Тяговый редуктор

/ Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 / Тяговый редуктор

Вращающий момент от якоря тягового электродвигателя к полому валу колесной пары передает тяговый редуктор. Ведущая и ведомая шестерни тягового редуктора закрыты кожухом, наполненным смазкой. В табл. 30 приведены основные характеристики шестерен редуктора.

Передаточное число тягового редуктора 2,32. Межцентровое расстояние тягового редуктора 520 мм.

Ведущая шестерня (рис. 149) насажена на конический конец вала тягового электродвигателя, конусность которого равна 1 : 10, тепловым способом. Температура нагрева шестерни при насадке не выше 200° С. Натяг между шестерней и валом в осевом направлении 1,25 мм. Для более равномерного соприкосновения с зубьями ведомой шестерни в процессе работы зубья ведущей шестерни скошены по длине с обеих сторон с сохранением эвольвентного профиля. Перед термообработкой кромки зубьев и впадин скругляют радиусами, соответственно равными 1 и 3 мм.

Зубья шестерни цементируют и закаливают. Глубина цементационного слоя после шлифовки 1,3-1,7 мм, твердость поверхности зуба НРчС 56, твердость ядра зуба и обода НРХ ЗО-т-40, допускается цементация всей шестерни, за исключением конусного отверстия. Точность изготовления шестерни соответствует степени 7-6-6 по ГОСТ 1643-56.

Таблица 30

Рис. 149. Ведущая шестерня

В обработанной шестерне контролируют контур ее зубьев магнитным дефектоскопом на отсутствие трещин после закалки и шлифовки.

Ведомая шестерня изготовлена свободной ковкой или штамповкой. Она выполнена в виде венца, надеваемого тепловым способом на привод полого вала и закрепляемого на нем болтами М20 с прессовой посадкой их в отверстия. Форма внутреннего контура ведомой шестерни предусматривает возможность прохода ее через привод полого вала.

Температура нагрева шестерни при посадке не выше 200° С, натяг 0,05-0,15 мм осуществляют путем подбора. Точность изготовления шестерни соответствует степени 7-6-6 по ГОСТ 1643-56.

Рабочие поверхности и впадины зубьев ведомой шестерни подвергают контурной закалке токами высокой частоты с глубиной закаленного слоя зубьев и впадин 2-5 мм и отпуску для получения твердости НРчС46-г-52. Перед термообработкой кромки зубьев и впадин скругляют радиусами, соответственно равными 1 и 3 мм. Контур зубьев обработанной шестерни контролируют магнитным дефектоскопом.

Ведомые шестерни изготовляют по специальным техническим условиям, в которых предусмотрены требования к материалу, термообработке и проверке стабильности технологии,

Кожух тягового редуктора предохраняет редуктор от пыли и посторонних предметов, а также создает масляную ванну для смазки шестерен. Четыре штампованных из стали 20 элемента сварены попарно и образуют верхнюю и нижнюю половины кожуха (рис. 150). Толщина штампованных элементов кожуха равна 4 мм. Верхняя и нижняя половины кожуха по концам стянуты четырьмя болтами М16, проходящими через стальные литые, приваренные к кожуху, фланцы.

Крепление кожуха к тяговому электродвигателю предусмотрено в пяти точках А, Б, В, Г, Д болтами М42, из них три точки для креп-

Рис. 150. Кожух тягового редуктора: 1, 4 - фланцы, соединяющие верхнюю и нижнюю половины кожуха; 2 - болты, соединяющие половины кожуха, 3 - воздушная труба; 5 - ведущая шестерня тягового редуктора; 6 - технологическая планка; 7, 8, 11 - болты, крепящие кожух; 9 - регулировочные прокладки; 10 - камера уровнемера и наполнения смазки; 12 - кожух редуктора; 13 - ведомая шестерня; 14 - маслоуловители; 15 - болты, крепящие ведомую шестерню к приводу полого вала; 16 - фланцы уплотнений

ления нижней половины кожуха и две для крепления верхней половины кожуха.

Кожух опирается на фланцы электродвигателя по диаметрам 422 и 262 мм, что придает ему устойчивое положение. Для предотвращения потери смазки при вращении шестерен предусмотрено надежное уплотнение стыка разъема кожуха прокладками из губчатой резины, заложенными в ограниченное планками пространство по контуру разъема кожуха. Стыки кожуха, соприкасающиеся с вращающимися частями колесной пары, уплотнены войлоком марки ТС5 (ГОСТ 282-61), уплотнение приклеено к кожуху клеем № 88. После постановки в кожух войлочное уплотнение пропитывают минеральным маслом.

Внутри кожуха имеются специальные маслоуловители и сточные каналы, способствующие возвращению осевшей на стенках кожуха смазки в нижнюю его часть, а также смазки, попавшей в лабиринтную камеру.

На рис. 151 представлена схема уплотнений кожуха и система сточных каналов для смазки.

При вращении шестерен редуктора внутри кожуха образуется разрежение, способствующее перетеканию смазки из смазочных камер электродвигателя в кожух. Для устранения этого явления в уплотняющих фланцах сделаны отверстия, по которым попавшая в межлабиринтную камеру смазка возвращается обратно в смазочные камеры электродвигателя.

В верхней части кожуха предусмотрена воздушная труба, сообщающая замкнутый его объем с атмосферой, чтобы уменьшить разрежение внутри кожуха. К нижней части кожуха приварена камера, в которой помещен уровнемер. Через нее можно пополнять смазку и сливать ее из кожуха.

Для смазки шестерен тягового редуктора применяют специальную осерненную смазку, изготовляемую по ТУ 32ЦТ-006-68. Состав осерненной смазки для летнего периода: трансмиссионное автотракторное масло (нигрол) 93,5-94,5% по ГОСТ 542-50, гудронное сало 4-5%, сера 1,5 ±0,2% по ГОСТ 127-64, едкий натр по ГОСТ 2263-59 по расчету.

Состав осерненной смазки для зимнего периода: трансмиссионное автотракторное масло (нигрол) 96,0-97,0%, гудронное сало 1,5-2,5%, сера 1,5±0,2%, едкий натр по расчету; гудронное сало по ТУ завода-изготовителя смазок. Взамен смазки по ТУ 32ЦТ-006-68 вводится смазка ТУ 32ЦТ-551-73.

Уровень смазки в кожухе определяется из условия покрытия смазкой зубьев ведомой шестерни, для чего требуется около 2 кг смазки.

Зазор между шестернями редуктора и кожухом в плоскости разъема должен быть не менее 10 мм, регулировку зазора производят при помощи шайб, прокладываемых между привалочными бонками кожуха и тяговым электродвигателем.

Относительное смещение ведущей и ведомой шестерен по длине зубьев допускается не более 3 мм.

Рис. 151. Схема уплотнения стыков кожуха тягового редуктора

Смазка моторно-осевых подшипников | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Буксовый узел