Устройство и основные неисправности фрикционного механизма

Фрикционный механизм служит для переключения ступеней скорости и отсоединения вала дизеля от колес локомотива, что дает возможность переключать режим и реверс, не заглушая дизеля. Конструктивно механизм выполнен следующим образом (рис. 70). Ведущий вал фрикциона 1 соединяется с выходным валом ГТР посредством зубчатой муфты, опорой для вала служат шарикоподшипники 2 и <3, установленные в ведомых ступицах 5 я 4. Изготовляют вал из стали 18Х2Н4ВА (ГОСТ 4543—71). На шлицах его насажены ведущие барабаны 6 и 7. Ведущий вал полый, внутри него закрепляют трубку 9 для подвода масла ко второй муфте. К первой муфте масло подводится по осевым и радиальным каналам в кольцах и валу.

В картере механизм фрикционов опирается на три опоры — подшипниковые узлы, объединенные гнездами в три группы. Подшипники насажены на ведомые ступицы муфт. На левую ведомую ступицу 4 насажен шариковый подшипник 10 для восприятия осевых нагрузок. Радиальные нагрузки воспринимает роликоподшипник 11, насаженный

Фрикционы передач

Рис. 70. Фрикционы передач:

1 — ведущий вал; 2, 11, 15 — роликоподшипники; 3, 10, 12 — шарикоподшипники; 4, 5 — ведомая ступица; 6, 7 — ведущие барабаны; 8 — проставочное кольцо; 9 — трубка^ 10 — шестерня г=\7; 13, 14 — шестерни; 16, 17 — ведомые барабаны; 18 — бустер; 19 — зубчатка; 20 — палец пружины; 21 — нажимной диск; 22 — ведущий диск; 23 — ведошяй, ЛМ?К; 24 —

пру ж ина; 25 — плунжер; 26 — диск с внутренними зубьями; 27 — уплотнцтельийшивветьца на шестерню 13, соединенную со ступицей с помощью шлицев. На ступичную часть шестерни напрессованы роликоподшипники. С правой ведомой ступицей также с помощью шлицев соединяется шестерня 14 (г = 27), на ступичную часть которой напрессованы подшипники 15 и 12. Шестерни на ступицах закреплены гайками и отгибными лепестковыми шайбами.

К ведомым ступицам болтами прикреплены барабаны 16 я 17 с внутренними зубьями; в них вставляются фрикционные ведомые диски с наружными зубьями. Ведомые диски стальные с металлокерамическими накладками. Во впадинах зубьев барабанов просверлены отверстия для сброса смазки. Ведущие барабаны 6 и 7 насажены на шлицы вала 1 до упора в бурт, с другой стороны барабаны закрепляют гайками через бустер первой муфты и через зубчатку второй муфты. Такая конструкция позволяет осевым усилиям, действующим на фрикцион, замыкаться на ведущем валу, не передаваясь на ведомые барабаны.

В ведущие барабаны вставлены двенадцать пальцев 20, служащих для направления отжимных пружин 24 и для предотвращения выпучивания их под действием центробежных сил. Другим концом пружины установлены в двенадцать цилиндрических гнезд нажимного диска, предназначенного для сжатия фрикционных дисков и передачи вращающего момента. К нажимному диску с внутренней стороны приклепан диск с внутренними зубьями, которыми он скользит по наружным зубьям ведущих барабанов. Этот диск предотвращает проворачивание нажимного диска относительно ведущего барабана. Центрируются нажимные диски: первой муфты —• по цилиндрической поверхности бустера, второй — по цилиндрической поверхности зубчатки.

Вследствие того что ведущий вал имеет довольно высокую скорость вращения (до 2130 об/мин) и сравнительно большой диаметр «масляного цилиндра» нажимного диска (215 мм), при выключении муфты возникает осевая составляющая от центробежных сил оставшегося масла. Эта сила (Р = 300 кгс) препятствует разжатию пружин и выключению муфты. Поэтому для сброса оставшегося масла на каждом нажимном диске предусмотрены два плунжера 25, которые при понижении давления и обратном перемещении нажимного диска открывают сбрасывающие отверстия.

Поверхность фрикционных дисков смазывается и охлаждается маслом, которое поступает по осевому каналу в вал от

Уплотнение

Рис. 71. Уплотнение:

1 — корпус; 2 втулка; 3 — уплотнительные кольца; 4 — гайка; 5 — регулировочное кольцо; 6 — уплотнение узла уплотнения фрикционов. Узел уплотнения фрикционов (рис. 71) состоит из корпуса 1, стакана 2 и трех пар чугунных уплотнительных колец 3. С помощью уплотнительных колец разделяются управляющий и смазывающий потоки.

Наибольшему износу в процессе эксплуатации подвергаются детали с сопрягаемыми поверхностями: уплотнительные кольца, плунжера и плунжерные отверстия, посадочные поверхности барабанов, ступиц, шестерен. Наблюдается износ зубьев барабанов, муфт, зубьев шестерен, а также ведущих и ведомых дисков фрикциона. Неисправности других деталей вызываются обычно или нарушением требований монтажа, или несоблюдением правил эксплуатации гидропередачи. Например, повреждение зубьев барабанов и коробление дисков фрикциона наблюдаются при работе фрикционных муфт на давлении ниже 10—12 кгс/см2. При несоблюдении монтажных зазоров в уплотнении появляется утечка смазочного масла, что может вызвать также нагрев фрикционных дисков, засорение смазочных отверстий ведомых барабанов.

Ремонт механизма реверса и режима гидромеханической передачи | Ремонт гидравлических передач тепловозов | Разборка фрикционного механизма