Экипажная часть тепловоза

/ Тепловоз ТЭ3 / Экипажная часть тепловоза

Раму тепловоза очищают от грязи и масла, осматривают и при необходимости ремонтируют. Основные неисправности рамы, которые могут встретиться в процессе эксплуатации тепловоза: трещины и сварных и заклепочных соединениях рамы и стяжного ящика, износ опор и возвращающих устройств. Поэтому при осмотре на эти детали и сборочные единицы необходимо обратить особое внимание. Состояние опор рамы тепловоза проверяют при обнаруженных перекосах кузова.

Обнаруженные трещины разделывают под сварку под углом 60° с обязательным радиусом у основания канавки 2-4 мм. По концам трещин сверлят отверстия диаметром 8-10 мм, а затем заваривают и ставят металлические накладки толщиной не менее 20 мм. Канавку заваривают в несколько слоев электродами марки Э42 или Э50А. Желательно каждый предыдущий сварной шов упрочнить наклепом, а перед нанесением последующего слоя зачистить до металлического блеска.

Ослабшие заклепки заменяют новыми. При этом отверстия для них развертывают совместно у соединяемых деталей. Подклепка ослабших заклепок не допускается.

Рама тележки. Раму очищают и осматривают. На ТР-3 тележки выкатывают из-под тепловоза для ревизии и ремонта вышедших из строя деталей и сборочных единиц. С тележки снимают буксовые струнки, песочные и воздушные трубы, отсоединяют кабели тяговых электродвигателей, распускают рычажную передачу тормозов. Буксовые струнки клеймят. После мойки с тележки демонтируют оставшееся оборудование, которое в свою очередь подвергают очистке, осмотру и дефек-товке.

При осмотре рамы тележки выявляют трещины в сварных швах, шкворневых балках, поперечных креплениях и кронштейнах для опоры тяговых электродвигателей. Обнаруженные трещины разделывают и заваривают описанным выше способом. Боковые рамы, имеющие прогиб в вертикальной или горизонтальной плоскости, подвергают правке. Правку производят только при затянутых струнках. Местные износы боковин и буксовых вырезов восстанавливают электронаплавкой.

Наибольшему износу в раме подвержены наличники. Изношенные наличники заменяют. Гнездо шкворня проверяют на плотность керосином, который заливают в полость шкворня и выдерживают в течение получаса. Необходимый зазор между шкворнем рамы тепловоза и гнездом шкворня (0,2-2,0 мм) восстанавливают заменой втулки шкворня или кольца на гнезде.

Износ сопрягаемых поверхностей буксовых струнок и челюстей рамы восстанавливают шлифовкой и шабровкой поверхности каблучков буксовых челюстей и наплавкой поверхности буксовой струнки с последующей обработкой на станке. При ТР-3 буксовые струнки подвергают магнитной дефектоскопии.

В случае обнаружения трещин струнки заменяют.

В роликовых опорах осматривают корпус, плиты, гнездо, ролики и обоймы. Трещины в корпусе разделывают и заваривают. Плиты, гнездо и ролики, имеющие трещины, заменяют. Местные выработки на плитах (до 0,5 ,мм) и роликах (до 0,2 мм) оставляют без исправления.

Осматривают и при необходимости восстанавливают известными способами детали пружинной подвески тяговых электродвигателей, возвращающее устройство. Обследуют состояние и размеры полости коробки шкворневой балки, накладок, втулок и резьбы для крепления стаканов возвращающего устройства и крышки.

Автосцепка. Автосцепку разбирают, очищают и тщательно осматривают и измеряют. Во избежание несчастных случаев фрикционный аппарат разбирают только под прессом. Износы и размеры деталей автосцепки определяют с помощью специальных шаблонов. Неглубокие трещины (до 6 мм) выводят плавной вырубкой. Более глубокие трещины допускается устранять наплавкой. При этом необходимо следить, чтобы наплавка не доходила на 15 мм до закруглений в деталях, т. е. до наиболее напряженных мест.

Изношенные детали фрикционного аппарата, уменьшающие его упругие свойства, подлежат замене. Тяговые хомуты с ушками для одного поддерживающего болта в случае трещин заменяют. Хомут, имеющий ушко без предохранительного козырька, может быть исправлен приваркой козырька. Трещины в соединительных планках головной части и в ребрах задней опорной части хомута устраняют заваркой.

Колесные пары. Во время текущего ремонта ТР-3 проводят обыкновенное освидетельствование колесных пар. При этом наружным осмотром проверяют состояние бандажей, колесных центров и зубчатого колеса, наличие соответствующих знаков и клейм, шаблонами измеряют прокат, толщину бандажа и гребня, шейки оси обследуют магнитным дефектоскопом.

Колесные пары, имеющие прокат более 4 мм с уступом у основания гребня подлежат обточке с обязательной проверкой совпадения середины оси колесной пары с продольной осью тележки. Бандажи колесных пар обтачивают на колесно-токарных станках (на ТР-3), снабженных гидрокопировальным устройством.

Наименьшая толщина бандажа при выпуске из текущего ремонта допускается 43 мм. Изношенную поверхность гребня восстанавливают электронаплавкой с последующей обработкой на станке. После обработки наплавленного гребня его и бандаж тщательно осматривают и проверяют дефектоскопом. При смене и перетяжке бандажей в условиях депо их нагревают до температуры не более 320 °С. Допускается негодные бандажи срезать газовой сваркой, но при этом не повреждая колесный центр.

На ремонте ТР-3 осматривают также зубчатое колесо для определения его износа, ослабления ступицы колеса на оси, наличия трещин. Допускается уменьшение толщины зуба вследствие износа, измеренное по делительной окружности, до 3 мм. При выпуске тепловоза из ремонта ТР-3 колесные пары подбирают с разницей диаметров по кругу катания не более 12 мм.

Вспомогательные механизмы тепловоза | Тепловоз ТЭ3 | Возможные неисправности электрических машин