В упаковке 20 т

Дорогостоящие изделия — ткани, шерсть, обувь, хрусталь, различные приборы — перевозят в мелкой упаковке — тюках, коробках или небольших ящиках. Причем в полувагонах или на платформах такие грузы возить нельзя, потому что под влиянием атмосферных осадков и дорожной пыли они быстро придут в негодность, а то и вовсе потеряются. Для транспортировки этих изделий подходит только крытый грузовой вагон. Однако нетрудно представить, сколько времени уходит на то, чтобы грузовое помещение объемом 120 м3 заполнить, например, коробками с туфлями или телевизорами. И все это время вагоны, которых постоянно не хватает, не только обречены на непроизводительный простой, но еще и занимают путь товарной станции или грузового двора. Железной дороге это явно невыгодно. К тому же следует добавить, что при таком способе перевозки груз подвергают многократным перевалкам, поэтому потребителю рассчитывать на высокое его качество особенно не приходится.

Вот и задумались транспортники над созданием нового вида универсальной упаковки, чтобы свести к минимуму свои издержки от коммерческих операций не в ущерб, конечно, качеству товара. Эта проблема в равной мере волновала не только железнодорожников, но и моряков, речников, не говоря уже об автомобилистах — неизменных посредни ках в перевозках большинства грузов. Такой новой упаковкой стал контейнер.

В СССР идея внедрения контейнерных перевозок зародилась еще в 1918 г., когда были проведены первые эксперименты по созданию грузового вагона со съемным кузовом. Однако практическое развитие контейнеризации в стране относится к 1934 г.: тогда на железнодорожном транспорте открылись первые три контейнерных пункта и поступили в эксплуатацию 60 контейнеров. Через 50 лет парк универсальных контейнеров, принадлежащих только МПС, достиг 1 млн. шт., а специализированных — почти 200 тыс. шт.

Сейчас контейнеры широко используются не только для транспортного обслуживания народного хозяйства внутри страны, но и в международных перевозках, причем с высокой экономической эффективностью. Так, переключение на контейнерные перевозки каждого 1 млн. т грузов дает экономию 3,5—4 млн. руб., при этом высвобождается более 1500 грузчиков, доставка груза ускоряется на 25—30%, а сам контейнер окупается уже через 9 мес эксплуатации. К этому надо добавить, что за счет упрощения упаковки экономится около 26 млн. м3 лесоматериалов, 600 тыс. т стальной ленты, проволоки и гвоздей и около 0,5 млн. м упаковочной ткани.

Конструкторы создали разные виды контейнеров, различающиеся друг от друга специализацией и грузоподъемностью (вместимостью). СССР и другие страны — члены СЭВ приняли решение о совместной эксплуатации универсальных контейнеров массой брутто 2,5, 5, 10, 20 и 30 т, основные параметры и размеры которых соответствуют международным стандартам. Это открывает широкие возможности в развитии прямых и смешанных (железная дорога — автомобиль — море) международных перевозок.

Нередко сейчас можно увидеть поезд, сформированный из удлиненных платформ, загруженных разноцветными большегрузными контейнерами с латинскими надписями и стилизованными символами железных дорог многих стран Европы и Азии. Теперь товары широкого потребления загружают в контейрер на какой-нибудь фабрике в ГДР, а выгружают у порога магазина в любом городе СССР. Многие контейнеры следуют в специальных маршрутах по нашим железным дорогам транзитом с Запада на Восток и обратно из одной граничащей с нами страны в другую.

Специальные платформы для перевозки большегрузных контейнеров не имеют ни бортов, ни пола. По углам рамы этих платформ сделаны устройства — фитинги для фиксирования контейнеров на месте. Не будь фитингов, контейнер при соударении вагонов сполз бы на землю. Этот вид подвижного состава невозможно использовать не по назначению — ведь пола-то у платформ нет.

Для обслуживания и ремонта контейнеров предусмотрены специализированные депо. Побываем в одном из них, где комплексная бригада ремонтирует поточным методом 20-тон-ные металлические контейнеры — отечественные и принадлежащие дорогам других стран (главным образом государств — членов СЭВ).

Каждый поступивший на поточную линию контейнер после очистки и обмывки осматривает мастер для выявления дефектов и повреждений. Далее контейнер подается на позицию правки погнутых элементов, где имеется оригинальная передвижная машина, сконструированная рационализаторами депо. Действующая модель этой машины экспонировалась на ВДНХ. На самоходном портале машины смонтированы «умные» механизмы для выполнения различных работ Одни из них легко кантуют тяжелый контейнер словно это картонная коробка. Другие тут же выправляют погнутые стены, балки, крышу, двери. Сильно поврежденные участки вырезают с помощью газовой горелки.

Затем контейнер попадает на одну из двух конвейерных линий сборочного участка. Приступают к работе слесари и электросварщики. Объем ремонта разных контейнеров неодинаковый: у одного надо лишь заделать небольшую пробоину в стене, у другого — приварить новую крышу или целую секцию стены, у третьего — нижнюю раму. То тут, то там вспыхивают голубые сполохи электросварки, огненной россыпью падают искры, раздается скрип выправляемой металлической обшивки контейнера, зажатого в тисках портала.

