Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 тепловозов

Техническое обслуживание ТО-3 и текущие ремонты ТР-1, ТР-2 выполняют в депо слесари комплексных бригад. Тяговые электродвигатели осматривают на смотровых канавах, имеющих прямоугольное сечение размером 1320X1480 мм.

Боковые стены канавы облицованы стальным листом или керамической плиткой, пол настлан керамической плиткой или зацементирован мраморной крошкой. Пол канавы имеет уклон и дренажную систему. В боковых стенах канавы имеются ниши для хранения инструмента, переносных ламп, размещены устройства для обеспечения смазкой, воздухом, электроэнергией, подачи нагретого воздуха для сушки электродвигателей и т д. Канавы освещены от сети общего назначения. На полу канавы проложены направляющие для передвижения специального агрегата для вывешивания колесно моторных блоков, ревизии зубчатых передач, прослушивания работы подшипников, проворачивания якорей, шлифовки их и выполнения ряда других работ

Объем работ по электрическим машинам при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 сводится в основном к ревизии узлов, осмотру, выявлению и устранению дефектов.

При техническом обслуживании ТО-3 снимают крышки со всех люков тяговых электродвигателей, генераторов и других машин и обдувают их воздухом. Изоляторы, бандаж переднего нажимного конуса протирают салфеткой, смоченной в бензине. Следы переброса, закопченности зачищают стеклянным полотном, протирают салфеткой, смоченной в бензине, а затем красят изоляционной эмалью. Болты крепления щеткодержателей, щеток проверяют с подтяжкой ключом.

Если на коллекторах тяговых электродвигателей имеются под-гары, шероховатости, то их шлифуют на смотровых канавах, для чего колесно-моторный блок вывешивают. На тяговый электродвигатель вместо одного из щеткодержателей устанавливают приспособление со шлифовальным бруском или, если он отсутствует, со стеклянным полотном и подключают электродвигатель к деповскому генератору. Якорь вращается и без участия человека коллектор шлифуется. В ряде случаев применяют шлифовку коллектора электродвигателя от собственной силовой установки. Электродвигатель (или группа), коллектор которого подлежит шлифовке, из схемы отключают, вместо одного из щеткодержателей, как и в первом случае, устанавливают приспособле ние и тепловоз передвигают по деповским путям. При шлифовке коллектора под тепловозом должны соблюдаться особые меры предосторожности — работу выполняют квалифицированные слесари под руководством мастера с соблюдением требований техники безопасности. После шлифовки коллектор должен быть очищен жесткой волосяной щеткой и продут. Тяговый электродвигатель, у которого коллектор имеет дефектные поверхности, требующие проточки (продольные риски с плавными краями, забоины в середине пластины без выступающих краев), могут быть оставлены без исправления при условии, если приработавшиеся щетки исправны и имеют достаточную высоту для работы до ближайшего технического обслуживания ТО-3. К часто выполняемым работам при техническом обслуживании ТО-3 в зимнее время относится сушка тяговых электродвигателей под тепловозом. При текущем обслуживании ТО-3 могут устанавливаться устройства для защиты от попадания снега в тяговые электродвигатели, которые с наступлением весны снимают.

На плановом текущем ремонте ТР-1 (в дополнение к работам, выполняемым при техническом обслуживании ТО-2, ТО-3) добавляют смазку в роликовые подшипники и другие узлы трения при помощи заправочных агрегатов с дозирующим устройством (рис. 4). Эти агрегаты выдают смазки до 250 г с возможностью дозировки через каждые 25 г. Агрегат состоит из сварной рамы 1, на которой установлен электродвигатель 2. Вращение вала электродвигателя через редуктор 7 передается на шнек 9 и нож 8, помещенных в конусный бак 4 для смазки. Для включения электродвигателя имеется кнопочный пускатель. При вращении вала лопасти шнека 9 направляют смазку к дозатору 10, от которого через наконечник 11, нагнетательный рукав 5 и наконечник 6 смазка поступает в подшипниковый узел машины. Вентиль 12 с манометром служит для контроля давления смазки, а рукав 3 — для заправки. Электродвигатель подключают к сети напряжением 220/380 В. Частота вращения якоря элек тродвигателя 3000 об/мин, а шнека — 150 об/мин. Емкость бака рассчитана на 20 л. Давление нагнетания смазки — 40 кгс/см2. Для заправки смазки в подшипники может быть использован также винтовой пресс, представляющий собой цилиндрический корпус с винтом и рукояткой. Смазку закладывают в корпус. При вворачивании винта смазка выжимается в резиновую трубку с наконечником, который вставляют в смазочную трубку подшипникового узла машины. Количество заправляемой смазки в подшипниковый узел определяют по числу поворотов рукоятки винта пресса. Взвешиванием порции смазки, которую подает пресс за один поворот рукоятки, определяют, сколько нужно сделать поворотов рукоятки для каждого подшипникового узла.

