Характеристики технического обслуживания и ремонтов

Общие сведения. Ниже приводятся характеристики перечисленных в п. 1.1 видов обслуживания и ремонтов, при этом наибольшее внимание уделено характеристикам технического обслуживания ТО-3 и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, поскольку обслуживание э.п.с. локомотивными бригадами рассматривается в курсе предмета «Основы электрической тяги», а перечень работ, выполняемых при ТО-2, в значительной степени совпадает с перечнем работ при ТО-3 и ТР-1; различие в данном случае состоит в затратах труда, а не в содержании самих работ.

Перечень работ при текущем ремонте ТР-3 в данной главе подробно не раскрыт, поскольку главы 2—5 почти целиком посвящены рассмотрению этих работ.

Техническое обслуживание ТО-1.

Его выполняют локомотицные бригады в период эксплуатации э.п.с.; при этом осматривают все узлы механической части, крепят ослабшие или заменяют негодные болты, гайки, шплинты, чеки и другие соединения механического оборудования; меняют перегоревшие лампы и плавкие предохранители; осматривают тяговые двигатели и вспомогательные машины при срабатывании защиты и по мере возможности устраняют возникшие неисправности; устраняют утечки воздуха, при необходимости заменяют концевые и соединительные рукава, крепят ослабшие воздухопроводы и приборы пневматических магистралей; смазывают трущиеся части.

Для проведения этих работ при моторвагонной тяге в графике оборота поезда выделяется специальное время (как правило, днем не менее 1 ч); обычно на бригаду электропоезда возлагается замена тормозных колодок с последующей регулировкой выхода штоков тормозных цилиндров.

Техническое обслуживание ТО-2. Его выполняют слесари в пунктах оборота электровозов и электропоездов (иногда и в депо). В первую очередь проверяют состояние механического оборудования, крепление деталей, осматривают тяговые двигатели, вспомогательные машины, токоприемники и другое крышевое оборудование, а также аккумуляторные батареи. При необходимости заменяют изношенные тормозные колодки, регулируют выход штоков тормозных цилиндров, положение песочных труб и подачу форсунок песочниц, смазывают узлы трения, добавляют смазку в буксы моторно-осевых подшипников, проверяют состояние электрической аппаратуры, в том числе защитной, протирают изоляторы; осматривают крепление проводов к аппаратам. Кроме того, обращают внимание на состояние тех узлов и деталей, по которым имеются замечания машинистов в Журнале технического состояния локомотива и при необходимости осуществляют требуемые исправления.

На время обслуживания для питания цепей управления и освещения к локомотиву может быть подведено напряжение от стационарного источника.

Техническое обслуживание ТО-3.

Рассмотрим примерный объем работ по отдельным видам оборудования э.п.с.

Механическая часть. У колесных пар обстукиванием молотком проверяют прочность насадки бандажещ крепление бандажных колец, положение контрольных рисок на бандажах и центрах, убеждаются в отсутствии трещин в центрах и спицах. На поверхности катания бандажей не должно быть раковин, выщербин и ползунов, а у их гребней — вертикального подреза и остроконечного наката. В корпусах букс не должно быть трещин и ослабления болтов крышек.

Проверяют состояние деталей опор кузовов, шаровых соединений и про-тивоотносного устройства, крепления цилиндров и состояние деталей нагрузочного устройства на электровозах ВЛ80, ВЛ10 и ВЛП.

Осматривают буксы моторно-осевых подшипников, кожуха зубчатой передачи и проверяют состояние подвешивания тяговых двигателей, листовых рессор и пружин, подвесок, стоек, валиков, балансиров, чек, гидравлических гасителей, рессорных систем. Проверяют правильность установки головы автосцепного устройства, действие его механизма при расцеплении ручным приводом, крепление плиты, поддерживающей фрикционный аппарат, клина, соединяющего хвостовик головы с тяговым хомутом, путеочистителя и деталей приемной системы локомотивной сигнализации.

Большое внимание уделяют узлу редуктора зубчатой передачи при рамном подвешивании тягового двигателя и особенно его закреплению, а также состоянию муфт привода тягового двигателя на электропоездах.

У сварных тележек некоторых типов изредка возникают трещины примерно в одних и тех же местах; при ТО-3 этим местам уделяют особое внимание.

Проверяют состояние, расположение и крепление песочных труб. Конец каждой песочной трубы должен отстоять на 30—50 мм от поверхности рельсов и на 15—35 мм от бандажа, а струя песка должна попадать между бандажом и рельсом на середину его головки. В корпусах форсунок не должно быть трещин, утечка воздуха в соединениях труб (заметна по налетам песчаной пыли) недопустима.

В большинство узлов трения добавляют смазку соответствующей марки.

Проверяют состояние и действие устройств личной безопасности (электрических, электропневматических и механических блокировок высоковольтных камер, шкафов, лестниц на крышу, дверок ящиков подвагонной аппаратуры, заземляющих и отключающих штанг, ключей, замков). В зимнее время также проверяют уплотнения всех вентиляционных систем, перио дически очищают снегозащитные фильтры.

