Ремонт паровой машины

Наружный диаметр втулки,мм 50-100

100-150

150-200

200-250

Сила в конце запрессовки, тс

От 2 до 4 » 3 » 6 » 5 » 10 » 9 » 15

После расточки разность внутренних диаметров двух цилиндров машины не должна быть больше 3 мм. Установка цилиндров для расточки производится по контрольной торцовой поверхности.

При наличии в цилиндрах трещин длиной до 50 мм их разрешается заваривать бронзой Тобина. Трещины длиной более 50 мм заваривают газовой или электродуговой сваркой, чугунными электродами горячим способом.

Обнаруженные при осмотре цилиндров газовые раковины глубиной 3 мм в количестве до 4 шт. общей площадью не более 10 мм2, расположенные вне рабочей поверхности цилиндров, можно оставлять без исправления. В раковины больших размеров ввертывают медные шурупы или их заваривают газовой сваркой.

Отремонтированные сваркой цилиндры испытывают гидравлическим способом на давление, превышающее рабочее котловое на 3 кгс/см2. Новые цилиндры и втулки, запрессовываемые в цилиндры, должны иметь твердость рабочей поверхности в пределах 180-230 единиц по Бринеллю. Размеры паровыпускных каналов цилиндров и втулок не должны быть меньше альбомных.

Цилиндровые, а также золотниковые крышки ставят на клин-геритовых или паронитовых прокладках. Разбитые крышки, имеющие сквозные трещины, заменяют новыми. При этом разность диаметров опорной части крышки и приемной части цилиндра не должна быть более 0,5 мм.

Шпильки для крепления цилиндровых и золотниковых крышек заменяют новыми, если они имеют слабину в постановке или забитую резьбу. Можно ставить переходные шпильки, т. е. шпильки, имеющие больший диаметр резьбовой части на конце, ввертываемом в цилиндр. Допускается исправлять разработанные отверстия под шпильками заваркой их газовым способом с последующей сверловкой и нарезкой.

Паровые цилиндры, имеющие сквозные трещины в теле перемычек каналов и предельную толщину стенок, заменяют новыми.

Поршни и золотники. Осматривая поршни, следует убедиться в том, что на поршневых дисках нет трещин и что диски со штоками соединены прочно. Кроме того, проверяют овальность и изгиб штоков, для чего при необходимости устанавливают поршень в центрах токарного станка и индикатором проверяют шток.

Если штоки имеют чистую, ровную поверхность, а овальность и конусность их не превышает допустимой, штоки не протачивают. На поршневых штоках в местах крепления дисков ставят корончатые гайки, которые обязательно зашплинтовывают.

При капитальном и среднем ремонтах цилиндров, имеющих диаметр 200 мм, допускается (без исправления) разница в диаметрах цилиндра и диска поршня до 4-6 мм, а в цилиндрах диаметром 120-170 мм - до 4 мм. Ширина ручьев поршневых колец может быть при ремонте увеличена не более чем на 2-2,5 мм против альбомного размера.

Нельзя устранять ослабление поршневого диска на штоке креплением гайки или постановкой прокладок и втулок. Не допускается заварка трещин и забоин на поршневых штоках, постановка прокладок в ручьи под кольца, подрезка галтелей при проточке штоков (радиус галтели не должен быть менее альбомного), заварка сквозных трещин на поршневых, а также золотниковых дисках.

При ремонте золотников осматривают штоки и проверяют состояние резьбы на их концах и в контргайках. Если золотниковый шток изогнут или на его поверхности имеются задиры, забоины или овальность более 0,3 мм, то такой шток должен быть проточен и отшлифован, если невозможны исправления, шток заменяется новым.

При среднем и капитальном ремонтах поршневые и золотниковые штоки заменяют: при выработке цилиндрической части до диаметра резьбы; прн разработке кольцевой заточки золотникового штока по ширине свыше 0,5 мм; при слабой посадке поршневого штока в диске или при слабине резьбы, а также при отсутствии натяга в конусе ползуна.

