Проверка и поиск отказов цепи управления тяговым режимом

Операции по поиску неисправных элементов должны выполняться в последовательности, показанной на рис. 81, с учетом показаний прибора указателя повреждений. Схема цепи управления тяговым режимом тепловоза 2ТЭ10М показана на рис. 82. Аппараты, включенные в эту цепь, — реверсор ПР, реле времени РВЗ, поездные контакторы П1-П6, реле управления РУ4 и РУ2, контакторы ВВиКВ- включаются в том порядке, в каком они перечислены.

Перед включением тягового режима давление в тормозной магистрали должно быть установлено равным 0,53- 0,55 МПа, реверсивная рукоятка контроллера машиниста установлена в положение, соответствующее выбранному направлению движения, и включен тумблер УТ „Управление тепловозом”. Реле РУ12 должно быть выключено, лампа ЛРТ не должна гореть.

При установке штурвала контроллера на 1-ю позицию будет протекать ток от зажима 11/2 (см. рис. 77) через верхнюю пару контактов главного барабана контроллера (см. рис. 81) к катушке, например, В (вперед) реверсора по цепи: провод 219, контакты тумблера УТ, провода 1235, А81, размыкающие контакты ЭПК, провода 1304, 1306, 1311, размыкающие контакты реле РУ 12, провода 1305, 1312, контакты реверсивного барабана контроллера, замкнутые при установке реверсивной рукоятки в положение „Вперед”, провода 105, 107, катушка В реверсора, общий минус цепей управления. Реверсор разворачивается в положение, соответствующее движению тепловоза вперед, и ток через его вспомогательные контакты от провода 107 будет протекать к зажиму 5II6. От этого зажима получит питание катушка реле времени

Рис. 81. Последовательность выполнения проверки цепи управления тяговым режимом тепловоза 2ТЭ10М

.Рис. 82. Схема цепи управления режимом тяги тепловоза 2ТЭ10М

РВЗ, через замыкающие контакты которого будет протекать ток к катушкам поездных контакторов П1-П6. От этого же зажима в конечном итоге получит питание катушка реле РУ2 и будет протекать ток по проводу 1357 и к блоку резисторов указателя повреждений (см. рис. 78). Если тумблер ТУ1 включен, то ток к прибору А от провода 1357 будет протекать по резистору Р9 и стрелка прибора установится у обозначения ”Д2”. В соответствии с рис. 82, если реверсор не повернулся в нужное положение или реле РВЗ не включилось, проверяют цепи их катушек.

Необходимо помнить, что любые проверки цепи управления тяговым режимом выполняют при остановленном дизеле.

Так как реверсор-аппарат электропневматический, то прежде, чем проверять цепи его катушек, проверяют его привод. Для этого нажимают поочередно на кнопки электропневмэтических вентилей. При наличии сжатого воздуха и исправном приводе кулачковый вад реверсора будет поворачиваться и, следовательно, неисправность следует искать в цепях катушек. Если же кулачковый вал реверсора

при управлении вручную не поворачивается — неисправен привод: засорены отверстия электропневматических вентилей, порваны диафрагмы, заело вал реверсора в подшипниках или к реверсору не поступает сжатый воздух.

При несоответствии положения кулачкового вала реверсора положению реверсивной рукоятки контроллера машиниста напряжения на зажиме 5II6 не будет и стрелка прибора указателя повреждений будет находиться в крайнем левом положении у обозначения „ЯР”.