У электропоездов дополнительно проверяют действие привода наружных дверей кузовов, отопления, вентиляции пассажирских салонов, а также производят санитарно-гигиеническую обработку пассажирских помещений вагонов и уборку в кабинах управления.

Тяговые двигатели. Осмотру подлежит в основном коллекторно-щеточный узел. Щетки со сколами, изношенные по высоте, сверх допустимых норм, с оборванными гибкими медными токосоединяющими проводами заменяют. Проверяют положение и крепление щеткодержателей, протирают изоляторы техническими салфетками, очищая их от пыли, следов масел. У шести-полюсных двигателей некоторых типов осмотр щеткодержателей и щеток проводят с проворачиванием траверсы. Удаляют следы оплавления от перебросов дуги, при необходимости окрашивают поверхность миканитового конуса коллектора эмалью ГФ-92-ХК-

При наружном осмотре двигателей обращают внимание на надежность и плотность установки крышек смотровых люков, прочность закрепления подшипниковых щитов, состояние и правильность подвешивания выводных кабелей и воздухоподводящих патрубков; утечки воздуха в них недопустимы.

Аппараты. У контакторов и групповых переключателей снимают дугогасительные камеры и проверяют четкость действия приводов, толщину, крепление и положение силовых контактов. Рабочие поверхности при необходимости очищают напильником. Осматривают реверсоры, тормозные переключатели, переключатели вентиляторов, отключа-тели тяговых двигателей. Все изоляционные детали — стойки, панели, изоляторы — протирают сухой или слегка смоченной в техническом спирте салфеткой. Проверяют состояние и четкость действия блокировочных контактов. Вскрывают контроллеры и проверяют состояние контакторных элементов, крепление проводов, действие механических блокировок между валами.

Особое внимание уделяют аппаратам защиты. Проверяют состояние ка тушек силовых цепей и цепей управления, магнитопроводов, контактов, дугогасительных устройств. У главных выключателей ВОВ-25-4 спускают конденсат из бака, проверяют состояние и крепление изоляторов, осматривают блокировки, пружины, крепление подводящих проводов. Заменяют нестандартные предохранители. Действие аппаратов защиты проверяют включением и выключением с поста управления или вручную в зависимости от типа аппарата и схемы его включения. При необходимости регулировки электрическую цепь защитного аппарата подключают к постороннему источнику тока. В отдельных случаях его снимают для регулировки в мастерской.

Устраняют утечки у всех воздухопроводов магистрали управления.

Проверяют прочность закрепления ящиков подвагонной аппаратуры на раме вагона, надежность уплотнения дверок, состояние уплотнений в местах ввода проводов. Мегаомметром измеряют сопротивление изоляции расположенных под вагоном пусковых резисторов и индуктивных шунтов по отношению к раме вагона.

Аккумуляторная батарея. Проверяют плотность и уровень электролита в каждом элементе и доводят их до нормы, контролируют прочность крепления перемычек между элементами, состояние выводных концов и целостность корпусов. Верх элементов протирают.

Измеряют ток утечки. При необходимости батарею подзаряжают без съема с э.п.с.

Токоприемники. Осматривают рамы, каретки, полозы. Трещины в их деталях не допускаются. При толщине вставок менее нормы или наличии местных выработок, от которых может произойти заедание контактного провода, полоз заменяют. Проверяют состояние шарниров, гибких шунтов, воздухопроводящих шлангов, изоляторов, а также время подъема и опускания токоприемника.

Трансформатор и реакто-р ы. По термосигнализатору проверяют температуру масла в трансформаторе сразу после постановки э. п. с. на ремонтное стойло, по указателю контролируют уровень масла, при необходимости масло добавляют. У выводных изоляторов трансформатора не должно быть трещин, а в его корпусе и расширителе — течи масла. Мегаомметром измеряют сопротивление изоляции обмоток реакторов; наружным осмотром проверяют крепление шин и надежность всех электрических соединений этих аппаратов и гаечным ключом — крепление шпилек, стягивающих обмотки.

Выпрямительная установка. Все элементы полупроводниковой установки очищают от пыли, проверяют крепление контактных соединений.

Вспомогательные электрические машины. Корпуса машин обтирают снаружи, проверяют крепление их к фундаментам и состояние выводов. У машин постоянного тока осматривают коллекторы и щеточные узлы. Щетки изношенные, со сколами или с оборванными гибкими токоведущими проводами заменяют. Проверяют степень вибрации корпусов, шума при работе и нагрев подшипников.

Автотормозное оборудование и звуковые сигналы. Действие тормозов и крана машиниста контролируют при различных положениях рукоятки. Работу вспомогательного крана машиниста проверяют в соответствии с действующей Инструкцией. Обращают внимание на состояние колодок и тормозных башмаков, измеряют толщину колодок, изношенные колодки заменяют. Регулируют тормозную систему тележек с доведением выхода штоков тормозных цилиндров до установленных норм. Убеждаются в исправности звуковых сигналов и стеклоочистителей.и действии их при управлении из обеих кабин. После проведения ТО-3 работу э.п.с. проверяют под напряжением в соответствии с порядком, устанавливаемым начальником депо.

