Тепловоз ТЭ3 | Расположение оборудования на тепловозе

Грузовой тепловоз серии TЭ3 с электрической передачей (рис. 1) состоит из двух одинаковvх секций, сочлененнvх между собой автоматической сцепкой TL-3. ?аждая секция имеет пост управления. T сочлененном состоянии тепловоз управляется с одного поста, а при движении в обратном направлении используется пост управления второй секции. ?ежду секциями имеется переходная плоадка, закрvтая брезентовvм суфле. ?аждая секция одно-кабинная и управляется со своего поста в случае использования ее в качестве самостоятельного локомотива.

Tиловой установкой каждой секции служит дизель-генератор 2-100 или 2-100? (на модернизированнvх тепловозах с 1980 г.). +бая моность дизелей, установленнvх на тепловозе, 2940 кTт (4000 л. с). -изель-генератор (рис. 2) представляет собой единvй силовой агрегат, состояий из дизеля и тягового генератора, смонтированнvх на обей поддизельной раме и соединеннvх эластичной муфтой. ?ри установке дизель-генератора 2-100? на секции тепловоза T?? подсоединение его к суеству?им системам производится без конструктивнvх изменений. Tепловоз оборудован автостопом, радиостанцией и автоматическим тормозом.

Главная рама секции установлена на две трехоснvе тележки, у которvх все оси ведущие. =а кажду? тележку рама опирается в четvрех точках-опорах, име?щих возвраща?щие устройства. Tележка соединена с рамой вертикальнvм шкворнем, переда?щим только горизонтальнvе усилия и служащим ось? поворота тележки. +порv с возвраща?щим устройством предназначенv для обеспечения спокойного хода тепловоза на прямvх участках пути и центральной (относительно основной рамv) установки тележек при вvходе из кривой. ?ередняя и задняя тележки име?т одинакову? конструкци?.

?узов секции тепловоза обтекаемой формv. +н состоит из трех основнvх частей: кабинv машиниста, кузова над дизельнvм помещением и холодильной камерv. T кабине машиниста расположен пульт, с которого ведется управление тепловозом. T задней сторонv к кабине машиниста примvкает камера, в которой установленv электрические аппаратv. -ля обогрева кабинv установлен калорифер. =а передней стенке кабинv расположенv два вентилятора (антиобледенители), которvе в зимнее время направля?т поток теплого воздуха на оконнvе стекла, не давая им замерзнуть.

Tяговvй генератор восьмипол?снvй с самовентиляцией и независимvм возбуждением от возбудителя, обладает мощность? 1350 кTт. +енератор имеет пускову? обмотку для возможности использования его в качестве электродвигателя при пуске дизеля. ?лектрический ток по силовvм кабелям от тягового генератора передается шести тяговvм электродвигателям, смонтированнvм на тележках. Tалv якорей приводят в движение колеснvе парv посредством зубчатой передачи. ?лектродвигатели соединенv в три параллельнvе группv, по два последовательно в каждой. T электрической схеме предусмотренv две ступени ослабления возбуждения тяговvх электродвигателей. ?ереход на ослабленное возбуждение и обратно автоматический.

Предусмотрено устройство для забора воздуха на охлаждение генератора через окна в боковvх стенках кузова, име?щие жал?зи, и фильтрv с гофрированной сеткой, причем можно забирать воздух и из машинного помещения. ?осле охлаждения генератора воздух проходит по патрубку под раму тепловоза и вvбрасvвается наружу. ?ощность для привода вентилятора охлаждения тяговvх электродвигателей

