Двухмашинный агрегат

/ Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 / Двухмашинный агрегат

Вспомогательный генератор типа ВГТ 2751120, который служит на тепловозе для питания цепей управления, заряда батареи и питания вспомогательных устройств и возбудитель типа В-600 для питания обмотки возбуждения тягового генератора объединены в од-нокорпусный двухмашинный агрегат типа А-706А (рис. 98). Вспомогательный генератор имеет номинальную мощность 12 кВт, номинальное напряжение 75 В и номинальный ток 160 А. Эти технические данные вспомогательный генератор обеспечивает при изменении частоты вращения от 950 до 1800 об/мин. Коэффициент полезного действия вспомогательного генератора 76%. Возбудитель имеет мощность 22,5 кВт при токе 125 А, напряжении 180 В и частоте вращения 1800 об/мин. Коэффициент полезного действия возбудителя 84%.

Станина 6 двухмашинного агрегата состоит из двух половин, которые скреплены болтами. Одна половина является магнитной системой возбудителя, другая - вспомогательного генератора. Якоря возбудителя 4 и вспомогательного генератора 8 насажены на общий вал 9, который опирается на два шариковых подшипника 1 типа 7Н312, установленных в сварных конструкциях, заменяющих подшипниковые щиты. Между якорями расположен центробежный двухкамерный вентилятор 7, который засасывает воздух с торцов двухмашинного агрегата и выбрасывает его через окна в станине вспомогательного генератора. Со стороны возбудителя агрегат имеет конец вала для соединения с раздаточным редуктором.

Вспомогательный генератор имеет обмотку возбуждения, расположенную на шести главных полюсах 10. Главные полюса вспомогательного генератора набраны из штампованных листов стали Ст2 и стянуты заклепками. Зазор между главным полюсом и якорем 1,5 мм. Катушки главных полюсов соединены последовательно. Изоляция обмотки главных полюсов по нагреваемости относится к классу В. Данные обмоток вспомогательного генератора и возбудителя приведены в табл. 13.

Обмотки возбуждения вспомогательного генератора при работе генератора получают питание с якоря вспомогательного генератора через регулятор напряжения.

Возбудитель В-600 имеет на шести главных полюсах 5 две обмотки: обмотку возбуждения и размагничивающую. Катушки каждой из обмоток соединены пбследовательно. Изоляция обмоток класса В.

И вспомогательный генератор, и возбудитель имеют по пять добавочных полюсов 13, изготовленных из стали 25-Л-1. Добавочные полюса и их обмотки для обеих машин одинаковы. Соединены катушки добавочных полюсов для каждой машины последовательно. Сердечники якорей вспомогательного генератора и возбудителя шихтуются из штампованных листов стали Э-13П толщиной 0,5 мм. Для обоих якорей применяются одинаковые листы с 44 пазами для укладки якорных обмоток и с одним рядом отверстий, образующих

Таблица 13

Рис. 98. Двухмашинный агрегат А-706А

в сердечнике вентиляционные каналы. Сердечники удерживаются в спрессованном состоянии со стороны вентилятора обмоткодержа-телями, а со стороны коллекторов - корпусами коллекторов. Обмотки якорей обеих машин имеют одинаковые параметры. Обмотка якоря волновая, изготовляется из 44 катушек. Каждая катушка содержит три секции. В двух катушках уложено по одной мертвой секции. Таким образом, обмотка имеет 130 рабочих секций. Для обмотки якоря применен провод МГМ сечением 1,16 X 5,1 мм. Шаг обмотки по пазам 1-8, шаг по коллектору ук = 43 - первый частичный шаг ух = 21, второй частичный шаг у2 =22. Обмотка якоря крепится проволочными бандажами.

Сопротивление обмотки якоря при температуре 20° С составляет 0,305 Ом. Изоляция обмотки якоря класса В. Схема соединений двухмашинного агрегата приведена на рис. 99.

Коллекторы 2 (см. рис. 98) обеих машин имеют практически одинаковую конструкцию. Число коллекторных пластин 130, изготовленные из коллекторной меди. Между пластинами имеются прокладки из миканита КФШ толщиной 1 мм. Глубина продорожки 1 мм. Со стороны коллектора вспомогательного генератора установлены два контактных кольца 11, которые соединены с первой и двадцать третьей пластинами коллектора. Контактные кольца служат для съема переменного тока до 10 А. Напряжение переменного тока 58 В, частота 90 Гц при частоте вращения генератора 1800 об/мин. Биение коллекторов и контактных колец в горячем состоянии допускается не более 0,04 мм, в холодном состоянии - 0,03 мм. Разница в биении в горячем и холодном состоянии допускается не более 0,02 мм. Обе машины имеют по шесть щеткодержателей 3, в каждом из которых установлено по одной щетке ЭГ-14 размером 12,5 X 44 X 40 мм. Нажатие на щетку осуществляется спиральной пружиной и должно находится в пределах 1-1,1 кгс. Зазор между щеткодержателем и коллектором 2-4 мм.

Для съема переменного тока с колец в агрегате имеются два щеткодержателя 12, в каждом из которых установлена одна щетка ЭГ-14 размером 10 X 12,5 X 32 мм.

Тяговый электродвигатель | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Синхронный подвозбудитель