В зависимости от типа э. п. с. отдельные виды технического обслуживания (см. п. 1.1) могут не выполняться. Так, для грузовых электровозов переменного тока не предусмотрено ТО-3.

Текущий ремонт ТР-1. После опробования под напряжением, обмывки или очистки кузова и тележек электровоз или электропоезд вводят на стойло депо. Осматривают высоковольтные и низковольтные аппараты, экипажную часть, определяют полный объем предстоящего ремонта, проверяют сопротивление изоляции всех цепей (высоковольтных — мегаомметром на напряжение 2,5 кВ, низковольтных — на 0,5 кВ). Знакомятся с последними записями в Журнале технического состояния локомотива, записывают в книгу ремонта перечень выявленных сверхплановых работ.

При ТР-1, помимо плановых работ, установленных для ТО-3, выполняют ряд дополнительных, перечисленных ниже, при этом на каждом ремонте проводят ревизию автотормозного оборудования и текущий осмотр скоростемеров.

Рамы тележек. Осматривают боковины рам и поперечные балки, проверяют состояние сварных швов, кронштейнов для подвешивания тяговых двигателей, буксовых кронштейнов и поводков, опор и амортизаторов. Особое внимание обращают на те узлы и детали, в которых наиболее часто (для данной серии локомотивов) встречаются повреждения или повышенные износы.

Колесные пары. Замеряют прокат и толщину бандажей, гребней и их подрез. Проверяют состояние центров колесных пар, крепление бандажных колец. При наличии выбоин и увеличении ширины бандажей замеряют их значения; при необходимости выбоины заваривают, бандажи обтачивают, руководствуясь инструкциями МПС по сварочным работам и освидетельствованию и формированию колесных пар локомотивов.

Зубчатые передачи. У электровозов на каждом ТР-1 половину зубчатых передач подвергают ревизии. Для этого снимают нижние части кожухов, осматривают передачу и при необходимости измеряют толщину зубьев и зазоры в зацеплении. Запрещается оставлять в эксплуатации зубчатые передачи с трещиной или изло мом хотя бы одного зуба, а также с предельно изношенными зубьями. Допускается эксплуатация зубчатых передач, имеющих выщербины, вмятины и поверхностные раковины на зубьях, если общая площадь повреждений составляет не более 25% рабочей площади поверхности зуба у большого зубчатого колеса или 15% у шестерни; заусенцы и острые кромки зубьев скругляют. Не допускается ослабление крепления гаек малых шестерен.

Кожуха зубчатых передач очищают, осматривают; войлочные уплотнения в случае течи масла заменяют.

На электропоездах осмотр кожухов, их подвески и других частей редуктора проводят при каждом ТР-1; в подшипниковые узлы малых шестерен добавляют смазку ЖРО.

Кожуха передач любой конструкции, корпуса редукторов с трещинами заменяют новыми или отремонтированными.

Мото р н о — я ко р н ы е и моторно-осевые подшипники. Через один ТР-1 добавляют смазку в моторно-якорные подшипники тяговых двигателей с помощью пресса.

При ревизии моторно-осевых подшипников вынимают подбивку и отправляют ее в шерстемоечное отделение. Измеряют зазор между подшипником и шейкой оси колесной пары и убеждаются в исправности вкладыша и целостности баббитовой заливки.

В случае повышенных предельных зазоров, обнаружения следов подплавления баббита или появления бронзовой пыли узел разбирают полностью с последующей ревизией буксы подшипника в заготовительном цехе. При загрязнении смазку сливают, буксу промывают керосином и закладывают чистую шерстяную подбивку. После ревизии моторно-осевые подшипники заправляют смазкой под давлением с помощью гидропульта. Пробки подшипниковых щитов и букс моторно-осевых подшипников должны быть прочно закреплены. Крышки букс, уплотненные войлоком, должны быть пригнаны по месту и иметь исправные запорные устройства.

Не допускается открывать пробки или вскрывать крышки букс подшип ников без предварительной тщательной очистки поверхности вокруг них; выпускать на линию электровоз, имеющий излом вкладыша или подплавление баббитовой заливки моторно-осевого подшипника; оставлять неустраненной течь масла в корпусе или пробках букс моторно-осевых подшипников.

Подвешивание тяговых двигателей. Проверяют состояние опорных приливов тележки и двигателя, а также крепление предохранительных упоров на приливах тележек и двигателях. Резиновые шайбы подвесок восьмиосных электровозов не должны иметь расслоений и выступать за стальные диски. Недопустимы трещины в подвесках, ослабление их крепления и наличие смазки на резине.

Буксы. Проверяют состояние узлов крепления бесчелюстных поводков к корпусу букс и раме тележки, обращая особое внимание на плотность прилегания трапецеидальных поверхностей валика и буксы. У тележек с челюстными буксами проверяют крепление струнок, буксовых направляющих, буксовых крышек, ослабшие болты подтягивают, проверяют и при необходимости доводят до нормы разбеги вдоль и поперек тележки, заменяют изношенные наличники.