Цепь катушки реле РУ2 контролируется указателем повреждений, и, если это реле не включилось, поврежденный участок цепи найти несложно. Допустим, давление воздуха в тормозной магистрали меньше заданного и реле давления воздуха (РДВ) не включилось. В этом случае при установке штурвала контроллера машиниста на 1-ю позицию и исправном действии остальных аппаратов на зажимах 5II6, 1II0, 6II6 и на контакте Д2 с проводом 177 появится напряжение (см. рис. 81). При включении тумблера ТУ1 ток к прибору А указателя повреждений будет протекать по проводам 1357-1360, подключенным к перечисленным точкам, через резисторы Р9-Р12 (см. рис. 78) и стрелка прибора отклонится на такой угол, что она установится у обозначения „РДВ”, точно указывая на невключившийся аппарат. При давлении в тормозной магистрали, соответствующем норме, контакты РДВ замкнуты и ток к прибору А будет протекать и по проводу 1361 через резистор Р13. В случае нарушения цепи от зажима 6/4 до катушки реле РУ2 стрелка прибора установится у обозначения РУ2, точно указывая часть цепи, которую нужно проверить.

Если реле РУ2 включилось, то ток к прибору указателя повреждений будет дополнительно протекать по проводу 1362 через резистор Р14 (см. рис. 78). В этом случае его стрелка установится у обозначения П1-П6. Если реле РВЗ включено, осматривают поездные контакторы. При наличии невключившихся контакторов, переводят штурвал контроллера на нулевую позицию и убеждаются в исправности их приводов, нажимая на кнопки электропневматических вентилей. Если контакторы срабатывают, то проверяют цепи их катушек. В противном случае в зависимости от неисправности привода или устраняют ее на месте, или заменяют электропневматический вентиль или весь контактор.

Схема поиска неисправных элементов в цепи катушки реле РВЗ показана на рис. 83. Проверку цепи катушки этого реле начинают с зажима 5II6. Наличие напряжения на нем указывает, что неисправный

Рис. 83. Схема поиска неисправных элементов в цепи катушки реле РВЗ

элемент находится на участке зажим 5II6 — провод 1329. При отсутствии напряжения проверяют другой участок цепи: от провода 219 до зажима 5II6. Наличие или отсутствие напряжения на этом зажиме определяют с помощью указателя повреждений: в первом случае стрелка его прибора смещается вправо от обозначения ПР и при исправности остальных элементов устанавливается у обозначения П1-П6; во втором стрелка будет находиться в крайнем левом положении у обозначения ПР. При наличии напряжения да зажиме 5II6 для уменьшения числа проверяемых элементов устанавливают штурвал контроллера на нулевую позицию, изменяют положение реверсивной рукоятки и слова кратковременно переводят штурвал на 1-ю позицию. Это дает возможность проверить общий элемент цепей катушек реверсора и реле РВЗ — провод 1329. Если кулачковый вал реверсора поворачивается — цепь-от зажима 9/4 до общего минуса исправна, если не поворачивается — проверяют провод 1329. При этом предполагается, что привод реверсора исправен. Затем подключают вывод контрольной лампы с пружинным зажимом к зажимам аппаратной камеры, соединенным с общим минусом, и в соответствии со схемой, показанной на рис. 83, подключают щуп лампы к зажиму 7II2, которая делит проверяемую цепь на два участка, в каждом из которых по три элемента: провода 1051, 311, размыкающие контакты реле РУ19 и провода 313, 1326, катушка реле РВЗ. Лампа не горит — неисправный элемент находится на первом участке. Если проверку выполняют при выпуске тепловоза из ремонта, то переводят штурвал контроллера на нулевую позицию, снимают разъем 25, панели реле и с помощью тестера находят неисправный элемент.

При работе тепловоза в этом случае можно воспользоваться методом исключения, т. е. обойти перемычкой от зажима 5II6 до зажима 7II2 неисправный участок цепи. Лампа горит — неисправный элемент находится на втором участке. Теперь щуп лампы подключают к выводу катушки РВЗ с проводом 313. Отсутствие напряжения в этой точке указывает, что имеется обрыв провода 313. Если напряжение на этом выводе есть — обрыв катушки РВЗ или провода 1326. Чтобы определить, какой именно элемент неисправен, устанавливают вывод лампы с пружинным зажимом на зажимы аппаратной камеры, соединенные с общим плюсом, и подключают щуп лампы к выводу катушки РВЗ с проводом 1326 (эта операция на рис. 83 не показана). Лампа горит — обрыв катушки РВЗ, нет горит — обрыв провода 1326.

