Электрические машины

К электрическим машинам на пассажирских вагонах относятся генераторы постоянного и переменного тока и различные электродвигатели, являющиеся приводами компрессора холодильной машины, вентиляторов салонов, аккумуляторных батарей и др.

В системах электроснабжения пассажирских вагонов без кондиционирования воздуха применяются следующие типы генераторов: генераторы постоянного тока с параллельным возбуждением (продольного поля) типов 23/07, РАМ-! 14, ЕУ-648/1 (все фирмы «Газелан»), синхронные генераторы переменного тока типов ГСВ, 2ГВ-003, 2ГВ-008, ЭГВ-01.У1.

Генераторы имеют привод от оси колесной пары и выполнены полностью закрытыми. Генераторы устанавливают под вагоном, охлаждение их происходит за счет обдува воздухом при движении поезда. В некоторых конструкциях на вал якоря насаживают вентилятор для более интенсивного охлаждения генератора.

Генераторы фирмы «Газелан». Такими генераторами оборудованы пассажирские вагоны постройки заводов Германии и Польши. Для генераторов постоянного тока с параллельным возбуждением не требуется дополнительного источника электроэнергии для питания цепи возбуждения, а их напряжение мало изменяется при колебаниях нагрузки.

Генераторы с параллельным возбуждением типа 23/07.11 применяются с плоскоременным приводом, типов 23/07.17, 23/07.19, 23/07.21, Р\?-114АВ и ЕУ-648/1 - с редукторно-карданным.

Номинальная мощность генератора типа 23/07 составляет 4,5...4,9 кВт; выходное напряжение 53...65 В при максимальном рабочем токе 70...75 А. Генератор нормально работает при скорости поезда до 160 км/ч и более.

У подвешенного под кузовом вагона генератора (рис. 5.3) винты 3 должны быть всегда затянуты до отказа, что обеспечивает правильное натяжение ремня. Сжатием пружин 4 можно регулировать положение машины.

Генераторы переменного тока. Выпускаемые Рижским и Псковским электромашиностроительными заводами генераторы переменного тока обладают высокой эксплуатационной надежностью. Они имеют номинальную мощность 5,5... 10,0 кВт, выходное напряжение 48...75 В, принимают полную нагрузку при скорости

Схема подвешивания генератора фирмы «Газелан» на раме вагона

Рис. 5.3. Схема подвешивания генератора фирмы «Газелан» на раме вагона:

1 - вертикальное положение; II - наклонное положение; 1 - генератор; 2 - подвеска генератора; 3 - натяжной винт; 4 - пружина; 5 - валик предохранительной скобы; 6 - рама вагона; 7 - рамка натяжных пружин; 8 - натяжной поводок; 9 - предохранительная скоба; 10 - валик подвески 35...40 км/ч и нормально работают при скорости до 160 км/ч и более. У генераторов типов ГСВ-2 и ГСВ-8 привод плоскоременный, у 2ГВ-001 - клиноременный, у 2ГВ-003 - текстропно-ре-дукторно-карданный, у 2ГВ-008 и ЭГВ-01.У1 - текстропно-кар-данный. Генераторы ГСВ-2, ГСВ-8 и 2ГВ-001 установлены под кузовом вагона, а 2ГВ-003, 2ГВ-008 и ЭГВ-01.У1 - на поперечной балке рамы тележки с котловой стороны.

Генератор ГСВ-8А имеет на корпусе коробку с патрубками для ввода приводов. Приливами корпус соединен с переходной стальной отливкой пазами типа «ласточкин хвост» и болтами. Генератор подвешен на валу, вставленном в ушки переходной стальной отливки и отверстия косынок, приваренных к раме вагона. Натяжное устройство приводного ремня состоит из гайки-барашка, винта и пружины.

Поскольку аккумуляторная батарея может заряжаться только постоянным током, генератор устанавливают под вагоном вместе с выпрямителем, который преобразует вырабатываемый генератором переменный ток в постоянный.

В 1973 г. в качестве унифицированного для всех пассажирских вагонов без кондиционирования воздуха отечественного производства и для вагонов постройки заводов Германии принят генератор типа 2ГВ-003. Этот генератор крепится лапами через резиновые амортизаторы к кронштейнам, приваренным к раме тележки. Затем были введены в эксплуатацию другие модификации этого генератора: 2ГВ-003.10, 2ГВ-003.11, 2ГВ-003.12 и 2ГВ-008. Размеры и общая компоновка составных частей генераторов всех модификаций не изменялись. Все генераторы переменного тока работают в комплексе с выпрямительным мостом.

На вагонах с кондиционированием воздуха применяются трехфазные генераторы переменного тока индукторного типа БСО 4435/24/2а38 производства Германии и с 1996 г. - генераторы типа ЭГВ-08.У1 производства Псковского машиностроительного завода. Эти генераторы имеют номинальную мощность 35 кВ • А при номинальном напряжении 116 В.

Электромашинные преобразователи. На вагонах с кондиционированием воздуха при автономной системе электроснабжения устанавливают электромашинные преобразователи. Они представляют собой агрегаты, состоящие из смонтированных в одном корпусе асинхронного трехфазного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, питающегося от внешней сети напряжением 220/380 В или только 380 В, и генератора постоянного или переменного тока со смешанным возбуждением с напряжением на выходе 135... 150 В. Обе машины имеют между собой только механическую связь. Генератор выполняет такую же функцию, как и на вагонах без кондиционирования воздуха, а электродвигатель предназначен для привода генератора при длительных отстоях в парках формирования и оборота, чтобы можно было производить зарядку аккумуляторной батареи и проверять работоспособность всего электрооборудования. Привод генератора при движении вагона осуществляется от средней части оси колесной пары через редуктор, карданный вал и фрикционную муфту сцепления.

На пассажирских вагонах установлены следующие типы элект-ромашинных преобразователей: 2ПВ-001.2 (с синхронным трехфазным генератором переменного тока) - на вагонах постройки отечественных заводов, ОиГЮ-28В - на вагонах постройки заводов Германии, К694Ь/ХР44Ь - на вагонах постройки заводов Венгрии. В двух последних используются генераторы постоянного тока.

Преобразователь типа Б1КЮ-28В (рис. 5.4) представляет собой двухмашинный агрегат, состоящий из электродвигателя трехфазного тока 2 и генератора 3 с переключателем полюсов. Элект-

Электромашинный преобразователь типа ОиСС-28В

Рис. 5.4. Электромашинный преобразователь типа ОиСС-28В:

1 - вал, 2 - электродвигатель трехфазного тока; 3 - генератор постоянного тока

родвигатель и генератор конструктивно объединены в один узел на общем валу 1. Агрегат закрепляют на раме вагона через резиновые амортизаторы.

Общая характеристика и расположение оборудования | Проводник пассажирских вагонов | Аккумуляторные батареи