Комплексная механизация и автоматизация процессов ремонта

Современный уровень организации ремонтного производства в локомотивных и моторвагонных депо характеризуется высоким уровнем механизации отдельных процессов.

Широкое применение получила механизация подъемно-транспортных операций путем использования мостовых, козловых, консольных, локтевых, велосипедных кранов различной грузоподъемности, кран-балок, тельферов, электрокаров и электропогрузчиков, электрических, гидравлических и пнев-могидравлических домкратов, лифтов, подъемников различных конструкций, разнообразных кассет и контейнеров для транспортирования деталей, кантователей, передаточных тележек и т. д.

Для механизации слесарно-монтажных операций широко применяют гайковерты, шплинтодеры, индукционные и гидравлические съемники, прессы, специализированные станки и приспособления для снятия и постановки различных узлов э. п. с.

Специализированные механизмы применяют при выполнении сварочных, малярных и других работ, операций по механической, термической и термохимической обработке, обмывке и очистке деталей и узлов.

Однако вследствие концентрации ремонта в наиболее крупных и технически оснащенных депо и роста объема и программы ремонта механизация отдельных технологических процессов уже не дает должного эффекта. Извест-_ но, что потери рабочего времени возникают главным образом на стыках производственных операций, даже механизированных, и являются следствием плохо организованного ремонтного процесса. Стремление к устранению этих недостатков и повышению производительности труда привело к появлению поточно-конвейерных линий, механизированных рабочих мест, механизированных стойл текущего ремонта электроподвижного состава.

Поточные линии и оснащенные приборами рабочие места позволяют максимально и комплексно механизировать и автоматизировать трудоемкие производственные процессы, что обеспечивает повышение производительности труда, увеличение выпуска продукции на тех же производственных площадках, создание благоприятных и безопасных условий труда, приближающихся к уровню комфортной зоны.

Непременным условием организации поточного метода ремонта является концентрация ремонтного производства и специализация его по выполнению определенных видов ремонта электровозов и электропоездов однотипных серий. В тех локомотивных депо, где по объему работы нет необходимости строить целиком линию, где она не получит должную загрузку и длительное время не окупит затрат на ее изготовление, используют отдельные механизированные позиции поточных линий. Весьма целесообразно использовать поточные линии для ремонта наиболее трудоемких узлов, каковыми являются тележки, колесно-моторные блоки, колесные пары, буксы и т. д.

Поточной линией называют комплекс технологического, контрольного и транспортного оборудования, расположенного по ходу сборки или разборки и специализированного на выполнении определенного набора операций.

Применяют поточные линии как в целом для электровоза или вагона электропоезда, так и для ремонта отдельных узлов и деталей. Расположение поточных линий в каждом конкретном депо зависит от конфигурации и площадей цехов, наличия кранового оборудования, размещения ремонтных отделений, развития транспортных связей между цехами и отделениями, существующего размещения крупного оборудования и других факторов.

На рис. 2.28 показана поточная линия ТР-3 электровозов ВЛ10 в локомотивном депо Дёма Куйбышевской дороги. Перед подачей электровоза в цех осуществляют обдувку его электричес-

Рис. 2.28. Поточная линия ТР-3 электровозов ВЛ10

кой аппаратуры, освобождают бункера от песка. Затем электровоз ставят на третий путь (позиция /), где разъединяют электрические и пневматические межкузовные соединения. После этого электровоз расцепляют и устанавливают посекционно на первый и второй пути цеха (позиция //).

На позиции II поднимают при помощи домкратов кузов, выкатывают тележки, снимают крышевое оборудование, пусковые резисторы, вспомогательные электрические машины и аппаратуру. Выкаченные тележки устанавливают на позицию 1 в ожидании разборки или сразу подают для разборки на позицию разборки и сборки тележек 2. Позиция II оборудована площадками с ограждениями, с которых готовят кузов к окраске, протирая стекла, и окрашивают жалюзи. С торцов кузова имеются откидные площадки с пневматическим приводом для ремонта и окраски лобовых частей. Снятые кры-шевые люки размещают на стеллаже 11.