К числу плановых работ при текущем ремонте ТР-1 относится прослушивание роликовых подшипников тяговых электродвигателей при вывешенном колесно-моторном блоке. Для поднятия колесных пар под буксы устанавливают гидравлические домкраты грузоподъемностью не менее 13 т. Колесную пару поднимают на 5 мм и электродвигатель подключают к деповскому іе-нератору. Для этого электрическую схему собирают следующим образом. Провода от генератора подключают к клемме реверсора и к контактам поездного контактора (для тепловозов типа ТЭ10). После этого включают генератор. Напряжение его поддерживается реостатом в пределах 75—100 В. При подаче напряжения якорь начинает вращаться. Прикладывая ножку стето-фонендоскопа к подшипниковому щиту или к торцу остова, а наконечник к уху (сзади ушной раковины), отчетливо можно слышать шум (скрежет, стук и т. д.). Электродвигатель с ненормальным шумом выкатывают из-под тепловоза для разборки и замены подшипника. После небольшой практики работники, которые этим постоянно занимаются, безошибочно определяют «болезнь» подшипника и тем самым могут предупредить серьезные повреждения электродвигателя в эксплуатации.

Колесно-моторный блок может быть вывешен также при помощи электродомкратов вагонного типа грузоподъемностью 35 т, которые устанавливают внутри канавы под остов электродвигателей.

При создании механизированных стойл в цехах технического обслуживания ТО-3 и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2 уделяют большое внимание вывешиванию колесных пар. Для сокращения времени на эту операцию в передовых депо применяют домкраты, постоянно установленные в углублении пола цеха под каждую буксу секции тепловоза. Домкраты приводятся в действие от одного насоса, снабженного электроприводом. Управляют ими с одного поста, позволяющим включать любую пару домкратов. Колесно-моторные блоки вывешивают не только для прослушивания подшипников, но и для шлифовки коллектора, продорож ки, зачистки в труднодоступных местах, осмотра шестерни ит. д.

При текущем ремонте ТР-1 проверяют распределение воздуха по тяговым электродвигателям замером статического давления внутри остова при помощи дифманометра при максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля. Для этого свободный конец резиновой трубки дифманометра вставляют в отверстие крышки нижнего люка электродвигателя и уровень жидкости дифманометра покажет величину статического давления воздуха, которая для электродвигателей ДК-304Б на тепловозах ТЭ1 составляет 33 мм вод. ст., на тепловозах ТЭ2—60, для электродвигателей ЭДТ-200Б на тепловозах ТЭЗ—51, для электродвигателей ЭД-107, ЭД-107А, ЭД-118 на тепловозах типов ТЭ10, 2ТЭ116 — 160 мм вод. ст. Если статическое давление меньше указанных величин, проверяют целостность брезентовых рукавов, подводящих охлаждающий воздух к электродвигателям, плотность пригонки их к остову, частоту вращения вентиляторов охлаждения для учета влияния проскальзывания приводных ремней и других приводных устройств, правильность сборки вентиляторов, наличие торцового зазора между крыльчаткой и диффузором. Такие проверки целесообразно производить, если статическое давление воздуха меньше у всей группы электродвигателей (тележки), т. е. воздух на охлаждение поступает от одного вентилятора. Если же разница обнаружена между отдельными электродвигателями одной тележки, то необходимо искать нарушения по каждому электродвигателю.

Бывают случаи, когда на сетках, установленных на входе воздуха в электродвигатель, обнаруживаются посторонние предметы (ошибочно оставленные при подкатке электродвигателя). В таких случаях приходится разъединять брезентовый рукав воздуховода, чтобы удалить посторонний предмет, ограничивающий поступление воздуха. Если же дифманометр покажет большую величину статического давления, то это значит, что часть отверстий, через которые охлаждающий воздух выходит, закрыты (или установлены снегозащитные щитки). Например, при одном закрытом отверстии на электродвигателе ЭДТ-200Б статическое давление воздуха увеличивается с 51 до 80 мм вод. ст. Увеличенное давление воздуха может быть также результатом сильного загрязнения вентиляционных каналов в якоре.

На плановых текущих ремонтах ТР-2 (или через один текущий ремонт ТР-1) снимают с тепловоза электродвигатели топливоподкачивающего и маслопрокачивающего насосов, калорифера, вентилятора кузова, однокорпусного агрегата, синхронного подвозбудителя, преобразователя радиостанции и других машин, установленных в кузове. Необходимость их снятия вызвана тем, что работают они при повышенной температуре окружающего воздуха, насыщенного парами масла и топлива, и качественная очистка их возможна только в цехе.

У электродвигателей вентилятора кузова, калорифера и им подобных часто повреждаются и требуют замены подшипники, а также возникает необходимость в зачистке коллектора электродвигателя и т. д.

При текущем ремонте ТР-2 (через один ТР-1) обязательно проводят ревизию подбивки моторно-осевых подшипников, шестерен редуктора, замену смазки и т. д. На перечисленных видах технического обслуживания и текущих ремонтах могут выполняться работы по сушке тяговых электродвигателей и генераторов без снятия их с тепловоза, шлифовке коллекторов, замена колесно-моторного блока, если повреждение электродвигателя не может быть устранено за время, отведенное на данный вид технического обслуживания или текущего ремонта.

Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО-2 тепловозов | Ремонт электрооборудования тепловозов | Подогрев и сушка электрических машин

Добавить комментарий