Поверхность золотниковых втулок должна быть чистой и не иметь задиров. Если рабочая часть золотниковой втулки имеет овальность или конусность или продольные риски глубиной свыше допускаемых, то такие втулки подлежат расточке. Наибольшее увеличение диаметра втулки против альбомного допускается 4 мм.

В машинах с плоскими золотниками лицо и золотниковое зеркало должны иметь гладкую, чистую поверхность без следов пропуска пара. Если на их поверхности обнаружены дефекты (задиры, выработки), то эти дефекты удаляют шабровкой. Если расстояние от оси золотникового штока до золотникового зеркала цилиндра больше альбомного размера на 5 мм, на зеркало ставят бронзовую наделку.

Плоские золотники при наличии задиров, выработок и рисок на скользящей поверхности обрабатывают на строгальном или фрезерном станке, после чего поверхность их шабрят. Заварка трещин и наплавка на плоскости скольжения не допускаются.

При периодических осмотрах поршневые и золотниковые кольца заменяют новыми, если они имеют хотя бы один из следующих дефектов: предельные размеры зазоров в замках; односторонний износ колец; задиры на поверхности кольца; потеряна упругость; трещины в любом месте кольца.

При капитальном и среднем ремонтах кольца заменяют новыми. Кольца должны входить в ручьи диска свободно, но без слабины и плотно прилегать к поверхности цилиндров.

Новые поршневые и золотниковые кольца должны иметь в замках зазор не менее 2 мм. Запрещаются постановка поршневых колец со смазочной канавкой, выходящей к замку; наплавка колец в замках для уменьшения зазора; наплавка поршневых и золотниковых колец; постановка колец, имеющих раковины и несоответствующую твердость.

Плотность золотниковых и поршневых колец, а также плотность плоских золотников проверяют на работающей паровой машине. Для этого необходимо притормозить какой-либо исполнительный механизм крана и пустить в работу машину.

Если при этом из выпускной трубки продувочного цилиндрового крана на нерабочей полости цилиндра будет выходить пар, то это свидетельствует о пропуске пара поршневыми кольцами. Если машина находится под паром, но не работает, а из выпускной трубы выходит пар, то это является следствием пропуска пара плоскими золотниками или кольцами цилиндрического золотника.

Пропуск пара в цилиндрическом золотнике может явиться следствием поломки колец или потери ими упругости, а также вследствие задиров на втулке. Пропуск пара плоским золотником может происходить от неплотности прилегания золотника к зеркалу, наличия задиров или коробления золотника.

Сальники. При осмотре сальников обращают внимание на состояние направляющих втулок и грундбукс. Предельная разработка по диаметру поршневых грундбукс допускается 1 мм, золотниковых - 0,8 мм. Изношенные втулки и грундбуксы переливают с последующей расточкой на станке. Трещины, отломанные части фланцев сальников исправляют сваркой и наплавкой.

Шпильки, имеющие сработанную резьбу или слабину, заменяют новыми. На шпильки сальников должны обязательно ставиться контргайки. После постановки поршней и золотников сальники набивают промасленной с графитной добавкой тальковой набивкой или набивкой из асбестового шнура.

Ползуны. Имеющиеся в стальных ползунах трещины заваривают. Чугунные ползуны с трещинами заменяют стальными. Башмаки ползунов при наличии в них трещин заменяют. При расточке направляющих параллелей допускается равномерно наплавлять ползун с обеих сторон в местах прилегания башмаков. При ремонтах допускается расточка отверстия для валика ползуна свыше альбомного размера в пределах установленных допусков. Натяг валика должен быть не менее 1 мм. При большей разработке разрешается наварка на конус валика с последующей обработкой на станке.

Слабину вкладышей ползуна в продольном направлении более 0,5 мм устраняют наплавкой заплечиков вкладыша или ползуна. Слабину в вертикальном направлении устраняют постановкой прокладок общей толщиной не более 3 мм, при этом прокладки должны быть сплошными и поставлены под оба вкладыша.