Рессорное подвешивание. Осматривают листовые рессоры и цилиндрические пружины, балансиры, опорные стержни и чашки, подвески, стопорные гайки, шарнирные соединения. Листовые рессоры с трещинами, изломами в хомуте или листах, со сдвигом листов или ослаблением хомута, а также пружины с изломом витков заменяют. Рессорные стойки с подобными дефектами или износами свыше нормы также подлежат замене. Перекосы рессорного подвешивания в зависимости от конструкции устраняют регулировочными гайками на стойках или постановкой прокладок под стойки.

Автосцепка. Производят наружный осмотр автосцепки и проверяют высоту ее установки, действие механизма и степень износа деталей шаблоном. У электропоездов для осмотра автосцепок и переходных междувагонных площадок расцепляют вагоны.

Кузов. Проверяют уплотнение всех дверей, окон, крышек, люков, состояние лопаток и сеток жалюзи. Двери и окна должны легко открываться и закрываться, но щели в их притворах не допускаются. Поврежденные стекла, износившийся линолеум пола заменяют. Обращают внимание на состояние наружных поручней, лестниц, ступенек, дверей, штор или щитов, ограждающих высоковольтные камеры электровозов, контролируют действие блокировок безопасности, а у главных и дополнительных опор кузовов — состояние и крепление всех видимых частей. Во все узлы трения добавляют смазку.

Путеочиститель и приемная катушка автостопа. Проверяют исправность крепления путеочистителей и приемной катушки, закрепляют ослабшие болты и гайки. Высота нижней кромки путеочистителя над головкой рельса должна быть в пределах 120—180 мм. Убеждаются в исправности электропроводки катушки автостопа.

Песочницы. Осматривают сетки крышки бункеров песочниц, неплотно прилегающие крышки подгоняют по месту, неисправные крышки и порванные сетки заменяют. Проверяют состояние, крепление и положение песочных труб.

Тяговый трансформатор и реакторы. До начала работ закорачивают выводы вторичной обмотки трансформатора. Фарфоровые изоляторы, имеющие сколы или повреждения глазури на длине свыше 15 % длины возможного перекрытия дугой, трещины или ослабление армировки металлических стержней, заменяют. Места повреждения глазури на мецьшей длине протирают бензином и закрашивают эмалью ГФ-92-ХК. Проверяют крепление ошиновки.

Проверяют уровень, а также электрическую прочность масла трансформатора в лаборатории. При необходимости масло доливают. Если при осмотре обнаружена течь масла через верхнюю крышку, подтягивают болты ее крепления.

У переходных реакторов проверяют крепление шин, соединительных прово дов и состояние изоляционных реек. Подтягивают болты, стягивающие листы стального сердечника реактора.

Один раз за четыре ремонта ТР-1 вскрывают камеры сглаживающих реакторов, проверяют состояние катушек, вентиляционных каналов и ярма, а также затяжку болтов в местах электрических соединений и болтов, стягивающих сердечник.

Мегаомметром на 1000 В проверяют сопротивление изоляции шпилек, стягивающих ярмо реакторов.

Выпрямительные установки. Выполняют те же работы, что и при ТО-3 и, кроме того, через один ТР-1 переносным прибором измеряют обратный ток вентилей без отсоединения гибких токоведущих проводов. Неисправные вентили заменяют и проверяют всю установку под высоким напряжением.

Тяговые двигатели и вспомогательные машины постоянного тока. Осматривают люки тяговых двигателей, проверяют исправность их уплотнений и замков, при необходимости ремонтируют.

Измеряют сопротивление изоляции обмотки якоря и катушек полюсов мегаомметром. Тяговые двигатели, имеющие сопротивление изоляции ниже установленной нормы, просушивают.

На коллекторных пластинах при необходимости снимают фаски, прочищают дорожки между ними. Загрязненный коллектор зачищают или шлифуют, угольную и металлическую пыль удаляют волосяной или капроновой щеткой. Осматривают изоляцию полюсных катушек, бандажи якорей (доступные для осмотра). Проверяют состояние миканитового конуса коллектора. Под-гары на изоляции катушек или конуса зачищают стеклянной бумагой, а затем закрашивают эмалью ГФ-92-ХК или 1201. В случае утраты глянца на поверхности изоляции конуса его покрывают эмалью полностью.

Для осмотра щеткодержателей их подводят к коллекторному окну, проворачивая траверсу. Проверяют нажатие пальцев щеткодержателей, состояние гибких токоведущих проводов, зазоры между корпусом и коллектором.

Щеткодержатели с трещинами или неисправным нажимным механизмом заменяют. При установке новых щеток их притирают к поверхности коллектора стеклянной бумагой. Через ТР-1 щеткодержатели двигателей электровозов снимают для ремонта в цехе.

Проверяют положение, укладку и крепление перемычек и межкатушечных соединений, а также крепление наконечников и состояние жил проводов у наконечников. При обрыве более 15% площади сечения жил перемычки сменяют, ослабшие укрепляют. Поврежденный слой резиновой изоляции проводов тягового двигателя восстанавливают лентой из натуральной резины и лакоткани. Разрешается изолировать провода без натуральной резины при условии применения шелковой лакоткани. Проверяют состояние выводных кабелей тяговых двигателей, прочность подвешивания и крепления их в клипах, плотность соединения вентиляционных патрубков. Протертые или порванные патрубки ремонтируют или заменяют.

