Тепловоз ТЭП60 | Буксовый узел

Особенностью буксового узла тепловоза ТЭП60 является отсутствие буксовых направляющих, роль которых выполняют буксовые поводки, расположенные кососимметрично. Поводками букса соединена с рамой тележки.

Такая система соединения букс с рамой тележки исключает сухое трение, имеющее место в буксовых направляющих, уменьшает зазоры в соединении с рамой, дает возможность применить амортизацию в горизонтальной и вертикальной плоскостях, способствует обеспечению более спокойного хода колесной пары и снижению эксплуатационных расходов.

Буксовые узлы с подшипниками качения требуют как высокой точности изготовления, так и квалифицированного обслуживания их в эксплуатации. Буксовые узлы тепловоза ТЭП60 в зависимости от расположения их на соответствующих шейках осей колесных пар разделяются на буксовые узлы крайних осей (рис. 152) и буксовые узлы средних осей (рис. 153).

Буксы тепловоза ТЭП60 отличаются от букс, имеющих буксовые направляющие, тем, что вместо них предусмотрены специальные ушки для укрепления поводков. Корпуса букс отлиты из стали 25ЛП, наружная и внутренняя крышки букс, а также лабиринтное кольцо отлиты из стали 25Л1.

Корпуса букс осей тепловоза одинаковы, диаметр расточки под подшипники равен 250+0’05 мм, овальность и конусность расточки не более 0,03 мм.

В связи с тем, что средние колесные пары имеют поперечный разбег, равный ±14 мм, а к крайним колесным парам тепловоза присоединяется привод скоростемера, буксы в собранном виде отличаются друг от друга внутренней крышкой, лабиринтным кольцом, наружной крышкой, дистанционным кольцом, а также комплектом подшипников.

Наружные крышки букс крайних осей тепловоза для пропуска через них приводов скоростемера имеют отверстие диаметром 115 мм, а для укрепления его к крышке-соответствующий прилив и три резьбовых отверстия М16 X 2. У средних колесных пар тележек, имеющих поперечные разбеги, соединение внутренних крышек с лабиринтными кольцами позволяет иметь относительное поперечное перемещение оси колесной пары.

Осевые подшипники. Для восприятия радиальных нагрузок в буксах крайних осей тележки установлено по два радиальных однорядных роликовых подшипника 30-325 32Л1М с короткими цилиндрическими роликами без бортов на внутреннем кольце подшипника, подшипники изготовлены по ГОСТ 520-71 (ТУ 3402Ж-73). Осевые усилия воспринимаются радиальными однорядными шариковыми подшипниками 80-232Л, изготовленными по ГОСТ 520-71, осевая игра этого подшипника находится в пределах 0,5-1,0 мм. В буксах средних осей радиальные нагрузки воспринимают два радиальных однорядных роликовых подшипника 30-1525 32Л1М с короткими цилиндрическими роликами без бортов на внутреннем кольце и с плоским упорным кольцом, позволяющие осуществить перемещение оси по отношению к буксе на ±14 мм. Подшипники изготовлены по ГОСТ 520-71 и ТУ 3402Ж-73.

Роликовые подшипники состоят из наружного и внутреннего колец, роликов и сепаратора. Подшипник средних осей имеет также упорное плоское кольцо высотой 14 мм. Для удержания роликов от выпадания из окон сепаратора последние имеют чеканку по внутрен* нему диаметру.

Шариковый подшипник имеет наружное и внутреннее кольца, шарики и сепаратор, состоящий из двух половин, соединенных заклепками. Сепараторы всех подшипников латунные.

На торцах колец роликовых подшипников имеются клейма, указывающие условное обозначение подшипника, завод-изготовитель, год изготовления, комплектовочный номер и месяц выпуска, обозначаемого буквами алфавита по порядку. Подшипник 80-232Л комплектовочного номера не имеет. Для унификации осей средних и крайних колесных пар тележки на оси средней колесной пары введена проставка 9 (см. рис. 153), заполняющая пространство, которое на осях крайних колесных пар занято шариковым подшипником. Для смазки подшипников предусмотрена смазка ЖРО по ТУ 32ЦТ-520-73, которую в процессе эксплуатации добавляют в корпус буксы через отверстие, закрываемое пробкой 20 (см. рис. 152).

Для правильной работы буксового узла необходимо соблюдать следующие условия.