Если напряжение на зажиме 5II6 отсутствует, поиск неисправного элемента значительно усложняется. В этом случае в соответствии со схемой поиска неисправных элементов подключают щуп контрольной лампы к зажиму 7II8 (см. рис. 83). Лампа горит — неисправный элемент находится между зажимами 5II6 и 7II8. Поэтому щуп лампы подсоединяют к зажиму 10II5 (если реверсивная рукоятка контроллера находится в положении „вгїеред”). Отсутствие напряжения на этом зажиме свидетельствует о неисправности проводов 1312, 105 и контактов реверсивного барабана контроллера машиниста, замыкающихся при установке реверсивной рукоятки в положение „вперед”. Операции по определению, какой именно из перечисленных элементов неисправен, ввиду простоты на рис. 83 не показаны.

При наличии напряжения на зажиме 10II5 щуп лампы подсоединяют к вспомогательному контакту контактора Д2 с проводом 108. Лампа горит — обрыв провода 109. Не горит — неисправный элемент находится на участке зажим 10II5 — контакт Д2 с проводом 108. На этом участке находятся три элемента (провода 107, 108 и вспомогательные контакты реверсора, замкнутые при повороте кулачкового вала реверсора в положение, соответствующее движению вперед). Операции по определению неисправного из этих элементов просты и на рис. 83 не приводятся.

В случае отсутствия напряжения на зажиме 7II8 неисправный элемент находится на участке зажим 7II8 — контакты главного барабана контроллера машиниста. С целью экономии времени целесообразно сразу проверить зажим 7II7, так как все остальные зажимы этого участка цепи находятся в пульте управления. Наличие напряжения на зажиме 7II7 свидетельствует о том, что неисправный элемент находится между ним и зажимом 7II8 (это провода 1305, 1311 и размыкающие контакты реле РУ12). Если напряжение на зажиме 7II7 отсутствует — неисправный элемент находится на участке, расположенном между’этим зажимом и контактами главного барабана контроллера. Теперь щуп лампы подключают к замыкающему контакту контроллера с проводом 219. Если лампа не горит, проверяют цепь питания контактов главного барабана контроллера от зажима 11/2 (см. рис. 77). Лампа горит — ее щуп подсоединяют к зажиму 15/6, делящему участок с неисправным элементом на две примерно равные части. При отсутствии напряжения на этом зажиме неисправным элементом может быть один из проводов 219, 1235 или замыкающие контакты тумблера УТ. Если напряжение на зажиме 15/6 есть — неисправный элемент находится на участке зажим 15/6 — зажим 7II7. Для его определения подключают щуп лампы к зажиму 11II9. Лампа горит — обрыв провода 1306. Не горит — обрыв проводов 1304 или А87 или неисправны контакты ЭПК (если снята перемычка 1310). Подобным образом отыскивают неисправные элементы и в цепях других аппаратов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

]. Каковы признаки отказов в электрических цепях?

2. Какие способы обнаружения замыканий проводов на корпус применяются на тепловозах?

3. Какие существуют методы поиска места повреждения электрической цепи?

4. Какова последовательность выполнения проверки цепи пуска дизеля тепловоза 2ТЭ10М?

5. Как осуществляется поиск неисправного элемента в цепи катушки контактора КТН1

6. Какова последовательность выполнения проверки цепи управления тяговым режимом тепловоза 2ТЭ10М?

7. Как осуществляется поиск неисправного элемента в цепи катушки реле РВЗ“>

Глава VIII.

РЕОСТАТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Проверка и поиск отказов цепи пуска дизеля | Ремонт электрооборудования тепловозов | Виды и объем реостатных испытаний

Добавить комментарий