Обстукиванием болтов проверяют крепление главных и добавочных полюсов и подшипников щитов. Ослабление крепления болтов с головками, залитыми компаундной массой, определяют по состоянию заливки. Ослабшие болты закрепляют и заливают компаундной массой.

Через один ТР-1 в якорные подшипники добавляют смазку ЖРО (для тяговых двигателей по 150—200 г на один подшипник). Якорные подшипники тяговых двигателей электровозов переменного тока смазывают один раз за четыре ТР-1. На электровозах ВЛ80 осуществляют продувку дренажных отверстий подшипниковых камер.

Вспомогательные машины переменного тока. Очищают остовы снаружи, проверяют состояние и крепление лопастей вентиляторов, заземление остовов и их крепление к основаниям. Через один ТР-1 вскрывают крышки коробок выводов и проверяют крепление наконечников, сос-стояние изоляции и укладку выводных проводов. Восстанавливают поврежденную изоляцию, обращают внимание на крепление подшипниковых щитов (ослабление болтов недопустимо), плотность прилегания крышек кожухов вентиляторов, убеждаются в отсутствии у кожухов вмятин и прогибов, вызывающих касание поверхности кожуха и вентиляторного колеса; проверяют крепление соединительных муфт, подтягивают крепление пальцев муфт.

Через один ТР-1 добавляют смазку ЖРО в подшипниковые камеры, используя специальный шприц.

Места, прилегающие к пробкам, должны быть предварительно тщательно очищены.

Скоростемеры. Осмотр и ремонт скоростемеров и их приводов проводят в соответствии с Инструкцией по эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров СЛ-2 и СЛ-2М.

Тормозное и пневматическое оборудование. При каждом ТР-1 тормозное и пневматическое оборудование подвергают ревизии в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Через один ТР-1 осуществляют ревизию компрессора. При этом вскрывают картер и полностью заменяют смазку. Проверяют крепление и износ втулок шатунов и шатунных подшипников, осматривают поршни (без выемки) и цилиндры высокого и низкого давления. При необходимости подтягивают шатунные подшипники, вынимают все клапаны, очищают от масляного нагара и притирают к седлу. Подъем клапанов доводят до нормы. Разбирают и промывают фильтры. Ограничитель давления масла компрессора после разборки регулируют.

Предохранительные клапаны и клапаны максимального давления проверяют в автотормозном отделении один раз в 3 мес. При наличии забоин, рисок, вмятин и следов пропуска воздуха, а также при отсутствии пломб клапан разбирают и притирают к седлу его рабочую поверхность.

Предохранительные клапаны главных резервуаров электровозов должны четко срабатывать при давлении 1000—

1020 кПа и на холодильниках компрессоров при давлении 400—450 кПа.

Проверяют состояние креплений, соединений воздухопроводов и резиновых рукавов главных резервуаров и их защитных кожухов. На каждом ТР-1 проверяют действие переключательных, обратных и промежуточных клапанов, а через один ТР-1 их разбирают на месте.

Осматривают регулятор давления. Он должен включать компрессоры электровозов при давлении в главных резервуарах 750 кПа и отключать при давлении 883—900 кПа. При нарушении такого режима работы регулятор должен быть отрегулирован или заменен.

Один раз за четыре ремонта ТР-1 проверяют плотность поршней тормозных цилиндров. В случае пропуска воздуха крышку цилиндра снимают, проверяют состояние манжет, очищают и промывают внутренние поверхности цилиндров и покрывают их смазкой ЖТ-79.

Манометры проверяют без удаления пломбы на стенде через каждые 6 мес по контрольному манометру и независимо от этого срока каждый раз при неправильном их показании. При правильном показании на внешней стороне стекла наносят дату проверки. В те же сроки очищают и трубки манометра. По истечении годичного срока и после каждого ремонта в мастерских, а также при случайных срывах пломбы манометры должны быть предъявлены для проверки и опломбирования госпове-рителю.

Золотниково-питательный клапан цепи управления через один ТР-1 снимают для проверки и регулировки.

Проверяют работу вспомогательного мотор-компрессора, осматривают коллектор и щетки. Тифоны, клапаны тифонов и свистки при неудовлетворительной работе ремонтируют или заменяют. Выявляют и устраняют причины утечки воздуха из цепи управления.

Испытание тормозов. При испытании тормозов проверяют: подачу компрессоров; плотность питательной и тормозной магистралей; чувствитель ность и четкость работы тормозных приборов в соответствии с действующей Инструкцией.

Токоприемник. Его ревизию проводят через один ТР-1 непосредственно на крыше э.п.с. При этом выполняют все работы, предусмотренные ТО-3, и дополнительно поочередно разбирают шарнирные соединения, заменяют изношенные валики, оси и втулки, годные промывают в керосине и покрывают смазкой ЦИАТИМ-201. Валики, втулки и оси, изношенные по диаметру до предельных размеров, заменяют. Гибкие шунты при обрыве более 20% жил, трубы рам токоприемника с вмятинами глубиной более 5 мм, трещинами, прожогами заменяют.