При выходе крана из промывочного ремонта слабина ползуна в параллелях в вертикальном направлении должна быть не больше 1 мм, а износ валика ползуна не более 0,5 мм. Слабина в конусах не допускается. Необходимо, чтобы натяг валика в конусах не был менее 1 мм. Рабочая поверхность валика термически обрабатывается. Шпонка валика должна быть на месте и прочно удерживать его от вращения.

Все смазочные канавки и бтверстия прочищают, а масленки проверяют и наполняют смазкой.

Шатуны. Снятые и разобранные шатуны обмывают, обтирают, тщательно осматривают и проверяют дефектоскопом. При осмотре следует убедиться в том, что в теле шатуна нет трещин и он не изогнут и не скручен. Изгиб шатуна, не превышающий 5 мм, устраняется правкой в холодном состоянии. При большем прогибе правку производят в горячем состоянии при нормальной ковочной температуре. После правки шатун проверяют на проверочной плите. Обнаруженные в теле шатуна трещины заваривать нельзя; в этом случае шатун должен быть заменен.

Обнаруженную слабину в шатунных подшипниках устраняют или опиливанием соприкасающихся торцов подшипников, или регулировкой с помощью прокладок. Осевой разбег шатунных подшипников должен быть не более 2 мм. Диаметр отверстий для шатунных болтов может быть увеличен не более чем на 2 мм против альбомного. Если втулки валика ползуна разработаны более чем на 0,8 мм или имеют трещины, то их заменяют новыми. Необходимо следить, чтобы вкладыши и втулки были надежно укреплены в головке шатуна. У вкладышей подшипников при ремонте необходимо восстановить смазочные канавки и устранить задиры и риски. Уплотнять втулки и вкладыши подшипников постановкой прокладок между ними и шатуном не допускается. Расстояние между центром каждого шатуна должно быть альбомным с допуском ±0,2 мм.

Коленчатый вал. После снятия шатунов и коренных подшипников коленчатый вал паровой машины снимают, очищают от масла и грязи, тщательно осматривают и проверяют дефектоскопом. Если дефектоскопа нет, вал покрывают меловым раствором и осматривают через лупу. При наличии трещин в шейках вал должен быть заменен новым; если трещины обнаружены на щеках, то их разрешается заварить, причем места сварки разделывают под углом в 70°. После сварки вал проверяют на станке. При овальности шеек вала свыше 0,3 мм их протачивают. Щеки вала должны быть параллельны между собой; отклонение допускается в пределах 1 мм. Разработанные концевые шпоночные канавки наплавляют, а среднюю расфрезеровывают. Скрученный вал или имеющий прогиб более 4 мм заменяют новым.

Вкладыши коренных подшипников, если на них отсутствуют трещины, пришабривают по шейке вала с натягом в 1 мм; при износе торцов их наплавляют бронзой. При периодических осмотрах слабину коренных подшипников устраняют регулировкой прокладками или спиливанием соприкасающихся торцов так, чтобы обеспечивался натяг. Смазочные канавки прочищают.

Разбитые или имеющие трещины крышки подшипников разрешается сваривать, при этом сверху ставится усиливающий хомут.

Кулисный механизм. Основными неисправностями его деталей являются выработка кулисной рамки, износ кулисного камня и разработка валиков, втулок, эксцентриков и бугелей Слабина между камнем и кулисной рамкой допускается в пределах 0,5 мм; при большей слабине камень наплавляют и подгоняют по кулисной рамке.

Износ кулис допускается до 3 мм на сторону, но при этом необходима разделка вырезов в концах кулисного прореза. Рабочая поверхность кулис цементируется. Заваривать трещины в кулисных рамках и наплавлять рабочую поверхность не разрешается. Нельзя также производить подсадку кулисы и цементировать нерабочие поверхности. Разработка кулисных валиков и втулок допускается в пределах 0,5 мм. Валики термически обрабатывают Все смазочные отверстия прочищают и восстанавливают.

