Ремонт резисторов, печей, обогревателей и калориферов

Износы и повреждения. Резисторы, печи и калориферы в эксплуатации подвержены воздействию значительных и резко изменяющихся температур, - а также ударам от экипажной части движущегося э. п. с.

В результате совместного воздействия этих факторов у резисторов возникают обрывы фехралевых лент, проволочных спиралей и выводных соединений, уменьшается (из-за тепловой коррозии) сечение лент и проволочных спиралей; у изоляторов выкрашиваются ребра и возникают сколы, трещины и изломы; у электрических печей и калориферов обрываются нагревательные элементы и шины заземления, появля ются трещины в изоляторах, деформируются гофрированные кожуха.

Резкие удары приводят к обрыву перемычек между ящиками резисторов, шпилек опорных изоляторов и разрушению самих изоляторов.

Ремонт резисторов. Ящики с пусковыми резисторами КФ продувают сжатым воздухом давлением 300 кПа (3 кгс/см2), осматривают и разбирают. Снимают верхний ряд фехралевых элементов, для чего отвертывают гайки стяжных изоляционных шпилек, снимают шайбы, изоляторы, отвертывают болты соединительных шин и вынимают элементы. Аналогично разбирают последующие ряды элементов ящика. Затем снимают со шпилек фарфоровые изоляторы, дистанционные трубки и шайбы.

Резисторы КФ подлежат переборке с заменой изоляторов, если выявлены трещины у трех и более ребристых изоляторов или сколы ребер более чем у десяти.

Смятые, разорванные или расслоившиеся изоляционные шайбы, смятые или с трещинами контактные шайбы и изолированные шпильки с отслоениями слюды, прогарами, а также шпильки, имеющие не соответствующую чертежу длину, заменяют. Подлежат замене фехралевые ленты с двумя' или более обрывами, со следами оплавления или чрезмерного нагрева, микани-товые трубки' с расслоением или изломом, а также сколами или поврежденной глазурью на участке более 10 % пути возможного перекрытия.

Фехралевые ленты с трещинами или обрывами восстанавливают газовой сваркой с применением латуни. Свариваемые концы спирали должны перекрывать друг друга на длине не менее 10 мм.

Погнутые витки ленты выравнивают, для чего ленту предварительно нагревают до температуры 600—700° С.

Трещины и места оплавлений на соединительных шинах заваривают, а концы шин облуживают припоем ПОС-40. Перемычки из фольги, имеющие обрывы, заменяют. Перемычки, соединяющие выводы, расположенные не на ящиках, изолируют. Медные выводы и концы перемычек между ящиками зачищают и облуживают, а стальные оцинковывают.

Трещины в боковых стойках заваривают. При необходимости увеличения жесткости в узлах стоек приваривают усиливающие угольники.

Собирают ящики в последовательности, обратной последовательности разборки. После сборки проверяют соответствие сопротивления резисторов данным чертежа и схеме соединения. Отклонение сопротивления от номинального значения при 20 ° С для большинства пусковых резисторов электровозов не должно превышать ±10%.

Для большинства электропоездов допускаемое отклонение сопротивления ±5 %, а для резисторов ослабления возбуждения и демпфирующих резисторов электропоездов ЭР1 и ЭР2— ±10%. Допускается регулировка сопротивления элементов свариванием крайних витков латунной проволокой.

Отремонтированный ящик испытывают на электрическую прочность между спиралью и шпилькой напряжением 3350 В, а между спиралью и ящиком — напряжением 9500 В. Кроме того, измеряют сопротивление изоляции между резистором и рамой. Оно должно быть не менее 10 МОм.

Резисторы СР обдувают, очищают от копоти и грязи и осматривают. Изоляторы с отколами, поперечными трещинами, ослаблением в армировке, с поврежденной глазурью на участке более 10 % пути возможного перекрытия, а также при наличии более двух продольных трещин или при глубине трещины более 15 мм заменяют.

Проверяют состояние обмоточного провода и его толщину. Если на нем имеются оплавления или его диаметр не соответствует чертежному, провод заменяют.

Выводные зажимы с некачественной пайкой или ослабшие перепаивают припоем ПМФ или ПСР-45, неисправные зажимы заменяют новыми.

У отремонтированного резистора проверяют соответствие норме активного сопротивления. Регулируют сопротивление резистора перемещением' хомутика.