1. Все подшипники перед сборкой контролируют. Из поступившей на завод партии подшипников 10% их проходят проверку в заводской лаборатории на соответствие ТУ 3402-Ж -73.

2. Внутренний диаметр подшипника должен иметь размер 160_о,о25 мм, наружный — 290-0,035 мм.

3. Начальный радиальный зазор роликоподшипников должен быть 0,130_ОЛ95 мм.

4. Роликовые подшипники, устанавливаемые на одну шейку, должны иметь разность величин начальных радиальных зазоров не более 0,03 мм, при этом учитывается величина натяга с целью получить посадочный радиальный зазор в двух подшипниках с разностью-не более 0,03 мм.

5. Натяг роликовых подшипников 0,035_0 055 мм. Разница в величине осевой игры двух шариковых подшипников, устанавливаемых на одну ось, не должна превышать 0,1 мм.

6. Перед сборкой буксовых узлов на колесных парах контролируют точность и чистоту обработки поверхностей деталей, связанных с работой подшипников (шейки осей колесных пар, корпуса букс, передняя и задняя крышки буксы, лабиринтные кольца, дистанционные кольца, поводки букс, а также установку скоб на стойках рамы тележки).

7. До окончательной сборки буксы определяют ее положение на оси относительно скоб поводков букс рамы тележки. Для этого устанавливают толщину проставочных колец 1 (3), служащих компенсаторами погрешностей изготовления деталей и их сборки. Базой для определения положения буксы на оси колесной пары служит ось рамы тележки и середина колесной пары, определяемая как половина размера между внутренними плоскостями бандажей колесных центров (рис. 154).

Рис. 153 Букса средних осей тележки: 1 — кольцо проставочное; 2 — шайба пружинная; 3 — крышка буксы задняя; 4- лабиринтное кольцо, 5, 8 — кольца дистанционные; 6, 11, 18 — болты; 7 — шнур крученый; 9 — проставка; 10 — гайка; 12 — вязальная проволока; 13 — крышка буксы (передняя), 14 — шайба стопорная; 15 — роликовые подшипники; 16 — втулка металлокерамическая, 17 — корпус буксы

Буксы устанавливают в требуемое положение путем перемещения их корпуса по наружным кольцам подшипников на величину

Д — р 4-17 -^факт "уст ^факг г11 факт ^ ‘

где Буст — размер от внутренней плоскости бандажа колесного центра до внутренней щеки буксы;

■Ефакт — фактический размер от оси рамы тележки до внутренней щеки скобы поводка;

17факт — фактический размер, определяемый на поводке;

-*акт — половина фактического размера между внутренними плоскостями бандажа колесных центров.

Толщина К проставочного кольца, изготовляемого из двух половин с точностью ±0,05 мм, равна К = £уст — 7эфакт, где Бфакт — фактическая величина от внутренней плоскости бандажа колесного центра до внутренней щеки плоскости буксы, измеренная без проставочного кольца специальным инструментом.

Если £факт = 992,7 мм; 17факт = 67,3 мм;,4факт12 = 718,5 мм; Бфакт = 337,5 мм, то Буст = 992,7 + 67,3 — 718,5 = 341,5 мм; К = 341,5 — 337,5 = 4,0 мм.

Проставочное кольцо устанавливают между торцом буксы и задней крышкой буксы.

8. Между торцом буксы и фланцем передней крышки буксы прокладывают пеньковый шнур диаметром 3 мм. Если после затяжки болтов крышки буксы зазор между фланцем передней крышки и торцом корпуса буксы окажется меньше или больше 1-3 мм, то подрезают направляющий бурт или фланец передней крышки на необходимый

размер. Взаимное прилегание задней крышки буксы, корпуса буксы и проставочного кольца проверяют щупом 0,05 мм.

9. Для букс средних колесных пар находят среднее положение буксы путем сдвига корпуса буксы в крайние положения до упора роликов в приставные кольца наружного и внутреннего подшипников. При этих положениях буксы измеряют специальным инструментом размер Бфакт от внутренней плоскости бандажа колесного центра до внутренней плоскости щеки буксы.

Если в крайних положениях буксы Б, = 350 мм, Б2 = 322 мм, то размер Бфакг, соответствующий среднему положению буксы на оси, равен

Бусг находят так же, как для букс крайних осей. При Буст = 341,2 мм и БфЯКГ = 336 мм толщина проставочного кольца К = 341,2 — 336,0 = 5,2 мм.