Слабина между эксцентриками и их хомутами не должна быть больше 0,5 мм. При большей слабине соприкасающиеся торцы хомутов спиливают или регулируют прокладками.

Эксцентрики на эксцентриковом валу должны сидеть плотно так, чтобы не было ни радиальной, ни боковой слабины. При наличии выработки разрешается протачивать эксцентрики и эксцентриковый вал. При этом необходимо соблюдать размер эксцентриситета Эксцентрики заменяют новыми при уменьшении диаметра рабочей поверхности на 7 мм или при наличии трещин и смещении угла эксцентриситета более чем на 1°. Коленчатый и эксцентриковый валы должны устанавливаться строго перпендикулярно к оси цилиндров; осевой разбег эксцентрикового вала допускается в пределах 2 мм; радиальная слабина в подшипниках не допускается

Шпоночные канавки эксцентрикового вала исправляют рас-фрезеровкой до 2 мм на сторону. Эксцентриковые тяги не должны иметь изгибов и трещин. Тяги проверяют на плите, причем расстояние между центрами отверстий тяг должно быть альбомным с допуском ±0,5 мм

При ремонте эксцентриковых тяг и кулисных подвесок разрешается: наплавка отверстий для валиков и внутренних боковых поверхностей вилок в шарнирных соединениях; заварка трещин в проушинах и вилках тяг; сварка части эксцентриковой тяги, кулисных подвесок кузнечным способом или на стыковой сварочной машине. Разрешается также правка эксцентриковых тяг с предварительным нагревом и устранение игры в шарнирных соединениях постановкой промежуточных шайб. Не допускается сварка лопнувших эксцентриковых бугелей. Нельзя подгибать концы вилок при сборке парораспределительного механизма.

При ремонте необходимо обращать внимание на то, чтобы зубчатые колеса парораспределительного механизма были надежно закреплены на коленчатом и эксцентриковом валах, зацепление зубьев свободно, радиальный зазор между зубом и впадиной был в пределах 0,15-0,20 модуля.

Части разъемных зубчатых колес должны быть прочно соединены между собой болтами с обязательной постановкой контргаек При ремонте разрешается восстанавливать выломанные

Допускаемый размер при выпуске из ремонта, мм

Предельный размер, влекущий замену частей или их исправление, мм

Детали и виды износов

капиталь ного

среднего

промывоч ного

Станина

Конусность параллелей

0,3

0,5

1,5

для ползуна

1

эллиптичность

0,2

0,5

1

1,5

глубина задиров параллелей

Цилиндры

0,25

0,5

1

1,5

Конусность

0,5

0,75

1,5

-

Овальность

0,3

0,5

1,0

-

Конусность после расточки

0,15

0,15

-

-

Овальность после расточки

0,1

0,1

-

-

Увеличение диаметра цилиндра против альбомного

5

6

6

-

То же золотниковой втулки

1,5

3

-

-

Разность диаметров цилиндров

3

3

-

-

Разность диаметров цилиндровой крышки и цилиндра

0,5, 1,5, 0,8, 0,7

0,5, 1,5*, 0,8, 0,7

-

-

Овальность золотниковой втулки

-

-

0,5

Свыше 0,5

Конусность золотниковой втулки

-

-

1.0

* 1,0

Максимальная глубина задиров ци-

-

-

2,0, 0,5

-

Максимальная ширина задиров

-

_

1,5, 1

2,5, 1,5

Число задиров с предельными размерами

-

-

3

5

Глубина задира золотниковой втулки Поршни и золотники

0,3

1, 0,5

Разница между диаметром цилиндра и диском поршня при диаметре цилиндра 190-200 мм

4-

6

8

8

Увеличение ручья для поршневого кольца по ширине

1,5-0,5

2-1

-

2,5-2

Отступление от альбомных размеров элементов парораспределения

0,2

0,2

0,2

Свыше 0,5

Боковой зазор между кольцом и стенками ручья

0,1

0,1

0,2

Зазор в замке кольца

1,0, 2,0, 0,5, 0,8

1,0, 2,0, 0,5, 0,8

1,0, 2,0, 1.?

