Следование в пути

/ Тепловоз ТЭ2 / Следование в пути

Следование в пути

После готовности поезда и получения разрешения на следование машинист тепловоза должен убедиться в том, что оба крана машиниста находятся в поездном положении, а прямодействующий кран на перекрыше, и затем тронуть тепловоз с места.

Взятие поезда с места следует производить плавно, постепенно переводя рукоятку контроллера с первого положения контроллера -на последующие, не допуская боксования колёс тепловоза. Для этого следует заранее, подъезжая к поезду, за 75-100 м привести в действие песочницу. Вообще песок надо применять до начала боксования. Если при следовании боксование колёс всё же началось, необходимо перевести рабочую рукоятку контроллера на одно-два. положения назад, т. е. уменьшить нагрузку, а затем лишь применять песок и постепенно увеличивать нагрузку двигателя. Во время движения тепловоза с поездом нагрузку двигателя следует регулировать в зависимости от профиля пути, используя живую силу поезда.

При работе двигателя под нагрузкой приборы должны давать следующие показания:

Давление масла...................2,5-3,5 кг/см2

» топлива .................2,0-2,5 »

Температура воды до холодильника......... 60-75°

» масла » » ......... 60-70°

Запрещается работа двигателя при температуре воды выше 80° и масла выше 75°.

Уровень воды следует периодически контролировать по водомерному стеклу, расположенному на расширительном бачке. В исключительных случаях разрешается добавлять воду в пути следования небольшими порциями, но при условии обязательного снижения температуры воды в системе двигателя до 40-50° и только при работающем двигателе.

Следует наблюдать по амперметру за зарядкой аккумуляторной батареи; при этом величина тока не должна превышать 16 а. Следить за давлением воздуха в главном резервуаре, а также в резервуаре для пневматических контакторов.

Необходимо проверять работу секций топливного насоса на отсутствие зависания плунжерных пар, лопнувших гильз плунжера, поломки пружин нагнетательного клапана и пружин плунжера.

Зависание плунжера в гильзе определяется тем, что при снятии нагрузки двигатель идёт «вразнос» (обычно срабатывает предельный регулятор), а при увеличении нагрузки снижаются обороты двигателя. При лопнувшей плунжерной гильзе секция топливного насоса не работает, корпус её имеет повышенный нагрев сравнительно с остальными, а в трубке высокого давления отсутствует пульсация. При лопнувшей пружине нагнетательного клапана в трубке высокого давления наблюдается слабая пульсация, а выпускные газы будут иметь тёмный цвет. При лопнувшей пружине плунжера в насосе слышится своеобразный перестук, секция нагрета и двигатель работает с заметными перебоями по цилиндрам.

При выходе из строя распылителя форсунки вследствие зависания иглы или обрыва сопла заметно повышается дымность выпускных газов, трубка высокого давления нагрета, цилиндр не работает.

Во всех этих случаях, чтобы точно определить неисправность секции насоса или форсунки, необходимо при работающем двигателе поочерёдно выключить каждую секцию насоса или открыть индикаторные краны и уточнить, какой цилиндр не работает.

Для предупреждения замерзания фильтров грубой очистки необходимо набивку фильтров производить менее плотно и по возможности работать на (одной стороне фильтра. При этом второй фильтр должен быть вынут как резервный и находиться в тёплом месте. При замораживании работающего фильтра следует немедленно поставить второй фильтр на место и включить его в работу, вынув замороженный фильтр из корпуса и поставив его в тёплое место для обогрева.

При неудовлетворительной работе топливной аппаратуры, недостаточном давлении наддува, засевших в ручьях поршневых кольцах, которые потеряли упругость, или длительной работе на холостом ходу и малых оборотах в цилиндрах двигателя будет происходить повышенное нагарообразование, которое может привести к зависанию впускных и выпускных клапанов. Признаком зависания клапана является характерный выхлоп газов во всасывающий или выпускной коллектор. Такое же явление происходит при лопнувших пружинах или недокрытом клапане. Для устранения зависания клапана необходимо пропустить топливо или керосин между стержнем и направляющей втулкой клапана. Если таким путём клапан не будет приведён в рабочее состояние, то цилиндр следует выключить и неисправность устранить в депо, сияв цилиндровую крышку с двигателя.

