Компрессор

/ Тепловоз М62 / Компрессор

Устройство и работа. Компрессор КТ7 - двухступенчатый, трехцилиндровый, поршневой, с воздушным охлаждением, оборудован устройством для перехода на холостой ход. Режим работы - повторно-кратковременный с отношением времени работы под нагрузкой ко времени работы на холостом ходу 1:3. Время работы под нагрузкой не должно превышать 15 мин. Корпус литой, чугунный с четырьмя лапами для крепления компрессора. Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой, в которой установлен один из подшипников коленчатого вала и резиновая манжета или кожаный сальник. По бокам в корпусе имеются два люка для доступа к деталям внутри корпуса. К корпусу на шпильках крепятся три чугунных цилиндра с ребрами (для увеличения поверхности охлаждения), расположенными в одной вертикальной плоскости под углом 60° друг к другу. Боковые цилиндры являются цилиндрами I ступени, средний-II ступени.

Коленчатый вал - стальной, штампованный, с двумя балансирами, вращается на двух шариковых подшипниках № 318, имеет систему каналов для прохода смазки. Для улучшения динамических качеств компрессора на основные балансиры коленчатого вала установлены два съемных дополнительных балансира, каждый из которых крепится двумя винтами. Винты стопорятся шплинтами. В торец коленчатого вала запрессована втулка с квадратным отверстием для привода масляного насоса.

Узел шатунов состоит из одного главного и двух прицепных шатунов. Главный шатун и его головка неподвижно соединены между собой пальцами. Прицепные шатуны шарнирно присоединены к головке при помощи пальцев. В шатуны запрессова'ны"бронзовые втулки. ■ Головка шатунов - разъемная. Съемная крышка растачивается вместе с головкой и крепится к ней при помощи четырех шпилек. В головке шатунов установлены два тонкостенных стальных вкладыша, залитых баббитом. Вкладыши плотно удерживаются в головке шатунов за счет натяга и дополнительно стопорятся штифтом, который запрессовывается в крышку головки шатунов. Между головкой шатунов и крышкой имеются регулировочные прокладки. Величина натяга зависит от толщины пакета прокладок. Номинальная толщина пакета прокладок с каждой стороны равна 1 мм. Одна прокладка - толщиной 0,7 мм и три - по 0,1 мм. Узел шатунов имеет систему каналов для прохода смазки к верхним головкам шатунов.

Литые поршни присоединяются к верхним головкам шатунов при помощи поршневых пальцев плавающего типа. На каждом поршне установлены четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионных, два нижних- маслосъемные.На поршнях имеются отверстия и проточки (ниже маслосъемных колец), предназначенные для отвода смазки, снятой кольцами с зеркала цилиндров, внутрь поршней.

К верхним фланцам цилиндров на шпильках крепятся клапанные коробки, аналогичные по конструкции у цилиндров I и II ступеней. Корпуса коробок - чугунные с ребрами для увеличения площади охлаждения. Внутренняя полость каждой коробки разделена на две части: в одной установлен нагнетательный клапан, а в другой - всасывающий. Клапаны - самодействующие пластинчатые, кольцевые.

Всасывающий и нагнетательный клапаны аналогичны по своей конструкции. Клапан состоит из седла с кольцевыми окнами, перекрываемыми большой и малой кольцевыми пластинами. Каждая пластина прижимается к седлу тремя пружинами, установленными в гнездах упора, ограничивающего ход пластин, равный 2,5 мм. Седло и упор соединены шпилькой и гайкой, стопорящейся шплинтом. Пружины - ленточные, конические, одинаковые по размерам и жесткости для всасывающих и нагнетательных клапанов (от 0,55 до 0,75 кгс при сжатии, до 8 мм). Пружины не маркируются. Нагнетательный клапан крепится упорным болтом, который прижимает клапан к корпусу коробки через упор. Упорный болт ввертывается в крышку и стопорится контргайкой. Всасывающий клапан крепится с помощью трех болтов, прижимающих клапан к корпусу коробки через стакан. Болты ввертываются в крышку и стопорятся контргайками. Под каждый клапан ставится уплотнительная медная прокладка под крышки ставятся паронитовые прокадки. Каждая клапанная коробка компрессора имеет разгрузочное устройство, подвижные части которого перемещаются вниз под воздействием воздуха, поступающего от регулятора через трубопровод на компрессоре в пространство над поршнем или упором всасывающего клапана. Выключение клапана происходит вследствие отжатия пластин от седла упором. При выключении всасывающих клапанов сжатие воздуха прекращается и компрессор переходит на холостой ход. Работой компрессора управляет пневматический регулятор. После сжатия в цилиндрах I ступени воздух для охлаждения поступает в холодильник компрессора, который состоит из двух секций верхнего коллектора и двух нижних коллекторов, имеющих краники для слива конденсата. В средней части верхнего коллектора имеется патрубок, соединяющийся с клапанной коро5кой II ступени,

Воздух, всасываемый компрессором, очищается в двух воздушных фильтрах, установленных на клапанных коробках цилиндров I ступени. Фильтрующими элементами в них являются капроновое волокно и войлочный чехол или проволочная сетка, смоченная в масле. Для ограничения давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан, отрегулированный на давление 4,5 кгс/сма (0,44 МПа). Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором, установленным на кронштейне и приводящимся во вращение клиновым ремнем от шкива на муфте привода компрессора. В кронштейн, имеющий продольный паз, ввертывается болт для регулирования натяжзния ремня. Ремень должен быть подтянут так, чтобы при приложении усилия, равного 3 кгс (29,44 Н), к середине ремня величина прогиба а (см. рис. 154) находилась в пределах 19-24 мм для нового ремня и 28-33 мм-для ремня, бывшего в употреблении. Две цельноштампо-ванные лопасти вентилятора, заключенные в предохранительный кожух с сеткой, вращаются на двух шарикоподшипниках № 202.

Система смазки компрессора - комбинированная: под давлением смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масло заливается в картер компрессора через отверстие в боковой крышке, закрываемое пробкой (или через патрубок сапуна). Уровень масла контролируется маслоуказателем автомобильного типа. Масло очищается в масляном фильтре. Сливается масло из картера через отверстия, расположенные с двух сторон картера и закрываемые пробками. Смазка подается масляным насосом лопастного типа, по конструкции аналогичного масляному насосу заднего распределительного редуктора. Из картера масло засасывается насосом через сетчатый масляный фильтр. К трущимся поверхностям масло подводится по системе каналов в коленчатом вале и шатунах. Избыток масла через редукционный клапан, расположенный на крышке насоса, по каналам в крышке, корпусе, наклонным отверстиям во фланце и корпусе компрессора сливается в картер компрессора. Редукционным кла-_ паном регулируется давление масла, подаваемого насосом. Работа системы смазки контролируется по показаниям манометра, перед которым установлен кран для отключения. Для устранения колебаний стрелки манометра (вследствие пульсирующей подачи масла насосом) в узле манометра имеется воздушный резервуар, а в штуцере, соединяющем резервуар с масляным насосом, просверлено отверстие диаметром 0,5 мм. Внутренняя полость корпуса компрессора сообщается с атмосферой через сапун, имеющий клапан и фильтрующую набивку из капронового волокна.

Техническая характеристика компрессора КТ7