Полиэтиленовые рукава протирают сухими техническими салфетками; при обнаружении перегиба с глубокой вмятиной, поперечного надреза глубиной до 2 мм и отклонении длины рукава от нормы его заменяют. Опорные изоляторы с трещинами, а также с повреждениями или сколами глазури свыше 15% длины пути возможного перекрытия электрической дугой заменяют.

Вскрывают крышку цилиндра, снимают кожаные манжеты.

Резиновые манжеты, имеющие трещины, надрывы, следы разъедания, заменяют. Проверяют степень перекосов полозов и токоприемника в целом. Снимают статическую характеристику токоприемника.

Электропневматические контакторы. Проверяют состояние и действие всех контакторов и прежде всего их приводов, контактов и дугогасительных устройств. В цилиндры приводов электропневматических контакторов заливают смазку МВП (1 — 2 мл). Проверяют работу подвижного механизма от руки, имеющиеся заедания устраняют. Все дугогасительные камеры снимают; прогоревшие до 25% толщины стенок, а также поврежденные заменяют. Капли расплавленного металла удаляют наждачным полотном. Проверяют разрывы и провалы контактов, их смещение и толщину, состояние гибких токоведущих шунтов. Исправные контакты зачищают или запиливают. Боковое смещение допуска ется до 2,0 мм. Гибкие провода с обрывом более 20% жил заменяют.

Проверяют раствор, провал и нажатие блокировочных контактов; закрепляют узлы; устанавливают дугогасительные камеры так, чтобы подвижные части не касались ее стенок.

Групповые переключате-л и. Снимают и зачищают дугогасительные камеры. При необходимости (если стенки выгорели до 25% толщины) их передают в аппаратное отделение на ремонт. Брызги расплавленного металла, нагар и копоть.удаляют наждачным полотном. Все детали переключателя протирают чистыми сухими салфетками и продувают сжатым воздухом. Проверяют состояние контактов. Подгоревшие контакты слегка зачищают личным напильником; изношенные контакты заменяют. Не допускается зачистка контактов наждачным полотном; при обнаружении следов чрезмерного нагрева контактов замеряют их нажатие. Зазоры между роликами приводных рычагов и профилями кулачковых шайб должны соответствовать нормам допусков и износов.

Приводы кулачковых валов должны обеспечивать требуемое Правилами ремонта время поворота; замедленное вращение может происходить из-за утечек воздуха в пневматических приводах, неправильной регулировки двигателя у главного контроллера ЭКГ-8, механического заедания деталей привода, кулачковых валов и контакторных элементов; причины этих дефектов должны быть устранены. Детали привода (редуктора) смазывают.

Проверяют, соответствуют ли нормам растворы, провалы и контактные нажатия. Линия касания контактов должна быть не менее 80% ширины контакта. Затем осматривают и зачищают блокировочные контакты, убеждаются в надежности их работы. У многопозиционных групповых переключателей проверяют по секундомеру время поворота кулачкового вала от исходной до последней позиции.

Дв ухпозици онные переключатели. Контролируют четкость работы пневматического привода и убеждаются в отсутствии утечек, добавляют в цилиндры по 1—3 мл масла МВП. Подвижные и неподвижные контакты при необходимости зачищают. Замеряют раствор, нажатие и линию касания контактов, которая должна быть не менее 80% ширины контактов.

Все токоведущие и изоляционные поверхности протирают чистой салфеткой. Проверяют состояние гибких проводов. Осматривают кулачковый вал, шестерни, зубчатую рейку. Убеждаются в свободном перемещении вала в подшипниках. Шестерню и зубчатую рейку смазывают солидолом.

Блокировочные контакты зачищают и при необходимости регулируют нажатие пальцев.

Подводят воздух, контролируют четкость переключения аппарата при давлении воздуха 340 и 490 кПа.

Разъединители и переключатели ножевого типа. Проверяют состояние и крепление силовых и блокировочных контактов, наконечников, зачищают контактные поверхности. Убеждаются в плотности прилегания каждого ножа к неподвижным контактам. Линия касания контактов должна быть не менее 70%, а контактное нажатие — постоянным. Поврежденные места на изоляционных поверхностях закрашивают эмалью ГФ-92.

Шарнирные соединения и ножи слегка смазывают техническим вазелином.

Резисторы. Наружную поверхность изоляторов, панелей резисторов протирают чистыми салфетками, негодные резисторы заменяют. Проверяют надежность крепления и состояние выводов. Разбитые, перекрытые и с поврежденной глазурью (больше 20% высоты поверхности) изоляторы заменяют.

Осматривают перемычки, выводы, места сварки, изоляционные шайбы и трубки, обращая особое внимание на возможные следы чрезмерного нагрева резисторов. При обнаружении таких следов измеряют сопротивление резисторов данного ящика или секции. Проверяют крепление резисторов к каркасу, особое внимание обращают на крепление шин, перемычек и выводов.

Измеряют мегаомметром сопротивление изоляции.

Печи отопления. Исправность электрической цепи печи проверяют тестером, а заземление ее корпуса — мегаомметром. Перегоревшие элементы заменяют. Крышки и кожуха должны быть надежно закреплены.