Между I к II позициями расположена двухъярусная эстакада, на которой производятся дефектировка, подборка и испытания пусковых резисторов.

Освобожденные от колесно-моторных блоков тележки мостовым краном устанавливают на тележку 5 и подают в моечную машину ММД-13, а затем на позицию ремонта рам тележек 13. Здесь осуществляют разборку и сборку тормозной рычажной передачи и рессорного подвешивания, осматривают и ремонтируют рамы тележек, шаровую связь и противоотносное устройство. Детали тормозной рычажной передачи и рессорного подвешивания направляются на поточную линию их ремонта 4.

Колесно-моторные блоки устанавливают на стенд 6 для их разборки. После разборки блоков двигатели передают на тележке 7 на поточную линию ремонта тяговых двигателей, а колесную пару — иа позицию ожидания ремонта 10. Отремонтированные колесные пары размещают на позиции 9, а переходную тележку — на позицию 12. Для перемещения колесных пар по цеху пользуются краном и передаточной тележкой 8. Собирают колесно-моторные блоки на стендах 3.

После опускания кузовов и выполнения всех монтажных работ секции соединяют и электровоз поступает на I позицию, где при помощи самоходной установки, размещенной на рельсах 14, осуществляют окраску кузовов в электростатическом поле. На этой же позиции испытывают изоляцию и подготавливают электровоз к обкатке.

Ремонт других узлов и агрегатов (тележек, колесных пар и букс, кожухов, тяговых двигателей и др.) выполняют на отдельных поточных линиях и механизированных рабочих местах.

Ремонт электропоездов во многих депо также выполняют с использованием поточных линий.

В зависимости от объема ремонтных работ, наличия необходимой площади и от технических возможностей, которыми располагает депо, поточные линии ремонта в различных депо могут иметь отдельные особенности, однако все они, как правило, состоят из позиций демонтажа установки под вагоны тележек и вспомогательных машин из переходного комплекта, ггозиций выполнения сварочных работ, работ по демонтажу оборудования, замене автосцепок, фрикционных аппаратов, ремонту токоприемников, крышевого оборудования. Предусматриваются позиции для проверки электрического оборудования, тормозной рычажной передачи, а также позиции по подготовке кузовов к окраске и самой окраски.

Обычно окраску проводят с использованием установки УБРХ-1 и ручных распылителей типа УЭРЦ.

В ряде депо при необходимости создаются поточные линии ремонта отдельных узлов, например, поточные линии ремонта колесных пар, букс, рам тележек, колесно-моторных блоков, редукторов, компрессоров, электрических машин и др.

В качестве примера такой линии в главе 3 рассмотрена поточная линия ремонта тяговых двигателей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы особенности изиосов и повреждений деталей механической части в эксплуатации; типичные операции при ремонте?

2. Коковы требования, предъявляемые к колесным парам э. п. с.?

3. Характеристика осмотра и различных видов освидетельствования колесных пар.

4. Какие работы выполняют при осмотре и ревизиях букс?

5. Основные работы, выполняемые при ревизии зубчатых передач и моторно-осевых подшипников.

6. Какие работы выполняют при ремонте редукторов и резино-кордовых муфт электропоездов?

7. Какие работы выполняют при ревизии люлечиого подвешивания и гидравлических гасителей колебаний, при ремонте рам тележек?

8. Какие работы выполняют при ревизии опор кузова, сочленения тележек, прОтивобоксо-вочного и противоразгрузочного устройств?

9. Как осуществляются проверка и ремонт автосцепного устройства?

10. Какие работы выполняют при ремонте кузова и его деталей?

11. Как выполняются окрасочные работы и подготовка к ним?

12. Каковы принципы и направления механизации и автоматизации процессов ремонта э. п. с.?

Окраска кузовов и деталей электроподвижного состава | Ремонт электропод-вижного состава | Ремонт электрических машин

Добавить комментарий