Быстрой походкой с металлическим складным метром в руках прошел бригадир. Приблизившись к одному из контейнеров, сделал какие-то замеры и, кивнув сварщику, направился к другим позициям. Над головой плывет мостовой кран. В его кабине одна из лучших машинистов Наталья Юльевна Родионова. Она точно реагирует на сигналы бригадира и стропальщика, мастерски управляет подъемниками. Вот бригадир поднял руку — и спускаются к контейнеру стропы оригинального кантователя. Рабочий быстро укрепляет их в специальных гнездах. Еще сигнал — и контейнер плавно переворачивается с одного бока на другой. Так удобнее осматривать нижнюю раму, приварить вставку или новую балку.

Через несколько минут погасли огни электросварки. Бригадир подошел к пульту управления, нажал кнопку. Раздался троекратный гудок, и через секунду линия пришла в движение — контейнеры поехали к столярам. Здесь вместе с другими хозяйничает классный мастер своего дела ветеран Великой Отечественной войны председатель цехового комитета профсоюза Иван Николаевич Кашкин. Он подмечает малейшие дефекты в деревянном полу, любой ремонт делает сноровисто и на совесть. Закончив свою работу, приходит на помощь другим столярам.

Снова троекратно звучит гудок под сводами цеха — теперь контейнеры перемещаются в окрасочную, а затем в сушильную камеру. Оттуда они выходят сверкающими свежей краской, без единой вмятины, будто новые. Но прежде чем поставить на контейнер номер и соответствующие надписи, его еще испытывают на прочность и влагонепроницае-мость. И лишь когда приемщик МПС подтверждает, что все проверки выдержаны, контейнер отправят по назначению.

В чем же секрет успеха комплексной бригады? Прежде всего — в слаженности действий, доведенной на некоторых этапах до автоматизма, в товарищеской взаимовыручке, в непримиримости к любым нарушениям производственной и трудовой дисциплины. Все 22 человека во главе с бригадиром работают на единый наряд. Зарплату с учетом коэффициента трудового участия (КТУ) распределяет совет бригады, состоящий из лучших рабочих. Совет непримирим к проявлениям халатности, разгильдяйства, бесхозяйственности. Скажем, стали испытывать контейнер на влагонепро-ницаемость, а он вдруг «потек».

— Кто варил крышу?— сердито спросил бригадир.

Рабочие хмурились и молчали. Позвали сварщика.

— Живо исправляй брак!— только и сказал бригадир.

К вечеру в висящем на стене списке членов бригады против фамилии сварщика появились три цифры:— 0,05. Значит, настолько будет уменьшен ему КТУ.

Но чаще в этом списке ставят цифры со знаком плюс — так совет бригады оценивает высокую производительность труда, отличное качество ремонта, дружескую взаимопомощь. Все, кто добивается таких оценок, пользуются особым уважением в коллективе депо. Зато никакой пощады не дают в бригадах лодырям и прогульщикам, позорящим рабочую честь. Злостным нарушителям дисциплины пришлось совсем уйти.

Кроме универсальных контейнеров обычной «закрытой» конструкции, создано немало специализированных. Многие такие контейнеры предназначены для применения в сельском хозяйстве. Одни из них позволят механизировать трудоемкие полевые работы, связанные с внесением минеральных удобрений. Использование других при уборке картофеля, овощей, фруктов даст возможность бесперегрузочной доставки их к местам потребления, благодаря чему резко сократятся потери и улучшится товарный вид сельскохозяйственной продукции.

Опытные перевозки плодоовощей в специальных решетчатых контейнерах на Украине показали, что на каждые 100 тыс. т продукции можно сэкономить 1,59 млн. руб.— высвобождается 758 рабочих-грузчиков, экономится 55,7 тыс. м3 древесины, используемой на изготовление упаковочной тары, сокращаются убытки от порчи груза. Например, потери картофеля при хранении и перевозках в контейнерах снижаются на 14—15%, затраты труда при этом уменьшаются в 2—2,5 раза.

Несомненно, контейнерные перевозки будут и дальше развиваться и совершенствоваться. Их высокая экономическая эффективность даже у скептиков теперь не вызывает сомнения. Но как снизить затраты на пересылку порожних контейнеров к месту загрузки? Ведь не нужно доказывать, что возить воздух даже в самой оригинальной упаковке расточительно. Оказывается, и эта проблема имеет свои решения. Можно, например, сделать контейнер не из металла, а из пластика да еще складывающимся. Это позволит решить сразу несколько задач. С одной стороны, первоначальная стоимость и масса такой тары уменьшаются, ремонтопригодность повысится (приклеил на пробоину накладку — вот и весь ремонт кузова). А с другой—разгрузил контейнер, сложил, как пустой саквояж, уложил стопками по нескольку штук на платформу и отправляй, куда надо.

Аналогичным образом можно организовать перевозку жидких грузов. Для этого надо вместо цистерны использовать большой резиновый баллон. После разгрузки он сам опадет, как спущенная камера велосипедного колеса. Останется только сложить его покомпактнее, увязать в стопку с другими такими же и отправить к месту налива груза. Кстати, в резиновом контейнере можно перевозить и некоторые газообразные вещества.

Перечисленные новшества, конечно, вызовут изменения в технологии технического обслуживания и ремонта контейнеров. Здесь молодым да пытливым умам будет над чем поразмыслить.

Холодильники на колесах | Моя профессия вагонник | Честь служить пассажиру

Добавить комментарий