Двухмашинный агрегат

/ Тепловоз М62 / Двухмашинный агрегат

Вспомогательный генератор типа ВГТ 2751120 и возбудитель типа В-600 образуют двухмашинный агрегат типа А-706А (рис. 86). Вспомогательный генератор служит для питания цепей собственных нужд и подзаряда аккумуляторной батареи. Возбудитель питает независимую обмотку тягового генератора. Вспомогательный генератор обеспечивает номинальную мощность на всех позициях штурвала контроллера машиниста, при этом напряжение поддерживается 75 В регулятором напряжения. На 1-й позиции (минимальная частота вращения вала дизеля) вспомогательный генератор наиболее нагружен в тепловом отношении, поэтому производительность вентилятора определяете^ этим режимом и должна обеспечивать допустимый перегрев обмоток и его частей. При максимальной рабочей частоте вращения вала дизеля вспомогательный генератор наиболее напряжен в коммутационном отношении.

Таблица 8-

В числителе для щеток ЭГ-14, а в знаменателе ЭГ-i

Возбудитель должен обеспечить длительную работу тягового генератора в рабочем диапазоне внешней характеристики генератора. Номинальная мощность возбудителя выбирается равной или большей мощности, требуемой для возбуждения тягового генератора в точке максимального напряжения. Технические характеристики возбудителя и вспомогательного генератора приведены в табл. 8.

Схема внутренних соединений обмоток вспомогательного генератора изображена на рис. 87, а возбудителя - на рис. 88. Полярность полюсов и полярность щеток на коллекторе показана для обозначенных на рисунках направлений протекания тока и направления вращения. Соединение обмоток полюсов - последовательное. Вспомогательный генератор и возбудитель представляют собой шестиполюсные машины постоянного тока. Если главных полюсов на каждой из машин установлено шесть, то добавочных на возбудителе - четыре, а на вспомогательном генераторе - пять. Вентилятор охлаждающего воздуха отлит из алюминиевого сплава и закреплен болтами на ступице. Потоки охлаждающего воздуха поступают через нижние коллекторные люки возбудителя и вспомогательного генератора, проходят двумя параллельными струями между полюсами и через якорь и выбрасываются наружу через вентиляционные люки.

Рис. 86. Двухмашинный агрегат А-706А:

I, 10 - крышки коллекторных люков; 2 - сердечник якоря; 3 - магнитопровод (станина) возбудителя; 4 - главный полюс возбудителя; 5 - вентилятор; 6 - магнитопровод (станина) вспомогательного генератора; 7 - главный полюс вспомогательного генератора; 8 - бандаж якоря; 9 - щеткодержатель коллектора;, 11 - щеткодержатель контактных колец; 12 - контактное кольцо; 13 - подшипниковый узел

Якоря возбудителя и вспомогательного генератора собраны на общем валу. Число коллекторных пластин, число пазов, размеры паза, длина сердечников, размеры обмотки якорей обеих машин одинаковы. Сердечники якорей набраны из выштампованных листов электротехнической стали, имеющих пазы и вентиляционные каналы. Листы спрессованы между нажимной шайбой и корпусом коллектора. Коллекторы изготовлены на прессованной пластмассе. Втулка коллектора вспомогательного генератора удлинена и на ней размещены два контактных кольца, соединенных с двумя коллекторными . пластинами, расположенными на расстоянии полюсного деления. Контактные кольца выполнены из бронзы и служат для отбора небольшой мощности переменного тока для питания приборов термокомплекта дизеля.

Рис. 87. Схема внутренних электрических соединений вспомогательного генератора ВГТ 2751120 (вид со стороны коллектора):

Ш1, Ш2 - обмоткн параллельного возбуждения; Я1, ЯЇ - обмоткн якоря

Рис. 88. Схема внутренних электрич* ких соединений возбудителей В-600 (ви со стороны коллектора):

Я1, Н2 - обмотка независимого возбужденн НЗ, Н4 - обмотка размагничивающая; Я Я2 - обмотка якоря

Таблица 9

* Для вспомогательного генератора.

Обмотка якоря выполнена с изоляцией класса В. В пазовой и лобовой частях она удерживается стальным проволочным бандажом. Якорь динамически отбалансирован грузами со стороны обоих коллекторов. Подшипниковые узлы - капсульного типа. Капсула прикреплена к станине при помощи кольца и болтов. Шарикоподшипник со стороны привода является упорным п его внутреннее и наружное кольца зажаты крышками капсул. Наружное кольцо шарикоподшипника со стороны свободного конца вала имеет возможность свободно перемещаться в капсуле в осевом направлении. Это компенсирует изменения по длине агрегата, а также позволяет исключить влияние допусков на работу шарикоподшипника.

Для токосъема служат шесть щеткодержателей, равномерно закрепленных на пластмассовой траверсе. Траверса перемещается в тангенциальном направлении при установке нейтрали и жестко прикреплена болтами к бобышкам станины. Пластмассовая траверса является одновременно изолятором между щеткодержателями разной полярности и корпусом агрегата. Щеткодержатели закреплены на траверсе болтами, а радиально расположенные отверстия в траверсе позволяют регулировать зазор между коллектором и корпусом щеткодержателя по мере износа коллектора.

Корпус агрегата состоит из магнитопроводов (станин) возбудителя и вспомогательного генератора. Станины возбудителя и вспомогательного генератора выполнены из стали с низким содержанием углерода и соединены посередине. На станинах закреплены главные и добавочные полюсы. Добавочные полюсы возбудителя и вспомогательного генератора одинаковы по конструкции и взаимозаменяемы. Сердечник добавочного полюса отлит из стали с малым содержанием углерода. На сердечник насажена катушка и залита эпоксидным компаундом (изоляция класса «В»).

Сердечники главных полюсов набраны из штампованных листов определенной конфигурации, стянутых заклепками. Листы полюсов не покрыты лаком. Для полюсов агрегата применяется обычная малоуглеродистая сталь толщиной 2 мм. На главных полюсах расположены катушки с изоляцией класса В, причем на главных полюсах вспомогательного генератора размещена одна обмотка параллельного возбуждения, а на главных полюсах возбудителя - независимая обмотка возбуждения и обмотка управления. Катушки главных полюсов уплотнены по высоте пружинными рамками, которые размещены между катушкой и башмаками полюсов. Пружинные рамки на полюсах предохраняют изоляцию от истирания при возможных ослаблениях катушек из-за усадок изоляции. Основные технические данные обмоток полюсов и якоря возбудителя и вспомогательного генератора приведены в табл. 9.

| Тепловоз 2М62 | Синхронный подвозбудитель ВС-652