Инструкция 109. О порядке списания пришедших в негодность объектов основных средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

(ОАО "РЖД")

23 июля 2004 г. N 109

ПРИКАЗ

Об утверждении Инструкции о порядке списания

пришедших в негодность объектов основных средств

открытого акционерного общества

"Российские железные дороги"

В целях установления единого порядка списания пришедших в негодность объектов основных средств ОАО "РЖД" для филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД":

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке списания пришедших в негодность объектов основных средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

2. Руководителям и главным бухгалтерам филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить списание пришедших в негодность объектов основных средств ОАО "РЖД" в порядке, установленном Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность объектов основных средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на вице-президента ОАО "РЖД" Андреева Ф.Б.

Президент ОАО "РЖД"

Г.М.Фадеев

УТВЕРЖДЕНА

приказом ОАО "РЖД"

от 23.07 2004 г. N 109

Инструкция

о порядке списания пришедших в негодность объектов

основных средств открытого акционерного общества

"Российские железные дороги"

1. Общие положения

1.1. Инструкция о порядке списания пришедших в негодность объектов основных средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее — ОАО "РЖД") разработана в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7, Учетной политикой открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденной приказом ОАО "РЖД" от 23 декабря 2003 г. N 34, планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" и инструкцией по его применению.

1.2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок списания объектов основных средств ОАО "РЖД", определяемых в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, и распространяется на филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД".

2. Порядок списания пришедших в негодность

объектов основных средств ОАО "РЖД"

2.1. Списанию с бухгалтерского учета подлежит стоимость зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к объектам основных средств, пришедших в негодность:

а) вследствие морального и физического износа;

б) вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

в) по другим причинам.

Объекты основных средств подлежат списанию только в случаях, когда по заключению комиссии по списанию объектов основных средств (далее — комиссия), созданной в соответствии с пунктом 2.2 настоящей Инструкции, восстановить их невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть переданы другим филиалам или структурным подразделениям ОАО "РЖД" либо реализованы сторонним организациям или физическим лицам.

2.2. Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, возможности и эффективности их восстановления, а также оформления документации при выбытии указанных объектов приказом руководителя филиала или другого структурного подразделения ОАО "РЖД" создается комиссия, в состав которой входят следующие должностные лица: главный инженер или заместитель руководителя (председатель комиссии); начальники соответствующих подразделений; главный бухгалтер (бухгалтер); лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

При установлении непригодности паросиловых установок, подъемных, воднотранспортных, автотранспортных и других объектов основных средств, контролируемых государственными инспекциями, для участия в работе комиссии приглашаются представители соответствующих инспекций, которые дают письменное заключение о состоянии списываемых объектов основных средств.

2.3. В компетенцию комиссии входит:

осмотр объектов основных средств, подлежащих списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, возможности и эффективности их восстановления;

установление причин, послуживших основанием для списания объектов основных средств (физический и моральный износ, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, нарушение условий эксплуатации и другие причины);

выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное списание объектов основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;

определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемых объектов основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;

определение количества и веса списываемых в составе объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, осуществление контроля за их изъятием и передачей на соответствующий склад;

составление актов о списании объектов основных средств (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию).

2.4. По результатам проверки комиссия составляет акты о списании объектов основных средств по унифицированным формам первичной учетной документации по списанию объектов основных средств, утвержденным постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств":

N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)";

N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств";

N ОС-46 "Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)".

2.5. В акте о списании объектов основных средств по формам N ОС-4, ОС-4а, ОС-46 указываются: наименование объекта основных средств, инвентарный и заводской номер, дата принятия к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, фактический срок эксплуатации, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, остаточная стоимость, причины выбытия и их обоснование, состояние объектов основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указываются даты последнего капитального ремонта, снятия с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция), пробег автомобиля с начала эксплуатации и после последнего капитального ремонта, техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля, а также определяется возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов.

В актах о списании вышедших из строя оборудования и других объектов основных средств, имеющих в своем составе драгоценные материалы (драгоценные металлы, драгоценные камни и другие драгоценные материалы), должен быть указан первоначальный вес драгоценных, материалов, а также вес, по которому они должны быть оприходованы на склад (в кладовую). Данные о содержании драгоценных материалов в объектах основных средств указываются в технических паспортах и инвентарных карточках учета основных средств.

