Водяная система тепловоза

/ Тепловоз М62 / Водяная система тепловоза

В водяной системе применяется конденсат или пресная кипяченая и отстоянная вода без механических примесей с добавлением к ней антикоррозионных присадок. Вода охлаждает втулки, крышки цилиндров дизеля, турбокомпрессора, а в теплообменнике - масло, идущее на смазку дизеля. Для обеспечения этого водяная система выполнена двухконтурной: в первом контуре циркуляции вода охлаждает детали дизеля и передает тепло воздуху, проходя в радиаторных секциях левого ряда холодильной камеры; во втором контуре циркуляции вода в теплообменнике охлаждает масло дизеля, а сама охлаждается воздухом, проходя в радиаторных секциях правого ряда холодильной камеры.

Оба контура полностью заполнены водой и через расширительный водяной бак, который расположен в верхней части холодильной камеры, соединены с атмосферой. Бак вертикальной перегородкой разделен на две емкости, одна из которых соединена с первым контуром циркуляции, другая - со вторым. Образование воздушных и паровых пробок в системе исключено, так как паро-воздушная смесь отводится по трубкам в водяной бак из самых высоких мест трубопровода. Циркуляция воды в каждом контуре обеспечивается самостоятельными центробежными водяными насосами, навешенными на дизель.

Заправка системы водой и слив ее может производиться через заправочные (сливные) трубы любого контура, так как перегородка в водяном баке внизу имеет вырез, соединяющий обе емкости. Кроме, того, систему можно заправить через заливную горловину водяного бака. Появление воды из вестовой трубы свидетельствует о полностью заправленной системе. В холодное время года систему заливают подогретой водой, что предохраняет ее от размораживания и улучшает условия пуска дизеля. Чтобы исключить неравномерность охлаждения деталей дизеля, воду сливают при температуре 40-50° С. После слива воды для окончательного удаления водовоздушной смеси систему продувают сжатым воздухом. Для этого отсоединяют пароотводные трубки, идущие к водяному баку, а к их штуцерам подводят сжатый воздух. Кроме того, на обеих блоках дизеля отвертывают заглушки и через эти отверстия продувают сжатым воздухом водяную полость дизеля. Для слива воды из водяных насосов вывертывают нижние пробки на их корпусах, а затем, отвернув пароотводные трубки насосов, через штуцера продувают сжатым воздухом их водяные полости.

Контур охлаждения дизеля - первый контур циркуляции (рис. 57). Кроме основного назначения - охлаждения деталей дизеля, горячая вода этого контура используется в холодное время года в подогревателе топлива, для подогрева воды в бачке умывальника и в калориферах для отопления кабин машиниста. Циркуляция воды в контуре создается центробежным насосом 15, который засасывает охлажденную воду из левого ряда секций холодильной камеры и под давлением нагнетает в два водяных коллектора дизеля, откуда вода поступает на охлаждение втулок, крышек цилиндра и турбокомпрессоров. Далее горячая вода поступает в левый ряд радиаторных секций холодильной камеры, где, протекая по ним, охлаждается потоком воздуха.

