Кривошипно-шатунный механизм

/ Тепловоз М62 / Кривошипно-шатунный механизм

Коленчатый вал. На дизеле применен литой коленчатый вал (рис. 11) из высокопрочного чугуна с шейками, имеющими азотированную поверхность, обеспечивающую повышение износоустойчивости и усталостной прочности вала. Для уменьшения массы коренные и шатунные шейки коленчатого вала выполнены пустотелыми. Щеки, внутренние полости коренных и шатунных шеек механически не обрабатывают и после очистки покрывают маслостойкой краской. Коленчатый вал имеет шесть шатунных и восемь коренных шеек. Четвертая коренная шейка как наиболее нагруженная отличается от остальных увеличенной длиной. Кривошипы коленчатого вала в соответствии с порядком работы цилиндров развернуты по окружности на угол 60°. Со стороны насосов вал имеет конус, на который насаживают антивибратор.

В отверстии первой коренной шейки и конусного участка вала установлена шлицевая втулка 3, фланец которой крепится к торцу коленчатого вала болтами 2. Положение втулки 3 фиксируется Контрольными штифтами 1, запрессованными во фланец втулки и ступицу антивибратора. Стопорное кольцо 6 препятствует перемещению заглушки 4 и шлицевого вала привода редуктора. Для уплотнения масляной полости первой коренной шейки установлены резиновые кольца 5. Из этой полости масло через канавки а и б в шлицевой втулке и радиальные каналы в конусе вала поступает на трущиеся поверхности антивибратора. Масло для смазки шлицев торсионного вала привода редуктора поступает через отверстие в заглушке 4, установленной в хвостовике шлицевой втулки 3.

Все шейки вала имеют наклонные отверстия, по которым масло из коренных подшипников поступает к шатунным, минуя внутренние полос ти шеек вала. В первой коренной шейке, кроме наклонного, имеется радиальное отверстие, по которому масло из коренного подшипника поступает и во внутреннюю полость этой шейки. Для смазки восьмого коренного подшипника в седьмой коренной шейке имеются радиальные каналы, по которым масло поступает во внутреннюю полость вала, а затем по отверстиям в восьмой коренной шейке - к коренному подшипнику. Для уплотнения масляной полости со стороны фланца отбора мощности на прокладке 8 и резиновых прокладках 13 установлены крышки 7 и 12, закрепленные на валу связью 9 с кольцом 10, ограничивающим вибрацию связи во время работы дизеля.

Коленчатый вал
Рис. 11. Коленчатый вал:

1-штифт; 2 - болт; 3 - шлицевая втулка; 4 - заглушка; 5 - уплотиительное кольцо; 6 -стопорное кольцо; 7, 12 - крышки; 8, 13 - прокладки; 9 - связь; 10 - кольцо; 11 - фланец; 14 - винт; А, Б - поверхности, ограничивающие осевое перемещение вала; а, б - канавки

Между седьмой и восьмой коренными шейками имеются приливы, поверхности Л и Б которых ограничивают осевое перемещение коленчатого вала между упорными кольцами, закрепленными в блоке, гти-линдров, а также фланец 11, к которому крепится разъемная шестерня привода распределительного вала. На фланце отбора мощности установлено уплотнительное кольцо, закрепленное винтами 14. Наружная поверхность кольца имеет градуировку с отметками верхней мертвой точки (в. м. т.) цилиндров.

Антивибратор. Шесть грузов 12 антивибратора (рис. 12) на двенадцати пальцах 14 подвешены к ступице 6. Втулки 10 запрессованы в отверстия ступицы и удерживаются от проворачивания стопорами 3.

Антивибратор
Рис. 12. Антивибратор:

1 7-кольца- 2, 9 -крышки; 3 - стопор; 4 - призоииый болт; 5 - корончатая гайка; 6-ступица; 8 -болт; 10, Л-втулки; 12 - груз; 13 - шпонка; «-палец

В торцы ступицы запрессованы два бронзовых кольца 1 и/для направления грузов*. Для ограничения качания грузов боковые поверхности широкой части ступицы выполнены шестигранными. На одном из торцов шестигранной части ступицы имеются четыре отверстия с резьбой для болтов съемника, а на наружной поверхности ступицы между грузами- два отверстия с резьбой для рыма.

Секторы каждого груза 12 скреплены между собой тремя призонными болтами 4 с корончатыми гайками 5. В каждый сектор запрессованы две втулки 11. Пальцы 14 удерживаются крышками 9 и 2, прикрепленными к сектору груза четырьмя болтами 8 каждая. Масло к каждому пальцу и боковым поверхностям грузов подводится через радиальные и наклонные каналы в ступице.

Шатуны. Главные шатуны 3 (рис. 13) работают з правом ряду цилиндров, прицепные 6 - в левом. Шатуны соединены между " собой пальцем 9, который устанавливается в проушинах нижней головки _ .•"лавного шатуна и фиксируется коническим разводным штифтом 8.

Шатуны изготовлены из высококачественной легированной стали. Стержни шатунов имеют двутавровое сечение с утолщением в средней части для масляного канала. В верхние головки обоих шатунов запрессованы стальные втулки 4 с тонкослойной заливкой свинцовистой 'ронзой. Для обеспечения смазки пальца поршня втулки имеют на нутренней поверхности двенадцать спиральных канавок, из них три нижние канавки-сквозные. Масло к спиральным канавкам подается через радиальные каналы во втулках. В расточку нижней головки прицепного шатуна запрессована стальная втулка 7 с тонкослойной заливкой свинцовистой бронзой. В нижней головке прицепного шатуна и во втулке сделана прорезь для размещения средней опоры пальца. На внутренней поверхности втулки имеются четыре спиральные канавки, к которым через радиальные каналы подводится масло..