При списании объектов основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагается копия акта об аварии, а также указываются причины, вызвавшие аварию, и меры, принятые в отношении виновных лиц, если таковые имеются.

2.6. Акты о списании объектов основных средств составляются в двух экземплярах, подписываются всеми членами комиссии и утверждаются в порядке, установленном в пункте 2.7. настоящей Инструкции.

Первый экземпляр утвержденного акта о списании объектов основных средств передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания объектов основных средств.

При списании автотранспортных средств акты формы N ОС-4а составляются в трех экземплярах. Первый экземпляр утвержденного акта передается в Госавтоинспекцию для снятия с учета автотранспортных средств. Второй экземпляр с документом, подтверждающим снятие автотранспортных средств с учета в Госавтоинспекции, передается в бухгалтерию, третий — остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей и металлолома, оставшихся после разборки автотранспортных средств.

2.7. Списание пришедших в негодность объектов основных средств производится в следующем порядке:

2.7.1. Списание объектов основных средств (кроме недвижимого имущества и железнодорожного подвижного состава), числящихся на балансе структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД", осуществляется указанными подразделениями с разрешения руководителей филиалов ОАО "РЖД" по актам о списании объектов основных средств (формы N ОС-4, ОС-4а, ОС-46), утвержденным руководителями соответствующих филиалов ОАО "РЖД" или уполномоченными ими на это лицами.

Руководитель филиала ОАО "РЖД" рассматривает представленные структурными подразделениями филиалов ОАО "РЖД" акты о списании объектов основных средств и утверждает их в течение 15 дней со дня поступления.

2.7.2. Списание объектов основных средств (кроме недвижимого имущества и железнодорожного подвижного состава), числящихся на балансе филиалов ОАО "РЖД", осуществляется филиалами самостоятельно по актам о списании объектов основных средств (формы N ОС-4, ОС-4а, ОС-46), утвержденным начальниками филиалов ОАО "РЖД" или уполномоченными ими на это лицами.

Списание объектов основных средств (кроме недвижимого имущества и железнодорожного подвижного состава), числящихся на балансе Административно-хозяйственного управления — филиала ОАО "РЖД" (далее — АХУ ОАО "РЖД") и эксплуатируемых подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", структурными подразделениями ОАО "РЖД", осуществляется АХУ ОАО "РЖД" самостоятельно с включением в состав комиссии представителей подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", структурных подразделений ОАО "РЖД".

2.7.3 Списание недвижимого имущества с баланса филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" осуществляется по актам о списании объектов основных средств (формы N ОС-4, ОС-46), утвержденным руководителями соответствующих филиалов, других структурных подразделений ОАО "РЖД" или уполномоченными ими на это лицами, на основании письменного разрешения первого вице-президента, курирующего данный вопрос.

При списании недвижимого имущества один экземпляр акта о списании объектов основных средств (формы N ОС-4, ОС-46), подписанный членами комиссии, до утверждения начальником филиала или другого структурного подразделения ОАО "РЖД" вместе с предложением о списании недвижимого имущества и актом проверки состояния недвижимого имущества, осуществленной Центром "Желдорконтроль" ОАО "РЖД", представляется на рассмотрение в Департамент управления имуществом и организационных структур.

Подготовку предложений по списанию недвижимого имущества осуществляют комиссии, созданные в филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД".

Если подлежащий списанию объект недвижимого имущества является единственным, расположенным на земельном участке, внесенном в уставный капитал ОАО "РЖД", предложение по списанию указанного объекта представляется в Департамент управления имуществом и организационных структур только после государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на указанный земельный участок.

После рассмотрения Департаментом управления имуществом и организационных структур представленных документов принятое решение о списании недвижимого имущества оформляется в письменном виде и после согласования (подписания) первым вице-президентом ОАО "РЖД", курирующим вопросы управления и распоряжения имуществом, письмо и представленный экземпляр акта о списании объектов основных средств направляются в соответствующий филиал или другое структурное подразделение ОАО "РЖД".

После получения в письменном виде разрешения на списание недвижимого имущества руководитель филиала ОАО "РЖД" или уполномоченное им на это лицо утверждает акт о списании объектов основных средств.

2.7.4. Списание железнодорожного подвижного состава с баланса филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" осуществляется по актам о списании объектов основных средств (формы N ОС-4, ОС-46), утвержденным руководителями филиалов или других структурных подразделений ОАО "РЖД" при наличии технических актов на исключение железнодорожного подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД", утвержденных начальником департамента ОАО "РЖД", ведающего соответствующим хозяйством, или его первым заместителем.