Рис. 1. Расположение оборудования на тепловозе: /Чвvсоковольтная камера; 2Чпередний редуктор; 3Чвоздухопровод к тяговому генератору; 4 1Ч тяговvй генератор; 5Чвоздуходувка; 6 Ч дизель 2-100; 7 Ч кнопка экстренного вvкл?чения дизеля; в Ч рукоятка механизма вvкл?чения дизеля; 9 Ч реле давления масла; 10 Ч фильтр тонкой очистки масла; 11 Ч электровентилятор машинного помещения; 12 Ч расширительнvй водяной бак; 13 Ч механизм привода жал?зи холодильника; 14 Ч верхние жал?зи холодильника; 15 Ч л?к; 16 Ч боковvе жал?зи холодильника; 17 Ч патрубок слива водv из системv охлаждения дизеля; 18 Ч крvшка задней песочницv; 19 Ч санузел; 20 Ч подогреватель топлива; 21 Ч опора тележкн; 22Чбак противопожарной установки; 23Чкомпрессор; 24 Ч воздушнvй фильтр вентилятора тяговvх электродвигателей задней тележки; 25 Ч гидромеханический редуктор; 26 Ч вентилятор задней тележки; 27 Ч главнvй воздушнvй резервуар (задний); 28 Ч л?к рейки топливомера; 29 Ч аккумуляторная батарея; 30 Ч заправочная горловина топливного бака; 31 Ч топливнvй бак; 32 Ч вентиль слива масла из системv дизеля; 33Ч горловина для заправки дизеля маслом; 34Ч запаснvй тормозной резервуар; 35 Ч пол машинного отделения; 36 Ч опора под домкрат; 37 Ч фильтр вентилятора тяговvх электродвигателей передней тележки; 38 Ч тележка; 39 Ч главнvй воздушнvй резервуар

(передний); 40 Ч дверцv передних песочниц; 41 Ч кабина машиниста

te3_4

?ис. 2. -изель-генератор 2-100?: 1 Ч поддизельная рама; 2 Ч блок; 3 Ч антивибратор; 4 Ч коробка привода агрегатов, 5 Ч эластичная шестерня привода агрегатов, 6 Ч водяной насос; 7 Ч привод масляного насоса; 5 Ч маслянvй насос; 9 Ч вvпускной коллектор; 10Чвvпускной патрубок; 11Чрегулятор частотv вращения коленчатого вала; 12Чтахомето; 13 Ч топливнvй насос; 14 Ч крvшка отсека управления; 15 Ч фильтр тонкой очистки топлива; 16 Ч воздушнvй ресивер блока; 17 Ч верхняя крvшка блока; 18 Ч водяной коллектор, 19Чпоручни; 20Чвертикальная передача; 21 Ч эластичнvй понвод воздуходувки; 22 Ч воздуходувка; 23 Ч валоповоротнvй механизм; 24 Ч муфта привода генератора; 25 Ч поддои воздуходувки; 26 Ч тяговvй генератор ??T 9917L; 27 Ч торсионнvй вал вертикальной передачи; 28 Ч л?к картера передней тележки, двухмашинного агрегата и тахогенераторов отбирается от хвостовика якоря тягового генератора. +ерез две муфтv с резиновvми втулками и шлицевой карданнvй вал приводится во вращение ведущий вал переднего редуктора, от которого через шестерни вращение передается на два ведомvх вала. +дин из них через две муфтv и карданнvй вал соединен с двухмашиннvм агрегатом, другой также через две муфтv с резиновvми втулками и кардаинvй вал Ч с валом вентилятора охлаждения тяговvх электродвигателей. ?арданнvе валv состоят из двух частей, связаннvх между собой подвижнvм шлицевvм соединением, закрvтvм брезентовvм чехлом. Tахогенератори получа?т вращение от ведомого вала переднего редуктора через клиноременну? передачу. +дин тахогенератор предусмотрен для ограничения максимального тока, а другой Ч для автоматического регулирования мощности. -вухмашиннvй агрегат состоит из двух машин: возбудителя и вспомогательного генератора, сидящих на одном валу, име?щем частоту вращения 1800 об/мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала 850 об/мин. +н расположен в кабине машиниста под полом.

?ри пуске дизеля тяговvй генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от свин-цово-кислотной аккумуляторной батареи типа 32-T=-450, расположенной под, полом в средней части дизельного помещения с правой и левой сторонv дизеля в ящиках. +т батареи питается цепь освещения тепловоза на стоянках.

?ощность для привода главного вентилятора холодильника, центробежного вентилятора охлаждения тяговvх электродвигателей задней тележки и воздушного компрессора отбирается от переднего хвостовика коленчатого вала (задний по ходу секции) через гидромеханический редуктор. ?еханический редуктор привода вентилятора холодильника имеет две скорости (две ступени). +оризонтальнvй вал привода к вентилятору передает вращение вертикальному валу вентиляторного колеса при помощи редуктора, которvй имеет фрикционну? муфту для вкл?чения вентиляторного колеса.