Высоковольтные реле. Реле очищают от пыли, проверяют кре-пление катушек на сердечниках магнитопро-водов. При необходимости регулировки или полной разборки для ремонта, а также в случае отсутствия пломбы реле снимают для регулировки на стенде. Действие подвижной части реле проверяют вручную, механические заедания устраняют. Проверяют и зачищают блокировочные контакты. При необходимости изоляционные поверхности покрывают эмалью ГФ-92.

Амперметры, вольтметры, счетчики и ш у н т ы. Контролируют состояние шунтов амперметров, добавочных резисторов к вольтметрам и надежность крепления к ним подводящих проводов или кабелей. При чрезмерном нагреве шунта, нарушении пайки пластин в обойме или механическом повреждении их шунт заменяют. Исправность резистора проверяют тестером. Приборы с неисправными стеклами заменяют.

Контроллер машиниста. Проверяют свободность перемещения подвижных частей, последовательность и четкость замыкания кулачковых контакторов, действие механических блокировок, правильность фиксации рукояток; при необходимости устраняют возможные неисправности механических блокировок. Контакторные элементы с ослабленными осями и разрывом контактов менее 4 или более 7 мм заменяют. Разрешается ставить прокладки толщиной до 3 мм под изоляторы контакторных элементов, но запрещается подрубать или опиливать кулачковые шайбы для регулировки разрыва. Следы оплавления и нагара на контактах удаляют мелкой стеклянной бумагой. Смазывают зубчатые шестерни передач и подшипники валов и, проверив состояние крепежных деталей, закрывают кожух. У контроллеров элек тропоездов добиваются четкости действия устройств безопасности.

Выключатели КУ и ВУ. Проверяют целостность проводов, состояние и крепление наконечников, надежность фиксации кнопок выключателей в положениях «Вкл.» и «Выкл.», состояние пружин, соответствие предохранителей табличкам. Пружину, потерявшую свои свойства, заменяют. Зачищают контактные поверхности стоек и патронов предохранителей, контролируют плотность их посадки в стойках.

Распределительный щит. Отключив рубильники и сняв плавкие вставки, осматривают трубчатые резисторы, проверяют целостность плавких вставок, зачищают мелкой шкуркой контактные поверхности рубильников, вставок, реле обратного тока и зажимов предохранителей. Осматривают графитовые контакты регулятора напряжения, негодные заменяют, годные зачищают. Проверяют крепление рубильников и проводов с обратной стороны щита. Убеждаются в соответствии плавких вставок значению тока, указанному в табличке.

Аккумуляторная батарея. Очищают от солей и протирают открытые поверхности элементов аккумуляторов, перемычек, пробок и поверхность ящика. Измеряют напряжение каждого элемента. Элементы щелочных аккумуляторов, имеющие напряжение менее 0,9 В, подлежат замене.

Контролируют состояние резиновых чехлов и прокладок, надежность крепления выводных концов и перемычек, устраняют соприкосновение элементов друг с другом и с металлическими частями ящика.

В двух крайних элементах проверяют чистоту электролита; во всех элементах контролируют уровень и плотность электролита. При необходимости в элементы доливают дистиллированную воду. Плотность электролита должна быть летом 1,19—1,21, зимой 1,25—

1,27 г/см3.

Поверхности металлических частей элементов и перемычек смазывают техническим вазелином. Проводят усиленный подзаряд аккумуляторной батареи.

Аппараты защиты. Вскрывают дугогасительные камеры быстродействующих выключателей, осматривают и зачищают рабочие поверхности силовых контактов. При значительных повреждениях контакты заменяют. В этом случае проверяют действие включающих и выключающих механизмов, силу затяжки пружин, плотность прилегания самих контактов.

В соответствии с правилами ремонта проверяют действие блокировочных устройств, вспомогательных контактов, измеряют сопротивление изоляции. Внутренние поверхности дугогасительных камер зачищают.

При внешнем осмотре главного выключателя ВОВ-25-4 обращают особое внимание на состояние изоляторов. Изоляторы с трещинами и отколами заменяют. Механизм выключателя продувают сжатым воздухом. Из бака выпускают конденсат.

Проверяют крепление всех болтовых соединений, состояние и надежность работы блокировочных контактов. Смазывают все трущиеся части выключателя. Устраняют утечку воздуха из пневматической системы.

У воздушных главных выключателей один раз за четыре ремонта ТР-1 проводят ревизию дугогасительной камеры, главных контактов; проверяют состояние этих контактов, внутренних поверхностей изолятора дугогасительной камеры и воздухопроводящего изолятора. Следы оплавления контактов зачищают бархатным напильником, не допуская нарушения геометрической формы контактов; при значительном оплавлении контакты заменяют, обращают внимание на крепление контактов, вжим подвижного контакта, взаимную соосность ‘контактов.

У быстродействующих выключателей постоянного тока при необходимости притирают поверхности якоря и полюсов магнитопровода, проверяют надежность закрепления индуктивного шунта, сопротивление изоляции воздухоподводящего рукава. Общей для всех быстродействующих (главных) выключателей является проверка тока сраба тывания (уставки). В случае регулировки тока уставки устанавливают новые пломбы.