Исключение не полностью амортизированного железнодорожного подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД" производится по письменному разрешению первого вице-президента ОАО "РЖД", курирующего вопросы эксплуатации железнодорожного подвижного состава, после чего начальник департамента ОАО "РЖД", ведающий соответствующим хозяйством, или его первый заместитель утверждает технические акты на исключение железнодорожного подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД".

2.8. Для оформления списания пришедшего в негодность железнодорожного подвижного состава дополнительно к актам о списании объектов основных средств по формам N ОС-4, ОС-46 применяются следующие акты на исключение из инвентаря: электровоза, моторного вагона в электросекции — акт формы ТЭУ- 38; тепловоза, моторного вагона дизель — поезда, автомотрисы (относящейся к железнодорожному подвижному составу) — акт формы ТУТ- 45; паровоза — акт формы ТУ-43, тендера паровоза — акт формы ТУ-44; рефрижераторного вагона — акт формы ВУ-10; пассажирского вагона- акт формы ВУ-1 ОБ, грузового вагона — акт формы ВУ-1 ОМ.

При исключении контейнеров из инвентарного парка ОАО "РЖД" применяется акт формы ВУ-10КМ.

При исключении железнодорожного подвижного состава (кроме грузовых вагонов) из инвентарного парка ОАО "РЖД" акт на исключение составляется в трех экземплярах, один из которых после утверждения остается в департаменте ОАО "РЖД", ведающем соответствующим хозяйством.

При исключении грузовых вагонов и контейнеров акты форм ВУ-1 ОМ и ВУ-10КМ составляются в двух экземплярах.

Акт на исключение железнодорожного подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД", кроме членов комиссии, подписывает начальник железной дороги — филиала ОАО "РЖД" или его первый заместитель, после чего акт вместе с приложенными документами направляется для утверждения в департамент ОАО "РЖД", ведающий соответствующим хозяйством.

Акт на исключение железнодорожного подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД" утверждается начальником департамента ОАО "РЖД", ведающего соответствующим хозяйством, или его первым заместителем.

Акты на исключение железнодорожного подвижного состава и контейнеров, поврежденных при крушениях, авариях, сходах, столкновениях и пожарах, подписываются, кроме того, дорожным ревизором по безопасности движения и визируются в Департаменте безопасности движения и экологии.

Акты формы ВУ-10КМ, составленные в структурных подразделениях по ремонту контейнеров железных дорог — филиалов ОАО "РЖД", после подписания в структурных подразделениях ТрансКонтейнера ОАО "РЖД",

рассмотрения и подписания в Департаменте коммерческой работы в сфере грузовых перевозок утверждаются директором ТрансКонтейнера ОАО "РЖД" или его первым заместителем.

К акту на исключение из инвентаря грузового вагона формы ВУ-1 ОМ прилагается техническое обоснование списания грузового вагона, заверенное печатью вагонного депо или вагоноремонтного завода, и не менее двух фотографий поврежденных мест и узлов с четко просматривающимся номером вагона.

В соответствии с Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава, утвержденной МПС СССР от 16 октября 1986 г. N ЦТ-4418, к актам на исключение тягового железнодорожного подвижного состава прилагаются расчеты результатов разделки исключаемых из инвентаря единиц тягового железнодорожного подвижного состава, справка с указанием номенклатуры, количества и стоимости узлов и деталей, которые будут оприходованы после снятия с разделываемого железнодорожного подвижного состава.

При исключении вагонов из инвентарного парка ОАО "РЖД" в соответствии с Инструкцией об исключении из инвентаря вагонов, утвержденной МПС СССР 25 декабря 1986 г. N ЦЧУ-ЦВ-4433, одновременно с актом на исключение составляется опись запасных частей, материалов и колесных пар, подлежащих снятию при разделке вагона, в которой указываются количество и стоимость запасных частей, материалов и колесных пар, а также затраты, связанные с разделкой вагона. Эти данные представляются в разделе акта на исключение "Расчет результатов от ликвидации вагона".

При исключении тягового железнодорожного подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД", поврежденного при крушениях и авариях, к актам на исключение прилагаются копии актов служебного расследования крушений и аварий по форме РБУ-1.

При исключении тягового железнодорожного подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД", поврежденного вследствие пожара, к каждому акту на исключение прилагается копия приказа руководства железной дороги о мерах по ликвидации пожара.

