Ремонт контактных колец и щеткодержателей

Контактные кольца 19 (см. рис. 33) осматривают для выявления износа, чистоты поверхности, плотности посадки на цилиндре. Проверяют качество приварки шпилек 20 в кольцах, отсутствия их ослабления. Кроме того, осматривают состояние изоляционной поверхности шпилек и цилиндра, убеждаются, нет ли трещин и отколов.

Контактные кольца при износе протачивают с минимальным снятием металла, а потом шлифуют. Для этого ротор устанавливают на токарный станок ДИП-500, центры и бабки которого подняты (так же, как и для обточки генератора ГП-311). В эксплуатации допускается уменьшение диаметра контактных колец на 16 мм, т. е. до 384 мм. При нормальном уходе за контактными кольцами и удовлетворительной работе генератора такой запас по диаметру колец может обеспечить срок службы до 2—

2,5 млн. км, т. е. на 15—20 лет. Если этот износ в силу каких-то непредвиденных причин наступит раньше, то контактные кольца заменяют.

Изоляция цилиндра и шпилек представляет собой стеклянную ткань, пропитанную изоляционным составом ПС-ИФ или ЭП-70, намотанную на упомянутые детали и опрессованную в пресс-форме. При появлении в изоляции цилиндра сквозных трещин, отколов, расслоений ротор направляют на ремонтный завод.

Шпильки с поврежденной изоляцией заменяют в депо. В условиях депо могут быть также устранены механические задиры, царапины на изолированной поверхности зачисткой мелкой шкуркой и покрытием эмалью ЭП-91 и ГФ92-ГС с последующей сушкой.

В целом узел контактных колец с щетками сравнительно надежный, не требует такого сложного ухода, который требует коллекторно-щеточный аппарат генератора постоянного тока. Щетки притирают на кольцах протягиванием мелкой шкурки под щеткой. Всего на контактные кольца устанавливают шесть щеток размером 25X32X60 мм (по три на каждом кольце). Щеткодержатели 6 (рис. 36) со щетками 8 укрепляют болтами на подвесках 4, которые при помощи болтов с гайками прикреплены к кронштейнам на ребрах 1 подшипникового щита. Изоляторы 2 обеспечивают необходимое расстояние между корпусом и токоведущими узлами. Конструкция изоляторов такая же, как и у тягового генератора постоянного тока. Шайба 3 служит для обеспечения необходимого размера между подвесками. Щеткодержатель прикреплен к подвеске болтом 9 с квадратной головкой.

При сборке подшипникового щита тщательно осматривают состояние швов приварки подвески к ребрам щеткодержателя. Обнаруженные трещины разделывают и подваривают с принятием мер, не допускающих деформации щита. В целом ремонт подшипникового узла не отличается от ремонта этого узла на генераторах постоянного тока.

Разборка генератора, ремонт статора и ротора | Ремонт электрооборудования тепловозов | Сборка и установка генератора на тепловоз

Добавить комментарий