Отыскание повреждения в цепях при сочлененной работе секций тепловоза

После отыскания повреждения на ведущей секции тепловоза разберем случай повреждения в схеме пуска дизеля ведомой секции тепловоза ТЭЗ. Следует иметь в виду, что питание цепей управления ведомой секции происходит от источника питания ведущей секции; минусы обеих батарей соединены.

Для пуска дизеля 2-й секции включают кнопку «Топливный насос 2-й секции» (см. рис. 95) и ток от плюса батареи 1-й секции через включенную кнопку, провод 2, межтепловозное соединение идет на катушку реле РУЗ, которое включается и создает цепь питания топливного насоса от батареи 2-й секции (т е от собственной батареи). Далее включают кнопку «Пуск дизеля 2-й секции» (предварительно должна быть включена кнопка «Управление», а рукоятка контроллера поставлена в положение «Холостой ход»). При этом ток от плюса батареи 1-й секции через включенную кнопку «Управление» и замкнутый, палец контроллера идет проводом 12 в розетку межтепловозного соединения, где он соединен с проводом II и по нему через реле РВ и замкнутые контакты реле РУЗ на минус батареи.

Далее переключение аппаратов идет в той же последовательности, что и при пуске дизеля ведущей секции. Контакты реле времени РВ1 между проводами 380, 386, 387 создают цепь питания контактора КМН, который включается и создает цепь питания масляного насоса МН. Через 1 мин контакт реле времени создает цепь между проводами 380 и 440 на катушку реле РУ8 и разрывает цепь на контактор КМН. Реле РУ8, включаясь своей замыкающейся блокировкой, создает цепь питания пусковых контакторов Д1, Д2. Включаясь, эти контакторы создают цепь от плюса батареи 2-й секции на пусковую обмотку тягового генератора. Отпуская кнопку «Пуск дизеля 2-й секции», разрываются цепи пусковых контакторов. Таким образом, мы проследили по схеме и установили следующее: питание катушек реле РУЗ, контакторов Д1, Д2 и других аппаратов цепи управления осуществляется от батареи ведущей секции, питание же силовых цепей (пусковой обмотки генератора и электродвигателей топливного и масляного насосов) — от собственной батареи, т. е. от батцреи, установленной на 2-й секции.

А теперь можно проследить, чем будет отличаться порядок отыскания повреждений в схеме пуска дизеля 2-й секции от разобранного выше. Напомним, что запуск дизелей на двухсекционном тепловозе производят вначале на 2-й секции (ведомой), а затем на 1-й (ведущей). Делают это для того, чтобы можно было на слух определить включение отдельных элементов схемы ведомой секции (топливного и масляного насосов, начала вращения коленчатого вала дизеля).

Рассмотрим те же примеры отказа, которые рассматривали для случая запуска дизеля 1-й секции. Предположим, что при нажатии кнопки «Топливный насос 2-й секции» насос не вращается (определяем на слух). В этом случае быстро проверяем целостность предохранителя у включаемой кнопки и надежность контакта в рубильниках батарей. Если эти узлы проверены, можно предположить, что имеются нарушения в цепи, начиная от кнопки на данной секции и до соответствующих аппаратов на 2-й секции, в том числе и в межтепловозных соединениях. Чтобы ускорить определение участков, в которых следует искать повреждения, запуск производят на 2-й секции, т. е. с собственного пульта секции. Если запуск произошел нормально, неисправность следует искать в цепи от кнопки «Топливный насос 2-й секции» (на 1-й секции) до клеммы 2II2, к которой присоединен провод 1 (с проводом 1 данной секции в межтепловозном соединении соединен провод 2 другой секции). Для этого необходимо при включенной кнопке «Топливный насос 2-й секции» (на ведущей секции) присоединить плюсовый конец провода контрольной лампы к клемме 2II2 на ведомой секции. Минусовый конец провода лампы присоединить к любой минусовой клемме. Если лампа не горит, следовательно, в проверяемой цепи имеется нарушение, чаще всего это бывает в межтепловозных соединениях (нарушение контактов, обрыв провода). Эти повреждения определяют и устраняют в депо. Межтепловозное соединение снимают и передают в электроаппаратное отделение.

Нарушение цепи от плюса батареи ведущей секции до клеммы 4/3, к которой присоединен провод 2, идущий на другую секцию, проверяют также контрольной лампой. При исправности цепи лампа при присоединении к клемме 4/3 (на ведущей секции) должйа гореть — на этом участке повреждения (кроме предохранителя и самой кнопки) маловероятны.

Таким же путем поступают при невключении пусковых контакторов на 2-й секции, т. е. если топливный насос на ведомой секции работает, а при нажатии кнопки «Пуск дизеля 2-й секции» пуск не происходит, для ускорения производят запуск на собственной секции. Если запуск и при управлении со своего поста не произошел, поиск ведут так, как было описано ранее — по цепям, управляемым реле РВ, контактору КМН, реле РУ8. Если запуск произошел, то место повреждения ищут на ведущей секции, начиная от плюса батареи до клеммы 4II3 на ведомой секции.

Присоединяя провод контрольной лампы к клемме 4II4 при включенной кнопке «Пуск дизеля 2-й секции», проверяют исправность цепи на ведущей секции, а при подключении лампы к клемме 4II3 на ведомой секции проверяют целостность цепи от провода 11 на ведущей секции до провода 12 на ведомой секции (в межтепловозном соединении они соединены). Если эта цепь нарушена, лампа на ведомой секции не будет гореть.

Следует помнить, что при проверке цепей при включении кнопок «Пуск дизеля» между контактами пусковых контакторов Д1 и Д2 должны быть подложены изоляционные прокладки (расклинки), не допускающие их замыкания при случайном поступлении плюсового потенциала на их катушки (возможных при неисправностях в схеме).

Порядок отыскания повреждений в электрических цепях | Ремонт электрооборудования тепловозов | Определение мест заземления в электрических цепях. Замер сопротивления изоляции силовой цепи