Вода, охлажденная в секциях холодильной камеры, направляется снова в дизель. От трубы выхода горячей воды из дизеля выведена пароотводная трубка в водяной бак. Часть горячей воды после дизеля при открытом вентиле 12 отводится к подогревателю 13 и, подогрев топливо, направляется по трубопроводу во всасывающую трубу водяного насоса. Для отвода пара и воздуха из водяной полости подогревателя топлива установлена пароотводная трубка, соединяющая эту полость с трубопроводом. Из правого водяного коллектора дизеля (правый ряд цилиндров) часть горячей воды при открытом вентиле 27 поступает в нагревательную секцию отопительно-вентиля ционной установки передней кабины, а при открытом вентиле 26 - в патрубок, вмонтированный в бачок умывальника 18, на подогрев во ды. Охлажденная в нагревательной секции вода направляется чере: вентиль 25 во всасывающую трубу водяного насоса 15. В нагрева тельную секцию отопительно-вентиляционной установки задней ка бины машиниста горячая вода поступает при открытом вентиле 4 а охлажденная через вентиль 39 - во всасывающую трубу водяной насоса 15. Для выпуска паровоздушной смеси из нагревательны; секций служат краны 20 и 42. Часть горячей воды, поступающее в отопительно-вентиляционную установку задней кабины, при бтк рытых вентилях 6 и 38 подается на терморегулятор 7 автоматической привода гидромуфты вентилятора, откуда через вентиль 38- во вса сывающую трубу водяного насоса 15. Терморегулятор 7 управляє работой левых жалюзи холодильной камеры и подает сигнал на сер вомотор, который через гидромуфту устанавливает требуемую частот; вращения вентилятора холодильной камеры. Таким образом, авто матически поддерживается необходимая температура воды в контур охлаждения дизеля.

Для контроля за работой контура охлаждения дизеля на труб выхода горячей воды из дизеля установлены два датчика электричес ких термометров, указатели которых расположены на пультах управ ления передней и задней кабин. Кроме того, на пульте каждой ка бины установлено по одному указателю электротермометров, которы используются для контроля температуры в контуре ведомого локомс тива при сочленении тепловозов. К этим указателям подключают ся датчики указателей сочленяемых кабин, в пультах управлени этих кабин путем соответствующего переключения - вставки штеп сельного разъема. В контуре на выходе из дизеля должна поддер живаться рабочая (нормальная) температура воды в пределах 75-85° С, максимально допускаемая температура - 90° С. Для боле точного замера температуры воды во время испытаний и регулировок а также для контроля показаний электрических термометров на тру бе, отводящей воду из дизеля, установлен «карман 16 ртутного термо метра.

Чтобы предупредить перегрев воды, что недопустимо для узло дизеля, установлено термореле 17, смонтированное в одном корпус с термореле масла, которое автоматически снимает нагрузку с дизел. при достижении температуры воды на выходе из дизеля 92-95° С

Вентили 4, 6, 25, 27, 38 и 39 позволяют ремонтировать и заменят узлы отопительно-вентиляционных установок и терморегулятор без слива воды из системы.

Контур охлаждения масла дизеля - второй контур циркуляци (см. рис. 57). Назначение этого контура - охлаждение масла де зеля в теплообменнике. Циркуляция воды в контуре создается цент робежным насосом 33, который засасывает воду из правого ряда секци 3 холодильной камеры и под давлением нагнетает ее в теплообменни масла 31. Вода в теплообменнике, проходя по трубкам, вокруг кс торых циркулирует масло, охлаждает его и далее направляете в правый ряд секций холодильной камеры. Вода, протекая по трубкам радиаторных секций, охлаждается и охлажденная поступает вновь во всасывающую полость циркуляционного насоса 33. От верхней точки трубы выхода горячей воды из теплообменника выведена пароотводная трубка в водяной бак. Для выпуска воздуха из водяной полости теплообменника на крышке его установлен штуцерный (игольчатый) вентиль 28. 'Для слива воды из теплообменника служит кран 29.

Вода в радиаторных секциях холодильной камеры охлаждается открытием жалюзи и увеличением частоты вращения вала вентилятора, что обеспечивается автоматически в зависимости от температуры масла.

Температура воды до и после теплообменника при необходимости может замеряться ртутными термометрами, для чего на трубопроводе установлены карманы.

Бак для воды. Водяной расширительный бак (рис. 58) предназначен для пополнения системы водой при испарении и утечках, а также для сообщения системы с атмосферой. Бак установлен в люке крыши над холодильной камерой и внешний его лист 5 является частью . крыши.