5, 0, 2,5

Конусность и овальность поршневого штока

0,1

0,1

0,3

Свыше 0,3

Конусность и овальность золотникового штока

Ползун

0,1

0,1

0,3

» 0,3

Расточка отверстия для валика ползуна против альбомного

3

5

-

* Здесь и далее первые цифры-6-т и 15-т подъемные краны, вторые-18,5-т, третьи- 45-т и четвертые-75-т

Допускаемый размер при выпуске из ремонта, мм

Предельный размер, влекущий замену

Детали и виды износов

капиталь*

ного

среднего

промывоч ного

частей или их исправление, мм

по длине

2-3

2-3

-

-

по ширине

2

2

-

-

Слабииа ползуна по параллелям в вертикальном направлении

Шатун

0,5

0,5

1

3

Расстояние между центрами подшипников шатуна

Отверстия под шатунные болты не должны быть увеличены против аль-

0,2

0,2

бома более чем на

2

2

-

Боковой разбег подшипника по шейке Коленчатый вал

0,5

0,5

1

Овальность шеек коленчатого вала

0,3

0,3

-

-

Отклонение параллельности шеек коленчатого вала

1

1

-

-

Общий прогиб вала

2

2

-

-

Уменьшение диаметра шеек коленчатого вала

Эксцентриковый вал

4, 3; 2

4, 3, 2

Уменьшение диаметра эксцентрика при обточке

5; 3

7; 3

-

-

Смещение угла опережения не более

-

-

Увеличение ширины шпоночной канавки

3

4

-

-

Прогиб вала

0,5

0,5

--

Осевой разбег вала Бугели и эксцентриковые тяги

1

1

2

Разработка бугелей по диаметру

0,5

0,5

1,0

2,0

Отклонение длины эксцентриковых тяг от альбомных размеров

0,5

0,5

-

-

Увеличение диаметра отверстий в тягах для валиков

1

2

4

5

Боковая игра кулисных тяг в поперечном направлении

Кулисы

1

1

5; 2

6; 3

Зазор между кулисным камнем и прорезом кулисы

0,15

0,25

0,5

-

Слабииа валиков кулисного механизма во втулках

СМ

©~

©

0,1-0,2

0,5

Увеличение ширины прореза кулисы против альбомного размера

Шестерни парораспределения

Биение шестерни при работе допускается не более:

2

2

радиальное

0,5

0,5

-

1,0

осевое

1.0

1,0

-

-

Износ зубьев по толщине допускается не более, %

15

20

30

зубья постановкой ввертышей с их обваркой и обработкой. При этом количество восстановленных зубьев допускается не более пяти на всей шестерне и не более двух рядом расположенных.

Продувочные краны внимательно осматривают, причем те из них, которые пропускают пар, тщательно притирают в гнездах, а при необходимости проверяют на станке с последующей притиркой. Величина открытия отверстий кранами должна соответствовать альбомному размеру. Привод продувочных кранов должен одновременно открывать все краны.

Система смазки. Гидростатические масленки и пресс-масленки при промывочном ремонте тщательно промывают. Каждую смазочную трубку продувают паром или промывают горячей водой с последующей продувкой воздухом. Проверяют все соединения маслопровода, которые должны быть герметичны. При смазке паровой машины гидравлической масленкой емкость ее должна быть не менее 300 см3, а выходное отверстие для выхода смазки должно иметь диаметр 2 мм.

В табл. 12 приведены допускаемые при ремонте износы паровой машины.

Уход за паровой машиной и устранение неисправностей | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Приводы от двигателей внутреннего сгорания