Противопожарная установка

/ Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 / Противопожарная установка

Установка (рис. 130) включает две системы: первая обнаруживает при помощи извещателей, приемной станции и сигнальной аппаратуры места загорания и сигнализирует об этом световыми и звуковыми сигналами локомотивной бригаде; вторая, представляющая собой противопожарную установку, предназначена для тушения пожара пеной, струя которой направляется из генератора на горящие предметы. По своему составу пена безвредна, не оказывает никакого воздействия на кожу и одежду человека. После нанесения на горящие предметы пена быстро испаряется, не оставляя никаких следов. Вся установка сосредоточена на двух постах, располагающихся в тамбурах кузова и действующих самостоятельно в отношении тушения пожара. В дизельном помещении у передней стенки кабины укреплен резервуар (рис. 131), емкость которого используют с любого поста, работающих раздельно или одновременно.

При открытии одного из пусковых кранов воздух из воздушной магистрали тормозной системы поступает в резервуар и генераторы под давлением 8,5 кгс/см2. Раствор пенообразователя из резервуара подается по трубопроводу и шлангам к генераторам. При открытии крана на генераторе раствор поступает в вихревую камеру, где расположены тангенциальные отверстия, а затем в диффузор, в котором, смешавшись с воздухом и ударяясь о сетки кассеты, преобразуется в пену и попадает на горящие предметы. Раствор состоит из 11,6 л пенообразователя ПО-1 (ГОСТ 6948-70) и 270 л воды. Объем получаемой пены 22,4 м3, время действия установки 4 мин. Установку заряжают через крышу, пользуясь горловиной резервуара. Сначала заполняют резервуар водой, а затем пенообразователем.

Локомотивная бригада при приемке тепловоза обязана проверить наличие пломб на ящиках со шлангами и генераторами (наличие пломб свидетельствует об исправном состоянии установки), а также на рукоятках пусковых кранов (наличие пломб гарантирует требуемый уровень жидкости в резервуаре). При отсутствии пломбы проверить при помощи щупа, установленного в пробке заливочной горловины, уровень раствора в резервуаре, который должен находиться не ниже нижней риски щупа. В противном случае резервуар дополнить 4-процентным раствором пенообразователя ПО-1. После чего кран запломбировать.

Во всех случаях слива воды из водяной системы тепловоза (при постановке в ремонт и транспортировании в холодном состоянии) выпустить из резервуара раствор пенообразователя, а всю установку промыть горячей водой и продуть сжатым воздухом. Полное удаление остатков жидкости проконтролировать.

При проверке работы установки определить кратность выхода пены. Для этого необходимо открыть один из пусковых кранов, открыть кран генератора для выхода струи пены, взять какую-нибудь емкость, заполнить ее полностью пеной, дать пене отстояться и замерить объем жидкости, получившейся в результате отстоя пены. Частное

Схема противопожарной установки
Рис. 131. Схема противопожарной установки:

I - резервуар противопожарной установки; 2 - генератор; 3 - краны пусковые; 4 - кран разобщительный; 5 - бонка для выпуска воздуха; 6 - шланг от деления объема пены на объем жидкости будет являться кратностью пены, которая должна быть не менее 80. Если кратность окажется недостаточной, проверить состояние сеток генератора пены, которые должны быть плотно натянуты и чистыми. Кроме того, проверить состояние центробежного распылителя в генераторе и соосность его силового отверстия с диффузором корпуса генератора. Отклонение осей соплового отверстия и диффузора корпуса допускается не более 1 мм.

При возникновении пожара локомотивная бригада должна строго выполнять требования, указанные в памятке, расположенной на задней стенке кабины, а именно:

остановить дизель горящей секции и остановить поезд. Кран машиниста после торможения поставить в положение перекрыши без литания и сразу же приступить к тушению пожара;

поставить рукоятку комбинированного крана тормоза в закрытое положение;

открыть один из двух пусковых кранов и привести противопожарную установку в действие;

взять генератор, предварительно расправив шланг, направить его на горящие объекты и повернуть рукоятку крана до упора. Для быстрой ликвидации пожара пользуются двумя генераторами.

В случае быстрого распространения пожара, при котором создалась угроза перехода огня на состав, а также при наличии в составе поезда вагонов с разрядными и наливными грузами перекрыть концевые краны, разъединить рукава и отвести локомотив на расстояние, исключающее возможность переброса огня от горящего локомотива. При этом обеспечить выполнение требований ПТЭ и инструк ции по ограждению состава на перегоне. Секции разводить только при возникновении опасности переброски огня с одной секции на другую. После ликвидации пожара необходимо закрыть пусковые краны, краны на генераторах, уложив их на свои места, принять меры к выводу состава с перегона. По прибытии в депо выполнить требования, указанные в начале раздела.

Оборудование машинного отделения | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Основные данные тележки