10. Поводки букс, корпус буксы, крышки буксы, проставочное, лабиринтное и дистанционные кольца после их подбора клеймят специальными клеймами.

11. Пространства в лабиринте задней крышки, между задней крышкой и подшипником, между подшипниками, между роликами и шариками подшипников и между передней крышкой и подшипником заполняют смазкой; общее количество смазки около 3 кг.

12. При производственной необходимости подшипник 30-152532Л1М, назначенный для букс средних осей тележек, можно разукомплектовывать для постановки на крайние оси тележек, сняв плоское упорное внутреннее кольцо.

13. Правильно собранная букса должна свободно проворачиваться усилием одного человека.

Поводки букс (рис. 155) состоят из собственно поводка 12, одинарного резинового амортизатора 10, двойного резинового амортизатора 1, торцового амортизатора 9, дистанционного кольца 13, упорного разъемного кольца 11 и штифтов 2.

По условиям сборки с буксой и рамой тележки поводок относительно продольной оси несимметричен. В длинное гнездо поводка запрессован двойной амортизатор, в короткое гнездо-одинарный амортизатор. Поводок изготовлен из стали 40 путем штамповки; в средней частит он имеет высоту 50+|’5 мм, ширину 90+^’5 мм. Одинарный амортизатор поводка представляет собой валик 6 с трапециевидными посадочными концами. Между наружной стальной втулкой амортизатора 5 и средней частью валика запрессована резиновая втулка 7, которая после запрессовки имеет толщину 7 мм. Свойства резины амортизатора характеризуются маркой 7842 тип V, гр. МС ТУ38.105.376-72, твердость резины 60 — 70 единиц по Шору. После формирования амортизатор выдерживают в течение трех недель при температуре 20-30° С без света, затем поверхность наружной стальной втулки обрабатывают окончательно по диаметру 84П13 и торцом. При проверке в центрах допускается биение наружной поверхности втулки

Рис. 155. Поводок буксы: 1- амортизатор двойной; 2- штифт; 3 — резиновое кольцо торцового амортизатора; 4, S-шайбы торцового амортизатора; 5 — наружная втулка амортизатора; б — валик амортизатора, 7 — резиновая втулка амортизатора, 9 — амортизатор торцовый, 10- амортизатор одинарный; 11- упорное кольцо; 12 — поводок, 13 — дистанционное кольцо

амортизатора по диаметру 84 мм до 0,1 мм, конусность и овальность этой поверхности должны находиться в пределах поля допуска.

Двойной амортизатор отличается от одинарного длиной валика, а также расчленением длины наружной стальной и резиновой втулки на две половины. В среднюю часть двойного амортизатора при запрессовке его в поводок закладывают дистанционное кольцо, состоящее из двух половин. Двойной амортизатор формируют тем же способом, что и одинарный. Торцовый амортизатор 9 состоит из наружных шайб 4 и 8, изготовляемых из стали 40, и привулканизированного к ним кольца из резины марки 2959 тип V, гр. МС ТУ 38.105.376-72 толщиной 16 мм. Торцовые амортизаторы формируют на заводе резиновой промышленности.

Поводок буксы имеет четыре торцовых амортизатора, каждый из которых соединен с ним четырьмя штифтами диаметром 6 мм. Торцовые амортизаторы, собранные на поводке, сжимаются на 3 мм каждый разъемными упорными кольцами, которые закладывают в соответствующие проточки валика амортизатора и фиксируют по отношению к наружной шайбе амортизатора приваркой каждого полукольца в трех точках. Собранный поводок трапециевидными концами валика одинарного амортизатора вставляют в соответствующие гнезда осевой буксы, а трапециевидными концами валика двойного амортизатора — в гнезда скоб поводка рамы тележки, после чего поводок относительно рамы тележки и буксы фиксируют четырьмя болтами М20.

Ввиду несимметричности поводков по отношению к продольной оси имеются два типа поводков, отличающихся расположением узких частей клиновых хвостовиков. Всего на тепловозе 24 поводка, по 12 поводков каждой формы. При соединении поводков с рамой тележки и буксами предусмотрен натяг не менее 4,5 мм для компенсации обмина конических посадочных поверхностей поводка, скоб рамы тележки и буксы тележки в эксплуатации.

Тяговый редуктор | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Подвешивание тяговых электродвигателей

Добавить комментарий