Электрические машины тепловозов

Главный генератор

Главный генератор ГС-504А - переменного тока, двенадцатиполюсный, синхронный с бесколлекторным якорем, что значительно снижает его вес и габариты, а также эксплуатационные расходы по содержанию и ремонту, и повышает надёжность в эксплуатации. Обмотка статора выполнена в виде двух трехфазных звёзд сдвинутых на 30 электрических градусов. Схема возбуждения генератора ГС-504А обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях до 90-95 % от конструкционной. Охлаждение генератора - принудительное.

Главный генератор ГС-501 А - переменного тока, двенадцатиполюсный, синхронный, с бе-сколлекторным якорем, что дает несомненные преимущества.

Обмотка статора выполнена в виде двух трехфазных звёзд сдвинутых на 30 электрических градусов. Схема возбуждения генератора ГС-501А обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях до 90-95% от конструкционной. Охлаждение генератора - принудительное.

Для снижения, при переходных процессах, колебаний ротора в его полюсных наконечниках заложена демпферная обмотка.

В отличие от генератора ГС-504А, работающего с дизелем 4000 л. с., генератор ГС-501 А работает с дизелями мощностью 2600-3035 л. с.

Генератор переменного тока позволяет использовать в приводах различного оборудования тепловоза легкие, бесколлекторные и простые по устройству электродвигатели переменного тока.

Генератор ГС-501 АТ - тропического исполнения.

Главный генератор ГП-312 представляет собой десятиполюсную некомпенсированную машину постоянного тока с независимым возбуждением и принудительной вентиляцией.

Во время запуска дизеля главный генератор выполняет роль стартера, при этом его пусковая обмотка питается от аккумуляторной батареи.

Для создания гиперболической характеристики, а также ограничения тока и напряжения в системе возбуждения главного генератора использованы современные регулирующие аппараты, в том числе амплистат, трансформаторы постоянного тока и напряжения, селективный узел, генератор. Система регулирования дизель-генератора обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях от 20 до 85 км/ч независимо от температуры обмоток и мощности включенных вспомогательных агрегатов.

Генератор ГП-312 имеет тропическое исполнение.

Главный генератор ГП-319АТ - постоянного тока, с независимым возбуждением, тропического исполнения.

Для создания гиперболической характеристики, а также ограничения тока и напряжения система возбуждения главного генератора снабжена амплистатом, трансформаторами постоянного тока и напряжения, селективным узлом и т. д. Обмотка возбуждения главного генератора питается от возбудителя постоянного тока, однако предусмотрена возможность питания обмотки возбуждения от вспомогательного генератора через аварийную систему.

Охлаждение генератора ГП-319АТ- принудительное, от центробежного вентилятора.

Главные генераторы ГП-300Б, ГП-ЗООТ. По конструктивному исполнению генераторы ГП-300Б и ГП-ЗООТ аналогичны; для генератора ГП-ЗООТ применяются специальные антисептические материалы, лаки и покрытия, обеспечивающие его надежную работу в условиях тропического климата.

Каждый из этих генераторов восьмиполюсной, с обмоткой независимого возбуждения и пусковой обмоткой на главных полюсах.

Обмотка возбуждения питается от специального возбудителя постоянного тока (в объем поставки с дизель-генератором не входит).

Генератор имеет один подшипниковый щит со сферическим двухрядным роликовым

подшипником и свободный конец вала со стороны коллектора. С противоположной ко-лектору стороны имеется фланец на якоре и посадочная заточка со шпильками на станине для присоединения к фланцу рамы дизеля.

Изоляция обмоток генератора - влаго- и теплостойкая.

Исполнение генератора - защищенное с самовентиляцией. Конструкция генератора предусматривает свободный доступ к коллектору для осмотра и смены щеток и к соединениям полюсных катушек по всей окружности.

Коллектор, дополнительные полюса, катушки и сердечники главных полюсов взаимозаменяемы.

ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

Тяговый электродвигатель ЭД-120 - постоянного тока, с опорно-осевой подвеской на тележке. Плавное регулирование частоты вращения якоря тягового электродвигателя достигается эа счет изменения магнитного поля электродвигателя с помощью реле.

Конструкция электродвигателей ЭД-120 позволяет устанавливать их на тележке односторонне, что значительно увеличивает коэффициент использования сцепного веса.