Шатуны
Рис. 13. Шатуны:

1 - крышка; 2 - болт; 3 - главный шатун; 4 - втулка; 5 - канал; б - прицепной шатун; 7 -втулка-« - штифт; 9 - палец; 10- верхний вкладыш- Л -1 замок; 12 - нижний вкладыш; Л - полость- Б В - каналы; Г - отверстие; Д - прорезь

Нижняя головка главного шатуна имеет крышку 1, которая крепится к стержню четырьмя шатунными болтами 2. Плоскости разъема головки имеют зубчатую нарезку, надежно фиксирующую обе половины от поперечных смещений. Нижняя головка главного шатуна имеет верхний 10 и нижний 12 стальные вкладыши, залитые тонким слоем свинцовистой бронзы. Для лучшей приработки вкладышей к коленчатому валу- поверх свинцовистой бронзы наносится слой свинцовистого сплава толщиной 0,020 - 0,025 мм. Положение вкладышей фиксируется замками 11, входящими в соответствующие углубления, в крышке и в нижней головке главного шатуна. Верхний и нижний вкладыши между собой не взаимозаменяемы. Нижний вкладыш отличается от верхнего широкой проточкой в средней части внутренней поверхности и четырьмя отверстиями для перетока масла. Одноименные вкладыши взаимозаменяемы. Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим из коренных подшипников через каналы, просверленные в коленчатом валу. Часть масла из шатунного подшипника через отверстия в нижнем вкладыше поступает в полость А крышки нижней головки и через канал Б, соединенный с отверстием в стержне, - к головному подшипнику главного шатуна. Масло в каналы прицепного шатуна перетекает по каналу В, отверстию Г в пальце 9 и прорези Д во втулке 7. Часть масла из прорези Д идет на смазку и охлаждение прицепного подшипника, а часть по каналу 5 в стержне - к головному подшипнику прицепного шатуна.

Поршень. Головка поршня (рис. 14) изготовлена из стали и имеет на боковой наружной поверхности четыре канавки для- компрессионных колец 11 и 18. Поверхность камеры сгорания головки полируется и хромируется. Форма днища поршня обеспечивает!наиболее полное сгорание топлива. Опорный бурт 12 головки поршня передает на тронк поршня и вставку усилия от давления газов. Тронк поршня изготовлен из чугуна и имеет на наружной поверхности две канавки для масло-съемных колец 1. Цилиндрическая часть тронка для улучшения при-рабатываемости покрыта слоем олова. Головка поршня прикреплена к опорному бурту 13 тронка четырьмя болтами 14.

Вставка 15 поршня изготовлена из алюминиевого сплава. Положение вставки в поршне фиксируется двумя опорными поясами в верхней и нижней части. Осевое перемещение вставки ограничивается пружинным стопорным кольцом 2, установленным в кольцевую проточку тронка поршня. Прокладки 8 я 19 предназначены для регулирования величины линейного сжатия. Прокладка 8 установлена сверху стальной прокладки 19. Положение прокладок относительно вставки зафиксировано винтом 7.

Поршень
Рис. 14. Поршень:

1 - м-аслосъемное кольцо; 2 - стопорное кольцо; 3, 7 - винты; 4 - поршневой палец; 5 -втулка; 6 - стакан; 8, 19 - прокладки; 9 - бронзовый поясок; 10 - головка; 11, 18 - компрессионные кольца; 12 - опорный бурт головки; 13 - опорный бурт тронка; 14 - болт; 15 - вставка; 16 - тронк; 17-пружина; А, Б, В - полости; г, д - каналы; е, ж - отверстия

Поршневой палец'4 - плавающего типа, полый, изготовлен из легированной стали. Палец установлен в стальных втулках 5, имеющих заливку из свинцовистой бронзы. Втулки 5 стопорятся в бобышках вставки винтами 3. Осевое перемещение пальца ограничивает внутренний пояс тронка поршня.

В первую канавку поршня установлено кольцо 11, изготовленное из высокопрочного чугуна с хромированной рабочей поверхностью. Во вторую, третью и четвертую канавки - кольца 18, изготовленные из легированного чугуна, имеющие наклонную'поверхность на верхнем торце. На наклонном торце маркировано «Верх» - для правильной установки кольца в ручей. Компрессионные кольца 18 на трущейся поверхности имеют бронзовый поясок 9, закатанный в канавку кольца. На рабочей поверхности 2, 3 и 4-го колец выполнена винтовая канавка, которая после лужения заполнена смесью дисульфида молибдена и лака. Маслосъемные кольца 1 с прямым замком изготовлены из легированного чугуна. Масло, снимаемое кольцами с зеркала втулки, при движении поршня вниз стекает по отверстиям в картер дизеля.

Поршень охлаждается маслом, поступающим из верхней головки шатуна. Масло в полость А вставки перетекает через стакан 6, плотно прижатый к верхней головке шатуна пружиной 17. Из масляной полости А по каналу г масло поступает в полость Б, охлаждает днище поршня, после чего по отверстиям е перетекает в полость В, охлаждает пояс компрессионных колец и по каналам д во вставке поршня - в картер дизеля.

Узлы остова дизеля | Тепловоз 2М62 | Система воздухоснабжения