Трубчатые резисторы ПЭВ и ПЭВР с обрывом провода, поврежденными выводами, следами чрезмерного нагрева, сколами и поврежденной глазурью более 10 % заменяют. Проверяют надежность пайки гибкого вывода к лапке и при необходимости пропаивают его припоем ПМФ или ПОС-45 при диаметре намоточной проволоки менее 0,5 мм и латунным припоем Л-62 при более толстой проволоке. Ползунки резисторов ПЭВР с оплавлениями и трещинами заменяют. Ослабшие шпильки крепежных лапок подтягивают.

Для резисторов отдельных типов Правилами ремонта устанавливаются более жесткие требования к отклонению допускаемого значения их сопротивления от номинального (до 5 %).

Указанные отклонения допустимы для одиночных резисторов, но их нельзя распространять на блоки резисторов, особенно в случаях, если они включаются в параллельные плечи, как, например, резисторы 1 и 2 на панели реле боксования (см. рис. 5. 30, а).

Действительно, номинальное сопротивление каждого из них составляет 13 000 Ом. Если допустить отклонение их сопротивления ±10 % от номинального, то разница между их сопротивлениями может составить 2600 Ом, в то время как для нормальной работы реле она не должна превышать 200 Ом.

Отремонтированные резисторы испытывают на диэлектрическую прочность переменным током напряжением 1500 В относительно корпуса в течение 1 мин.

Нелинейный резистор ВНКС-25 очищают, осматривают и испытывают. К резистору подводят постоянный ток и измеряют проходящий по нему ток. При напряжении на резисторе 0,5 кВ и температуре окружающей среды + 25±5° С ток в нем должен быть не менее 1,5 А, а при напряжении 1,5 кВ— не менее 4,3 А.

Затем последовательно устанавливают напряжения 12 и 15 кВ и фиксируют по миллиамперметру соответствующие значения тока 1\ и /2.

Определяют коэффициент нелинейности 0=0,097II5^. Он должен '2

находиться в пределах 0,2—0,25. Если этот коэффициент отличается от указанной нормы более чем на 10 %, то нелинейный резистор заменяют.

Ремонт печей и калориферов. Печи и калориферы продувают сжатым воздухом давлением 300 кПа (3 кгс/см2) и разбирают. У электропечи ПЭТ-2 вывертывают винты, соединяющие кожух с нижней и боковыми крышками и отделяют крышки от кожуха. Извлекают из корпуса фарфоровые держатели с нагревательными элементами и разбирают контактные соединения элементов с зажимами держателей. Отсоединяют крепящие скобы и отделяют элементы от держателей.

Нагревательные элементы с обрывом нихромовой спирали, с погнутыми трубками или вмятинами на них заменяют. Фарфоровые изоляторы держателей промывают теплой водой. Изоляторы с трещинами и сколами заменяют, небольшие сколы закрашивают термостойкой эмалью. Треснувшие защитные изоляционные трубки подводящих проводов, выводные соединительные перемычки с трещинами, надрывами и следами оплавлений заменяют.

Кожуха и крышки очищают, выправляют погнутости и вмятины и окрашивают лаком БТ-99.

Заземление печей и калориферов осуществляется через крепящие их к полу ножки и установочные болты. Для обеспечения надежного заземления поверхности ножек, соприкасающихся с полом, тщательно зачищают и облужи-вают припоем ПОС-40.

При сборке печей и калориферов обеспечивают надежное крепление всех их элементов и соединений.

У собранных аппаратов измеряют их активное сопротивление, которое должно быть для электропечи ПЭТ-2А 484—595 Ом, ПЭТ-2Б—127—155 Ом, а для калориферов электропоездов (на одну группу)— 414—506 Ом. Сопротивление изоляции печей и калориферов, измеренное как b холодном, так и в горячем (рабочем) состоянии, должно быть не менее 5 МОм.

Отремонтированные электрические печи и калориферы испытывают на пробой по отношению к корпусу напря жением 2 кВ в течение 1 мин переменным током частотой 50 Гц.

Изоляторы стеклообогревателей с трещинами и нагревательные элементы с обрывом спирали или признаками чрезмерного нагрева заменяют. Неисправные вентиляторы обдува кабин заменяют. Выводные втулки в корпусе, проволока, соединяющая трубки последовательно, не должны иметь «лишних» концов.

При ремонте электрических печей и калориферов следует учитывать возможность прикосновения к ним обслуживающего персонала. Для создания безопаснных условий их обслуживания необходимо обеспечивать надежное заземление их корпусов и кожухов и постоянно поддерживать его в исправном состоянии.

Ремонт разъединителей и кнопочных выключателей | Ремонт электропод-вижного состава | Ремонт вспомогательной аппаратуры