=а тепловозе T?? установлен воздушнvй двухступенчатvй трехцилиндровvй компрессор ?T6 (два цилиндра низкого давления и один вvсокого) с подачей 5,3Ч5,7 м3/мин и промежуточнvм охлаждением воздуха. +астота вращения коленчатого вала компрессора несколько ниже частотv вращения коленчатого вала дизеля (810 об/мин) за счет скольжения между насоснvм и турбиннvм колесами гидромеханического редуктора. Tжатvй воздух от компрессора поступает в главнvй резервуар вместимость? 1080 л, расположеннvй под рамой тепловоза. ?омпрессор регулиру?т на вкл?чение при давлении 0,75 ??а (7,5 кгс/см2) и на вvкл?чение 0,9 ??а (9 кгс/см ). =а тепловозах ранних вvпусков пределv этого давления бvли несколько ниже, что затягивало отпуск тормозов. Lз ресивера воздух поступает в магистраль, объединя?щу? резервуарv обеих секций, и далее для снабжения систем: тормозной,электропневматической

(вентилей, контакторов, реверсора, привода управления регулятором частотv вращения дизеля, откл?чения и вкл?чения топливнvх насосов дизеля, вкл?чения и откл?чения муфтv вентилятора и жал?зи холодильников, стеклоочистителей, тифона), привода автоматики.

+хлажда?щее устройство отводит тепло от деталей дизеля, соприкасающихся с горячими газами, и от масла в системе смазки двигателя и механизмов тепловоза для сохранения смазочной способности масла и механической прочности деталей, подверженнvх такому нагреву. =а тепловозе Tюю примененv воздушно-радиаторнvе холодильники, представляющие собой установки, состоящие из радиаторнvх секций и вентилятора. Lстановка радиаторнvх секций и направление воздушнvх потоков через секции и лопасти колеса осевого вентилятора осуществляется в шахте холодильника, расположенной в задней части каждой секции тепловоза. Tнутри трубок радиатора протекают нагретvе в двигателе вода и масло. Tнешняя сторона трубок омvвается охлаждаемvм воздухом. Tодянvе и маслянvе секции холодильника размещенv в отенках кузова и соединенv с нижним и верхним коллекторами.

-олодильники тепловоза состоят из 36 маслянvх и 24 водянvх секций. Tекции расположенv в два ряда вдоль правой и левой сторон холодильной камерv кузова. Tода подводится к верхним коллекторам обеих сторон шахтv тепловоза и отводится от нижних коллекторов. Tоздух засасvвается вентилятором через боковvе жалюзи, обтекает секции холодильника и вvбрасvвается вверх через диффузор.

Tекции холодильника расположенv наклонно, образуя T-образнvй тоннель для прохода членов локомотивной бригадv из одной секции в другую. =а наклоннvх боковvх стенках тоннеля имеется по три люка с каждой сторонv для доступа к секциям и подпятнику вентиляторного колеса. T середине тоннеля на настиле пола установленv редуктор и фрикционная муфта привода вентилятора.

-ля подогрева топлива в зимних

te3_5

юис. 3. юульт управления: 1 Ч манометр, показvвающий давление воздуха в уравнительном резервуаре; 2 Ч световvе сигналv: а Ч сброса нагрузки с генератора I секции; бЧ работv дизеля II секции; вЧсброса нагрузки с генератора II секции; 3 Ч двухстрелочнvй манометр давления воздуха в главном резервуаре и тормозной магистрали; 4 Ч электротермометр, показvвающий температуру водv во II секции; 5 Ч амперметр заряда аккумуляторной батареи; 6 Ч электротермометр, показvвающий температуру водv в I секции; 7 Ч манометр, показvвающий давление воздуха в резервуаре тормознvх цилиндров; 8 Ч манометр, показvвающий давление воздуха в резервуарах электропневматических контакторов; 9 Ч стеклоочиститель; 10 Ч вольтметр, показvвающий напряжение в цепи управления; 11 Ч переключатель автоматического регулирования; 12 Ч светильник; 13Чпульт управления радиостанцией юю-3; 14 Ч ручка крана вспомогательного тормоза; 15, 17Чвvключатель левvх и правvх жалюзи холодильника; 16 Ч вvключатель верхних жалюзи холодильника; 18 Ч вvключатель муфтv вентилятора; 19 Ч вvключатель ослабления возбуждения; 20 Ч клапанv тифона и свистка; 21 Ч рукоятка запора (ключ) кнопочнvх вvключателей; 22 Ч кнопочнvе вvключатели: г Ч «юуск дизеля I секции»; д Ч «Tопливнvй насос I секции»; е Ч «Lправление общее»; ж Ч «юаслянvй насос» (резервная кнопка); з Ч «юрожектор тусклvй»; и Ч «юрожектор яркий»; к Ч «юлектроманометр и электротермометр»; л Ч «юлектродвигатедь калорифера»; м Ч «Tопливнvй насос II секции»; н Ч «юуск дизеля II секции»; 23 Ч кнопочнvе вvключатели:

0 Ч «+свещение приборов»; п Ч «Lправление тепловозрм»; 24 Ч манометр, показvвающий давление топлива

1 секции; 25Ч электротермометр, показvвающий температуру масла до холодильника I секции; 26 Ч ручка крана машиниста; 27 Ч штурвал ручного тормоза; 28 Ч манометр, показvвающий давление масла во II секции; 29 Ч светильник; 30 Ч электроманометр, показvвающий давление масла во II секции; 31 Ч вольтметр, показvвающий напряжение тягового генератора; 32 Ч амперметр тока нагрузки тягового генератора; 33 Ч ручка реверсора; 34 Ч огнетушитель; 35Чрукоятка контроллера машиниста; 36 Ч динамик радиостанции; 37 Ч локомотивнvй светофор; 38 Ч скоростемер условиях на тепловозе имеется водо-топливнvй подогреватель, через трубки которого проходит горячая вода, поступающая из дизеля. Tода подогревает топливо, циркулирующее между трубками и сливающееся в топливнvй бак. T баке в непосредственной близости от места слива подогретого топлива производится всасvвание его топливоподкачивающим насосом для подачи в топливнvй коллектор насоса вvсокого давления. юодогреватель топ-лива установлен с левой сторонv между санузлом и баком противопожарной установки.

Tрубопроводv с гибкими шлангами от противопожарной установки размещенv в передней части тепловоза около левой двери входа в кузов и в задней части на передней перегородке холодильной камерv.

T передней части кузова тепловоза расположена кабина машиниста (см. рис. 2), отделенная от машинного по-мещения стенкой, в которой с правой и левой сторон (по ходу тепловоза) установленv две входнvе двери. T средней части стенки кабинv между входнvми дверями имеется дверь в аппаратную (вvсоковольтную) камеру. T кабине машиниста с правой сторонv установлен пульт управления тепловоза, оборудованнvй приборами управления и контроля за работой отдельнvх агрегатов (рис. 3).

L пульта, перед сиденьем машиниста, на полу находятся педаль песочницv и калорифер обогрева ног. Tбоку от сиденья расположенv две рукоятки клапанов звукового сигнала (соответствующие дублирующие рукоятки установленv на пульте помощника машиниста): тифона и свистка. Tправа сзади сиденья находятся аппаратv автостопа. Tлева от контроллера машиниста установлен ручной тормоз со штурвалом. Tправа от двери аппаратной камерv сзади сиденья машиниста находится откидное сиденье, справа установлена панель с вvключателями освещения. юеред панелью в нише с крvшкой размещенv предохранители. юабина освещается потолочнvм светильником.

Tлева в машинном отделении находится ручка вvключения и включения аккумуляторной батареи. =ад дверью аппаратной камерv в нише с крvшкой размещенv три рубильника для включения и отключения тяговvх электродвигателей.

T левой части кабинv машиниста расположено сиденье помощника машиниста, установлен калорифер водяного отопления кабинv. Tо сторонv помощника машиниста (впереди бокового окна) на стенке кабинv установлен дифференциальнvй манометр, показvвающий давление (разрежение) в картере дизеля. =а пульте помощника машиниста имеется кнопка для аварийной остановки дизеля. юесочницv размещенv в передней и задней частях кузова.

-ля заполнения их песком на торцовvх стенках кузова имеются заправочнvе люки. T машинном помещении кузова тепловоза имеются освещение потолочнvми и боковvми плафонами, а также вентиляция кузова через люки электровентиляторами (главнvм образом удаление из кузова прорvвающихся вvпускнvх газов и горячего воздуха).

⇐ | Тепловоз ТЭ3 | Основные тягово-эксплуатационные и технические характеристики тепловоза

Добавить комментарий