Тяговый электродвигатель ЭД-118А - постоянного тока, с последовательным возбуждением и принудительной вентиляцией. Электродвигатель без компенсационной обмотки, имеет четыре главных и четыре добавочных полюса. Якорь имеет петлевую обмотку с уравнительными соединениями со стороны коллектора и опирается на роликоподшипники, вмонтированные в щиты электродвигателя. Подвеска электродвигателя - опорно-осевая. Для регулирования частоты вращения якорей электродвигателей применяются две ступени ослабления поля шунтированием обмотки возбуждения. На тепловозах с передачей постоянного тока плавное регулирование частоты вращения якорей электродвигателя ЭД-118А достигается путем изменения числа оборотов якоря главного генератора, шунтированием сопротивлений возбудителя, соединения двигателей и ослаблением магнитного поля. Моторноосевые подшипники изготовлены из свинцовистой бронзы. Вращение колесным парам передается через осевой редуктор. Для удобства ремонта ведущая шестерня вала якоря двигателя может выпрессовываться при помощи масло-съемника.

Тяговый электродвигатель ЭД-118АТ - тропического исполнения.

Тяговый электродвигатель ЭД-114Т - постоянного тока, с опорно-осевой подвеской и сериесными обмотками возбуждения, тропиче ского исполнения.

Плавное регулирование частоты вращения якоря тягового электродвигателя обеспечивается изменением частоты вращения коленчатого вала дизеля, шунтированием сопротивлений возбудителя, изменением магнитного поля электродвигателей с помощью реле перехода.

Вращение от якоря тяговых электродвигателей на оси колесных пар передается через одноступенчатые осевые редукторы с цилиндрическими прямозубыми колесами.

Тяговый электродвигатель ЭД-118А

Тяговый электродвигатель ЭД-118А

Тяговый электродвигатель ЭД-114Т

Тяговый электродвигатель ЭД-114Т

ДВУХМАШИН ВОЗБУДИТЕЛИ, ОТОПИТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ, ПОДВОЗБУДИТЕЛИ, И ВСПОМОГА-ГЕНЕРАТОРЫ

Двухмашинные агрегаты А-710, А-706А, А-706Б, А-706БТ, МВТ25/9 + МВГ25II1,

МВТ25/9Т + МВГ25II1Т представляют собой две электрические машины - возбудитель и вспомогательный генератор - смонтированные в одном корпусе. Возбудитель вырабатывает ток для возбуждения главного генератора. Вспомогательный генератор питает током цепи управления, освещения и осуществляет зарядку аккумуляторной батареи во время работы дизеля.

Возбудители ВС-650В, ВС-650ВТ представляют собой однофазные синхронные генераторы переменного тока, повышенной частоты, с постоянным возбуждением.

Обмотка возбуждения главного генератора питается от возбудителя через управляемый выпрямитель.

Применение возбудителя переменного тока с управляемым выпрямителем повышает коэффициент усиления и быстродействие схемы возбуждения главного генератора, что обеспечивает большую точность и гибкость регулирования.

Возбудитель В-600АТ представляет собой машину постоянного тока, которая в схеме возбуждения главного генератора работает вместе с регулирующими аппаратами.

1 Двухмашинный агрегат А710

2 Двухмашинный агрегат типа А-706

Двухмашинный агрегат МВТ25/9 I МВГ25II1 ^

Двухмашинный агрегат МВТ25/9 I МВГ25II1 ^

Возбудитель В-600АТ

Подвозбудители ВС-652, ВС-652Т служат для питания обмотки возбуждения возбудителя главного генератора.

Подвозбудители ВС-652, ВС-652Т служат для питания обмотки возбуждения возбудителя главного генератора.

Генератор отопления поезда ГС-507 - синхронный, кроме источника тока для отопления поезда может служить также для питания асинхронных электродвигателей привода вентиляторов, холодильной камеры, тяговых электродвигателей, выпрямительной установки и ДР-

Вспомогательный генератор ГП-405АТ -

постоянного тока, служит для питания вспомо-гальных цепей, цепей управления и освещения.