При исключении пассажирских и рефрижераторных вагонов, поврежденных вследствие крушений и аварий, в соответствии с Инструкцией об исключении из инвентаря вагонов к актам на исключение прилагаются копии актов о повреждении вагонов по форме ВУ-25, а к актам на исключение вагонов, поврежденных при пожаре — копии протоколов оперативного совещания руководства железной дороги.

При списании грузовых вагонов, поврежденных вследствие крушений, сходов, столкновений и пожаров, к актам на исключение прилагаются копии актов о повреждении вагонов по форме ВУ-25М и копии протоколов оперативного совещания руководства железной дороги.

2.9. В соответствии с разделом 3 настоящей Инструкции и на основании утвержденного акта о списании объектов основных средств в бухгалтерском учете филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" отражается выбытие объекта в инвентарной карточке учета основных средств формы N ОС-6, инвентарной карточке группового учета объектов основных средств формы N ОС-ба, в описи инвентарных карточек по учету объектов основных средств формы N ФОУ-7, а также в инвентарном списке объектов основных средств формы N ФОУ-8.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам основных средств в течение пяти лет по окончании года выбытия.

2.10. Разборка и демонтаж объектов основных средств до утверждения актов о списании не допускаются.

2.11. При списании объектов основных средств изымаются все узлы и детали, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. На изъятые узлы, детали составляется акт, в котором указывается фактически изъятое количество узлов, деталей, масса их в лигатуре и содержание драгоценных материалов (драгоценных металлов, драгоценных камней и других материалов) по паспортным или учетным данным.

Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

2.12. Разборка и разделка списанного железнодорожного подвижного состава и другой железнодорожной техники, осуществляемые на разделочных площадках локомотиво- вагоноремонтных заводов, локомотивных и вагонных депо и других структурных подразделений ОАО "РЖД", производятся с обязательным оприходованием запасных частей, узлов, агрегатов, деталей и материалов, пригодных к повторному использованию, а также металлолома, образующегося при разделке.

Реализацию металлолома основных видов (5А, ЗА, лом верхнего строения пути, колеса и оси колесных пар, рельсы, подшипники, аккумуляторные батареи и другие виды металлолома), образующегося от разделки техники и обустройств, необходимо осуществлять в соответствии с Положением о сборе, учете и реализации вторичных ресурсов в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", утвержденным ОАО "РЖД" 1 июля 2004 г. N ХЗ-6176.

3. Порядок отражения в бухгалтерском учете

списания объектов основных средств ОАО "РЖД"

3.1. Списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете: по дебету счета учета амортизации основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств — сумма начисленной амортизации за срок фактического использования данного объекта; по дебету счета прибылей и убытков (в качестве операционных расходов) в корреспонденции с кредитом счета учета объектов основных средств — остаточная стоимость объекта основных средств.

Расходы, связанные со списанием объектов основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по списанию основных средств и другие затраты), по окончании работ списываются в дебет счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов. По кредиту счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшим объектам основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств.

В соответствии с Учетной политикой открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденной приказом ОАО "РЖД" от 23 декабря 2003 г. N 34, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей стоимости на дату списания объектов основных средств. В качестве текущей стоимости принимается учетная стоимость последних по времени приобретения аналогичных объектов материально-производственных запасов с учетом процента фактического износа приходуемых объектов (но не ниже стоимости металлолома).

Если по объектам основных средств проводилась переоценка, сумма их дооценки при выбытии списывается с дебета счета учета добавочного капитала в корреспонденции с кредитом счета учета нераспределенной прибыли ОАО "РЖД" (для филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" — с кредитом счета учета внутрихозяйственных расчетов с вышестоящим подразделением).

3.2. В случае наличия у объекта основных средств нескольких частей, учитывающихся как отдельные инвентарные объекты и имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Списание отдельных частей, входящих в состав объекта основных средств, имеющих разный срок полезного использования и учитываемых как отдельные инвентарные объекты, оформляется и отражается в бухгалтерском учете в порядке, установленном Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н.

3.3. Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для использования при ремонте других объектов основных средств, приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов.

3.4. Доходы и расходы от списания объектов основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

3.5. Доходы и расходы от списания объектов основных средств, выбывших в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" (пожар, стихийное бедствие, авария), отражаются на счете учета прибылей и убытков в качестве чрезвычайных доходов и расходов.

Добавить комментарий