В процессе эксплуатации тепловозов имели место случаи попадания топлива в масляную ванну рамы двигателя. Топливо обычно попадает от неплотного крепления накидных гаек трубки высокого давления и отливных трубок на штуцерах форсунок, трещин в трубках или обрыва их головок в месте присоединения. В этих случаях топливо смешивается с маслом на верхней части цилиндровой крышки и через отверстия для штанг толкателей попадает в раму двигателя. Для предотвращения таких случаев необходимо периодически открывать крышки клапанных коробок, запускать двигатель и тщательно проверять надёжность присоединения и крепления трубок к штуцерам корпусов форсунок.

В пути следования необходимо следить за работой водяного насоса. У насосов открытого типа надо следить за плотностью сальника, чтобы он не пропускал более 120 капель в минуту. При увеличенном пропуске сальник необходимо подтянуть или перебить свежей набивкой. У водяных насосов закрытого типа необходимо проверять уплотнения вала и не допускать попадания воды в картер двигателя. Для этого следует ежедневно прочищать отверстие сливного штуцера, установленного в нижней части корпуса. При работе двигателя на малых оборотах или приостановленном двигателе вода должна вытекать из штуцера в количестве не более 120 капель в минуту. При увеличенном пропуске текстолитовые уплотнения следует заменить новыми.

При неправильной заправке водой двигателя или при добавлении холодной воды в разогретый и остановленный двигатель могут появиться трещины в цилиндровых крышках. Трещины, как правило, возникают в перемычке между сёдлами выпускных клапанов. Первым признаком лопнувшей крышки является ненормальный цвет выпускных газов, имеющих беловатый оттенок, и увеличенный расход охлаждающей воды.

При следовании с поездом на затяжном подъёме, когда ток главного генератора достигает предельно допустимой величины, а подъём продолжается, необходимо перейти на последовательное соединение тяговых электродвигателей. Для этого следует рукоятку контроллера перевести на 3-4 позиции ниже, перевести переключатель на пульте управления на последовательное соединение и затем постепенно установить рукоятку контроллера в 8-е положение. Одновременно следует учесть, что нельзя длительное время вести поезд на последовательном соединении тяговых электродвигателей, если ток в электродвигателях будет более 725 а.

Для сокращения времени накачивания воздуха в главные резервуары и поездную магистраль на стоянках под поездом разрешается увеличивать число оборотов двигателя при холостой работе, но не выше 5-го положения рукоятки контроллера.

Перед остановкой двигателя необходимо выключить вентилятор холодильника, так как при включённом вентиляторе остановка ведёт к пробоксовыва-нию фрикционной муфты и, следовательно, к её быстрому износу. В пути следования запрещается переводить рукоятку реверсора на обратный ход до полной остановки тепловоза.

В случае появления каких-либо неисправностей в работе двигателя, электрооборудования и других вспомогательных механизмов необходимо принять немедленные меры к предупреждению аварии. Перед остановкой прогретого двигателя для снижения температуры воды и масла до 40-50° следует дать двигателю некоторое время поработать на нулевом положении рукоятки контроллера. Остановка двигателя осуществляется выключением кнопки топ-ливоподкачивающего насоса и кнопки управления. После остановки поезда необходимо тщательно проверить всю ходовую часть тепловоза, обращая внимание на отсутствие нагрева букс, наличие шплинтов и т. д.

При уходе машиниста с поста управления рукоятку реверсора необхог димо поставить в нейтральное положение и затем снять её.

Трогание тепловоза с места | Тепловоз ТЭ2 | Экипировка тепловоза