Подвешивание тяговых электродвигателей

/ Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 / Подвешивание тяговых электродвигателей

На тепловозе ТЭП60 применено опорно-рамное подвешивание тяговых электродвигателей, при котором вся масса электродвигателя передается на обрессоренную раму тележки. Такое подвешивание электродвигателей дает возможность уменьшить массу неподрессо-ренных частей тепловоза, а следовательно, улучшить его динамические характеристики. Опорно-рамное подвешивание увеличивает срок службы электродвигателей и их щеток.

Схема расположения тяговых электродвигателей на тележке тепловоза представлена на рис. 156. Первые восемь тепловозов ТЭП60 и тепловоз ТЭП60-0010 были оборудованы тяговыми электродвигателями типа ЭД-101, спроектированными с применением якоря электродвигателя ЭДТ-340, находящегося в производстве.

В дальнейшем тепловозы оборудовали электродвигателями типа ЭД-105, которые имели меньшую ширину остова по сравнению с электродвигателями типа ЭД-101.

Применительно к электродвигателю ЭД-105 был спроектирован более совершенный кожух тягового редуктора, а также изменено креп-

Схема расположения тяговых электродвигателей на тележке
Рис. 156. Схема расположения тяговых электродвигателей на тележке
Подвешивание тягового электродвигателя средней оси тележки
Рис. 157. Подвешивание тягового электродвигателя средней оси тележки

ление приводов к полому валу, которые остались неизменными и для тепловозов последующих выпусков.

Начиная с тепловоза № 0167, устанавливают тяговые электродвигатели типа ЭД-108, места присоединения которых к раме тележки не отличаются от электродвигателя ЭД-105.

На рис. 157 и 158 показано подвешивание электродвигателей средней и крайних осей тележки.

Для подвешивания электродвигателя на раму тележки к его остову шестью шпильками М36 крепится стальной литой кронштейн 5, другой конец которого опирается на кронштейн 2, укрепленный на поперечной балке тележки.

Противоположная сторона электродвигателя прилитыми к его эстову лапами опирается на кронштейн 6, укрепленный болтами к шкворневой балке тележки. В опорах электродвигателей применен набор регулирующих пластин 3.

Приспособление, применяемое при центровке полого вала
Рис. 159. Приспособление, применяемое при центровке полого вала

Установка электродвигателя должна быть симметричной относительно продольной оси тележки, а положение его вдоль тележки правильным. Отверстия в кронштейнах рамы тележки должны совпадать с соответствующими отверстиями в тяговых электродвигателях.

Специальными расклинивающими приспособлениями (рис. 159) полый вал центрируют по отношению к оси колесной пары в продольном и поперечном направлениях.

В продольном направлении центрирование контролируют равенством размеров е (рис. 160) между внутренними гранями бандажа колесной пары и наружными торцами ступиц пальцев приводов полого вала. Среднее арифметическое размеров е, измеренных с каждой стороны колесной пары, должно отличаться друг от друга на величину, не большую 1 мм.

Схема установки полою вала относительно колесной пары
Рис. 160. Схема установки полою вала относительно колесной пары

В радиальном направлении оси колесной пары центрирование контролируют измерением размеров а между ступицами пальцев привода полого вала и отверстиями для ннх в колесном центре. Номинальный размер а, равный 40 мм, может отклоняться не более чем на 2 мм; измерения производят в трех сечениях, расположенных под углом 90°.

В заводских условиях подготовленные колесные пары устанавливают на специальном стенде, который фиксирует взаимное положение колесных пар в продольном и поперечном направлениях. Межцентровые расстояния и расстояния между посадочными местами тяговых электродвигателей и их подвесок от уровня головки рельса показаны на рис. 156.

При действительных вертикальных размерах на стенде, не соот-еетствующих размерам, указанным на рис. 156, установку электродвигателей производят так, чтобы полученная разница была распределена поровну между посадочными местами. Продольная ось тележки и середина колесной пары должны совпадать, несовпадения их допускаются на величину, не большую 0,5 мм. При установке кронштейнов 2 (см. рис. 157) несовпадение осей отверстий в кронштейнах и подвесках 5 допускается до 2 мм, регулировку соосности производят путем постановки прокладок 1 под привалочные фланцы кронштейнов или их подстрожкой на величину до 1 мм.

Толщину набора регулировочных пластин 3 определяют, исходя из найденных путем замера размеров А я Б, при этом полый вал и ось колесной пары должны быть концентричны.

Если найденные величины размеров А и Б больше чертежных на 5 мм или менее, то добавляют соответствующее количество регулирующих пластин 3, если найденные размеры больше чертежных свыше 5 мм, то производят наплавку металла на опоры 4.

Тележку, собранную на специальном стенде, подают на сборочный путь специальной траверсой, воспринимающей нагрузку от каждого колеса. Повторно подвешивание тяговых электродвигателей регулируют под рабочей нагрузкой на прямом горизонтальном участке выверенного пути и после обкатки тепловоза.

В процессе эксплуатации тепловозов необходимо систематически следить за размером а (см. рис. 160), который может нарушаться из-за обмина деталей, входящих в узлы подвешивания тяговых электродвигателей.

Буксовый узел | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Приспособления для выкатки колесных пар