Токовые реле (реле перегрузки) осматривают, убеждаются в свободном ходе подвижной системы, нормальном выпадании и фиксации указателей (флажков), чистоте изоляционных панелей, стоек, в. нормальном действии механизма возврата. При отсутствии пломб на регулировочных частях защитные реле снимают для проверки на стенде и затем пломбируют,

У вилитовых разрядников проверяют крепление основания, подводящих шин и проводов, осматривают поверхность изоляторов и протирают их. При обнаружении трещин в изоляторах или нарушении герметичности разрядник снимают для испытания. Разрядник, число срабатываний которого достигло предельно допустимого, заменяют.

После окончания ТР-1 сопротивление изоляции электрических цепей проверяют в соответствии с утвержденными нормами. Контролируют действие всех аппаратов от контроллера и кнопок цепей управления (из крайних кабин машиниста).

Кроме того, после подъема токоприемника от напряжения контактной сети (или же подачей напряжения от деповского источника тока) проверяют действие всех печей, вспомогательных машин, измерительных приборов, всех обогревателей, панелей управления (РЩ), звуковых сигналов, АЛ С и автостопа, радиосвязи, а у вагонов электропоездов — действие приводов дверей.

После выполнения всех работ в Журнале технического состояния ставят штамп о производстве ТР-1. Его подписывает мастер цеха текущего ремонта.

Текущий ремонт ТР-2. При ТР-2 выполняют все работы, предусмотренные ТР-1, и дополнительно осуществляют подъемку кузова с выкаткой тележек (для некоторых серий э.п.с. при отсутствии признаков ненормальной работы опор кузова подъемка не обязательна); ревизию основных, дополнительных и боковых опор кузова, возвращающих и противоотносных устройств;

полный осмотр автосцепки с разборкой сцепного механизма и проверкой деталей шаблонами, выемкой пружинно-фрикционного аппарата и осмотром его камеры в раме кузова (или раме тележки); ревизию межтележеч-ных сочленений, автотормозного оборудования, гидравлических гасителей; пропарку главных резервуаров; промежуточную ревизию буксовых роликовых подшипников; ревизию пусковых резисторов; проверку регулировки всей защитной аппаратуры; ревизию манжет пневматических приводов токоприемников, групповых переключателей и элек-тропневматических контакторов; промывочный ремонт аккумуляторной батареи; проверку состояния и сопротивления изоляции низковольтных проводов, в том числе проводов межкузовных соединений; проверку сопротивления изоляции обмоток тягового трансформатора; контроль измерительных приборов, включая скоростемеры. Проводят ревизию тахогенераторов электровозов ВЛ80С и ВЛ80Т, мотор-насосов тяговых трансформаторов, электродвигателей обдува и обогревателей стекол.

Ревизию главного контроллера ЭКГ-8 проводят со снятием либо без снятия его с электровоза.

На электропоездах с рамным подвешиванием тяговых двигателей осу-щдлъляют ревизию муфт привода, вскрывают кожух редуктора, проверяют осевой разбег шестерни.

Текущий ремонт ТР-3. При этом ремонте проводят ревизию, осмотр и регулировку тех узлов и деталей э.п.с., неисправности которых не могут быть устранены и предупреждены без их разборки. Осуществляют ревизию подшипниковых узлов, восстановление изоляции электрических машин, смену изношенных бандажей колесных пар.

ТР-3 является наиболее сложным и трудоемким из ремонтов, выполняемых в депо. При ремонте разъединяют все связи кузова с тележками и секций кузова друг с другом. Затем кузов поднимают, тележки выкатывают вдоль рельсового пути стойла, после чего кузов опускают на временные опоры и снимают большинство электрических

«паратов, вспомогательные машины и другое оборудование.

Тележки разбирают и детали механического оборудования направляют в соответствующие мастерские депо. Рамы тележек ремонтируют на месте или в тележечном отделении.

Все электрические машины проходят ремонт в электромашинном отделении, аппараты — в электроаппаратном.

Кузов после ремонта окрашивают в специально выделенном помещении с усиленной вентиляцией. Описанию технологии ремонта э.п.с. посвящены главы 2—5.

Капитальные ремонты КР-1 и КР-2.

При этих ремонтах выполняют такие сложные работы, как ремонт рам и обшивки кузова, смену бандажей колесных пар, зубчатых передач, замену электрической и воздушной проводки (при КР-2), окраску кузовов с предварительной очисткой от старой краски. Восстановление изношенных деталей осуществляют с более жесткими допусками размеров, чем при ТР-3 и ТР-2.

Эти ремонты проводят, как правило, на заводах, однако КР-1 может быть выполнен и в депо, если оно оснащено необходимым технологическим оборудованием и имеет высококвалифицированные кадры рабочих и инженерно-технического персонала. К этим видам ремонта приурочивают также заводские ремонты электрических машин II и I объемов.

На заводах выполняют также работы по модернизации, направленные на улучшение конструкции подвижного состава путем переделки отдельных узлов и замены целых агрегатов более совершенными и надежно работающими.

Основные понятия об износах и повреждениях | Ремонт электропод-вижного состава | Общая технология ремонта

Добавить комментарий