осмотрите бандаж якоря, состояние пайки петушков коллектора и места соединения шин и кабелей.

Периодически в процессе эксплуатации сразу после остановки дизеля в доступных местах проверяйте на ощупь нагрев подшипников. Осматривая машины, следует проверить, нет ли на подшипниковом щите и коллекторном бандаже смазки из подшипников, а также влаги, масла и грязи на поверхности изоляции обмоток машин. При обнаружении в электрических машинах влаги, масла, грязи доступные части обмоток и коллекторов протрите и продуйте сухим воздухом под давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2), так как более высокое давление может привести к механическим повреждениям изоляции. Сопротивление изоляции обмоток электрических машин по отношению к корпусу и между собой в холодном состоянии должно быть не менее 0,5 МОм. Если сопротивление изоляции будет ниже, то определите место повреждения и устраните неисправность. При понижении сопротивления изоляции и отсутствии признаков повреждения электрические машины просушите.

Уход за вспомогательными электрическими машинами (электродвигателями топливных и масляных насосов, калорифера, вентиляторов кабины машиниста) аналогичен уходу за двухмашинным агрегатом.

Песочная система | Тепловозы ТГМ4Б | Сушка изоляции электрических машин

Добавить комментарий