Общие положения по сборке подшипниковых узлов

Подшипники качения на шейки валов электрических машин устанавливают с натягом. Чем больше нагрузка на подшипник, тем выше должен быть натяг посадки. Величина натяга на вал и щит зависит от типа подшипника, частоты вращения и условий монтажа. Если вращается вал или корпус, то для них выбирают более плотную посадку подшипника.

Наружное кольцо подшипника имеет в большинстве случаев скользящую посадку. Чтобы кольцо подшипника плотно охватывало шейку вала, диаметр кольца должен быть меньше, чем диаметр вала на величину требуемого натяга. Недостаточный натяг внутреннего кольца в эксплуатации может привести к проворачиванию подшипника, а при чрезмерно большом — к защемлению роликов из-за уменьшения радиального зазора или к образованию трещин в кольце.

Не разрешается собирать подшипники (работавшие) без их проверки дефектоскопом и применять ударные инструменты при монтаже и демонтаже. Монтаж подшипников производят при помощи прессов различных конструкций, нагрева до температуры 120°С в индукционных нагревателях, шкафах или масле. Нагревать подшипники открытым пламенем запрещается.

При установке подшипников на электрические машины следует иметь в виду, что вал в процессе работы несколько удлиняется от нагрева, поэтому в холодном состоянии он должен иметь осевой разбег 0,5—0,8 мм. Для этого с одной из сторон (как правило, противоположной стороны приводу) между наружным кольцом и крышкой оставляют зазор по чертежу.

В подшипниковых узлах применяют предусмотренный чертежом тип смазки. Смешение смазки запрещается — это может привести к ее разжижению и вытеканию из узла. В настоящее время во всех подшипниковых узлах электрических машин используют пластическую смазку ЖРО, работающую в интервале температур от минус 50 до плюс 120°С.

Основные работы с подшипниками, выполняемые на текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов | Ремонт электрооборудования тепловозов | Восстановление натяга эластомером