Бак изготовлен из двух гнутых листов, образующих днище и торцовые стенки. Листы сварены по ребру днища. К ним приварены боковые стенки, имеющие в верхней части приварные уголки. Перегородкой 10 бак делится на две емкости объемом 140 и 60 л. Перегородка имеет у дна бака вырез, соединяющий обе емкости и выравнивающий уровни воды в емкостях. Вторая перегородка 9 вварена для жесткости и имеет большой вырез. На отбуртовку перегородок и уголки боковых стенок ложится верхний лист и приваривается к стенкам по всему контуру бака. По периметру бака приварена рамка 3, горизонтальная полка которой имеет отверстия для крепления бака на люке крыши холодильной камеры. К рамке приварены четыре скобы 1 для установки и снятия бака. Так как верхний лист выходит наружу тепловоза, то на нем уложены термоизоляционные пакеты 4, которые закрыты внешним листом, приваренным к рамке.

В верхний лист бака вварены заливная горловина 2, закрытая колпаком, и атмосферная труба 6, нижний конец которой вварен в днище бака и имеет штуцер. К этому штуцеру крепится вестовая (сливная) труба. В днище бака вварены штуцера 7 и 16, к которым подсоединены подпиточные трубы, сообщающие большую емкость бака с контуром охлаждения дизеля, меньшую - с контуром охлаждения масла дизеля. Через штуцера 8 и 17 в бак из системы отводится пароводяная смесь. Пароотводные трубки внутри бака на концах имеют отражатели, препятствующие попаданию смеси в атмосферную трубу и другие участки бака.

К штуцерам 11 и 12 крепится водомерное стекло 15 для контроля уровня воды в баке. Между стеклом и баком установлен вентиль 14, а для слива воды из стекла - кран 13. .Кроме того, вентиль 14 и кран 13 используются при проверке показаний водомерного стекла. В этом случае при закрытом вентиле 14 сливается вода из стекла, а затем стекло вновь сообщается с баком. Если уровень воды в стекл восстановится прежним, то его показания считаются правильным!

{ Рис. 58. Бак для воды:

і 1 - скоба; 2 - заливная горловина; 3 - рамка; 4 - термоизоляционный пакет; 5- внешний лист; 6 - атмосферная труба; 7, 8, 11, 12, 16, 17 - штуцера; 9, 10 - перегородки; 13 ~ кран; 14 - вентиль; 15 - водомерное стекло

На некоторых тепловозах водяные баки оборудуются датчик; ми - реле уровня воды. Для этого на передней торцовой стенке бак предусматривается отверстие, куда вваривается фланец ограждени поплавка, к которому и крепится болтами датчик-реле уровня. Дат чик-реЛе уровня контролирует нижний уровень воды в баке. Он устг новлен так, чтобы буква Н, нанесенная на фланце, была вверху. Пр достижении нижнего уровня воды в баке (125 мм над днищем б'акг датчик-реле срабатывает и на пульте управления загорается лак почка.

При сливе воды из системы, чтобы предупредить поломки детале датчика от тряски, предусматривается фиксация положения поплэе ка установкой стопорного винта датчика в положение транспорта ровки.

Промывка водяной системы. При применении в качестве присадк: к охлаждающей воде имульсолов присадка с течением времени може отлагаться на охлаждаемых поверхностях и в радиаторных секциях что ухудшает теплоотдачу и приводит к перегреву дизеля. Для пре дупреждения этого систему периодически промывают в следующеі порядке: заправляют систему водой без присадки; пускают дизел и работают в течение 30-40 мин; останавливают дизель и сливают вс ду; предыдущую операцию проводят 2-3 раза до тех пор, пока ели ваемая вода не станет чистой; окончательно промывают систему ох лаждения водой с противокоррозионной присадкой путем работы ди зеля в течение 1 ч; охлаждающую воду с присадкой из системі сливают; заправляют водяную систему охлаждающей водой с при садкой.

Топливная система тепловоза | Тепловоз 2М62 | Масляная система тепловоза