Генератор отопления поезда ГС-507

Генератор отопления поезда ГС-507

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ И ТИПЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ТЕПЛОВОЗОВ

Марка тепловоза

Главные генераторы

Р

и в

/

. л

Класс изоляции

Тяговые электродвига

тели

Р

и

/

А

п

Класс изоляции

кВт

А

об мин

статор ротор

кВт

В

об мин

полюсы якорь

142 (\/400)

ГС-504А

2750

580

385

2x1500

2x2270

1000

Н/Б

ЭД-120А

411

750

880

2320

Н/Р

132 (У300)

ГС-501 А

2190

275

535

2x2440

2x1330

1000

Н/Б

ЭД-118А

305

700

720

2290

р

М62_(\/200)

ГП-312

1270

356

570

3570

2230

750

Н/Р

ЭД-118А

192

570

595

2290

р

Т679.1

ГП-312

1270

356

570

3570

2230

750

Н/Р

ЭД-118А

192

570

595

2290

р

07

ГС-501 А

2190

275

535

2x2440

2x1330

1000

Н/Б

ЭД-118А

305

700

720

2290

р

ТЭМ2

ГП-300Б

780

645

870

1210

900

750

В/Р

ЭД-118А

105

290

605

1300

р

ЭТ44

ГП-312

1270

356

570

3570

2230

750

Н/Р

ЭД-118А

192

570

595

2290

г

ТЭМ2С

ГП-300Т

780

645

870

1210

900

750

ЫР

ЭД-118А

105

290

605

1300

р

ТЭМ6С (тропики)

ГП-319АТ

955

516

870

1845

1100

1000

Н

ЭД-114Т

138

435

615

2540

Н/Р

ТЭМ2Т

ГП-300Т

700

584

780

1200

896

750

Н

ЭД-118АТ

86

260

600

1340

р

М62К

ГП-312Т

1050

310

520

3390

2020

750

В/Р

ЭД-118АТ

156

520

565

2290

р

ТЭ114

ГС-501 АТ

1850

345

535

2x1700

2x1100

1000

Н/Р

ЭД-118АТ

257

650

650

2290

р

Марка тепловози

Двухмашинные агрегаты и возбудители

Р

кВт

и_

в

]_

А

п об

мин

Класс изоляции статор

ротор

Подвозбу дители

Р

кВт

и

В

А

п об

мин

Класс изоляции статор

ротор

Отопительные и вспомогательные генераторы

Р

кВт

и_

в

±_

А

п об

мин

Класс изоляции статор

ротор

142 (\/400)

А-710

Возбу 26

цитель ГІ рато 215

287

іавного за

164

146

ене2470

3300

?

ГС-507

545

745

350

430

535

590

630

1000

г

132 (УЗОО)

А-710

Возбу 19,3

дитель ге плен 170

275

нератора ля

152

135

ото2080

3300

?

ГС-507

545

745

350

430

535

590

630

1000

г

М62 (У200)

А-706А

20,6

165

125

1800

?

ВС-652

0,55

110

10

4000

Р/В

Т679.1

А-706А

12

75

160

950

1800

V

ВС-652

0,55

110

10

4000

Р/В

07

ВС-650В

26

215

287

164

146

2470

3300

г

ТЭМ2

МВТ25/9+ МВГ25II1

5,6

5,75

75

75

75

77

2000

2000

800

р

вТ44

А-706А

20,6

165

125

1800

р

ВС-652

0,55

110

10

4000

Р/В

ТЭМ2С

МТВ25/9Т+

МВГ25II1Т

5,6

5,75

75

75

75

77

2000

2000

800

р

ТЭМ6С (тропики

В-600АТ

10,8

120

90

2030

р

ВС-652Т

0,55

110

10

4000

Р/В

ГП-405АТ

15

110

135

810

2030

ТЭМ2Т

МВТ25/9Т+

МВГ25II1Т

5,6

5,0

75

75

75

66

2000

2000

800

р

М62К

А-706АТ

20,6

12

В600Т

165

ЗГТ275II2

75

125

ЭТ

160

1800

950

1800

р

ВС-652Т

0,55

110

10

4000

Р/В

ТЭ114

ВС-650ВТ

22

195

260

145

135

2470

3300

р

Советские гидропередачи изготовливаются крупными партиями на высокомеханизированных предприятиях с применением новейшего оборудования и эффективных методов контроля.

Десятки тысяч советских тепловозов-маневровых и промышленных и автодрезин, оснащенных гидропередачами, успешно работают в самых различных климатических условиях.

Советский Союз является крупным экспортером тепловозов с гидропередачами не только в страны с умеренным климатом, но и в страны с влажным тропическим климатом.

Тепловозные дизели | Советские тепловозы и оборудование | Унифицированная гидропередача