Описание автомобильных двигателей, используемых на кранах

Для приведения в действие механизмов кранов наиболее часто используются бензиновые автомобильные двигатели марок ЗИЛ-164, УРАЛ-ЗИЛ-355 и ЗИЛ-120.

Краткая техническая характеристика автомобильных двигателей, устанавливаемых на кранах

Тип......................ЗИЛ-164, УРАЛ-

ЗИЛ-355

Число цилиндров................ 6 6

Диаметр цилиндра, мм............. 101,6 101,6

Ход поршня, мм................ 114,3 114,3

Рабочий объем цилиндров, л.......... 5,55 5,55

Степень сжатия................ 6,2 6,0

Максимальная мощность, л с.......... 97 95

Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин............ 2800 2600

Минимальный расход топлива, г/э. л. с. ч . . . . 250 255

Порядок работы цилиндров...........1-5-3-6-2-4

Фазы распределения:

открытие впускного клапана ........12°30' до в. м. т.

закрытие выпускного клапана........59°30' после и. м. т.

закрытие впускного клапана.........27°30' после в. м. т.

Топливо....................бензин А-66 ГОСТ

2084-67

Смазка....................масло: летом АС-10

или АСп-10, зимой АС-6 или АСп-6

Тип карбюратора................К-82М К-75

Двигатель ЗИЛ-164 (рис. 61) является четырехтактным шестицилиндровым двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине.

Все шесть цилиндров отлиты одним чугунным блоком 2 совместно с верхней частью картера, с плоскостью разъема ниже оси коленчатого вала. Цилиндры имеют дврйную стенку, внутри кото-

Рис. 61. Двигатель ЗИЛ-164:

/ - головка блока; 2 - блок цилиндров; 8 - маховик; 4 - канал маслосливной; 5 - поддон; 6 - шатун; 7 - секция направляющих, 8 - толкатели; 9 - вал коленчатый; 10 - валик распределительный; 11 - зубчатое колесо распределительное; 12 - кронштейн опорный; 13 - хвостовик; 14 - шкив; 15 - сальник; 16 - шайба маслоотражательная; 17 - зубчатое колесо распределительного валика; 18 - фланец; 19 - крышка; 20 - пружины клапанов; 21 - направляющие; 22 - клапан выпускной; 23 - клапан впускной; 24 - палец поршневой;

25 - поршень рой образуется полость водяной рубашки охлаждения. На левой стороне блока имеется смотровой люк, закрываемый крышкой, через который осуществляется доступ при ремонте блока и очистке системы охлаждения от накипи. С правой стороны в блоке выполнены гнезда для размещения клапанов газораспределения. Сверху блок накрывается головкой, отлитой из алюминиевого сплава и закрепляемой болтами и шпильками. Головка блока образует камеры сгорания, охлаждаемые водой.

В цилиндрах размещаются поршневые группы. Поршень 25 отливается из алюминиевого сплава. Нижняя часть поршня имеет продольные прорези, благодаря которым при нагреве поршня в работе сохраняется необходимый зазор между стенками цилиндра и юбкой поршня.

На головке поршня расположены три верхних компрессионных кольца и одно нижнее маслосъемное. Все кольца выполнены из специального чугуна; при этом верхнее кольцо дополнительно хромировано.

Палец 24 плавающего типа, изготовленный из хромистой стали, крепится в бобышках поршня двумя стопорными кольцами. Шатун 6 выполнен из углеродистой стали, штампованный, двутаврового сечения. В поршневую головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в кривошипную головку вставлены стальные разъемные вкладыши с залитой баббитом внутренней поверхностью и закрепленные крышкой на двух болтах. Головку шатуна и его крышку маркируют соответственно номеру цилиндра. В нижней головке шатуна имеется маслоразбрызгивающее отверстие, которым все шатуны при сборке должны быть обращены в противоположную сторону прорези на юбке поршня, а бобышки крышек шатуна должны быть обращены по направлению стрелки, имеющейся на днище поршня, и направлены к передней части двигателя.

Коленчатый вал 9 изготовлен из углеродистой стали, поверхности всех шеек хорошо обработаны, отшлифованы и закалены. Для облегчения коленчатого вила шатунные шейки полые. От коренных шеек к шатунным высверлены смазочные каналы. Своими семью коренными шейками коленчатый вал ложится на вкладыши, выполненные из стали с баббитовой заливкой на внутренней поверхности и со смазочными канавками на ней. Вкладыши укреплены в картере и закрыты крышками. Крышка заднего коренного подшипника имеет маслосливной канал 4. Задний конец вала заканчивается фланцем, к которому крепится маховик 3. На переднем конце вала закреплено на шпонке распределительное зубчатое колесо И, маслоотражательная шайба 16 и шкив 14 привода вентилятора, а в торец вала ввернут хвостовик 13 с храповиком для сцепления и с пусковой ручкой. Передний конец вала уплотнен сальником 15, а на заднем конце имеются маслоотражательный гребень и маслосъемные спиральные канавки. Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением отбалансирован.

Снизу картер двигателя закрыт легким стальным поддоном 5. Расположение распределительных клапанов наклонное. Впускной клапан 23 изготовлен из хромистой стали, а выпускной 22 имеет сварную конструкцию: тарелка его изготовлена из сильхромовой стали, а стержень - из хромистой. Диаметр тарелки впускного клапана несколько больше тарелки выпускного. Стержни клапанов размещаются в чугунных направляющих 21, запрессованных в блоки. Пружины 20 закрепляются на стержнях клапанов шайбами с закладными разрезными сухариками. Толкатели 8 - стальные грибовидной формы, устанавливаются в двух съемных направляющих секциях 7. Распределительный валик 10 изготовлен из углеродистой стали, он опирается на четыре стальные втулки, запрессованные в перегородках картера и имеющие с внутренней поверхности слой баббитовой заливки. В передней части на валике закреплена шестерня привода масляного насоса и распределителя, а в задней части расположен эксцентрик для привода бензинового насоса. Конусные кулачки распределительного валика соприкасаются со сферической поверхностью тарелок толкателей. На переднем конце валика на шпонке закреплено зубчатое колесо 17, сцепляющееся с ведущей шестерней коленчатого вала. От осевого перемещения валик закреплен упорным фланцем 18. Распределительное зубчатое колесо 17 снаружи закрывается крышкой 19.

В системе питания двигателя для подачи топлива из бака используются топливный насос диафрагменного типа, приводимый в движение от эксцентрика распределительного валика, карбюратор типа К-82 и воздушный фильтр ВМ12. Система смазки двигателя - комбинированная: под давлением масло поступает к кривошипным и шатунным шейкам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к промежуточному валику и шестерне распределительного механизма. Все же остальные трущиеся рабочие поверхности смазываются разбрызгиванием и самотеком. Масло в систему подается односекционным зубчатым насосом, расположенным в нижней части картера и приводимым в движение через промежуточный вал от среднего зубчатого колеса на распределительном валике. Фильтры грубой и тонкой очистки выполнены в одном корпусе. В систему охлаждения двигателя вода подается центробежным насосом, установленным на переднем торце блока цилиндров на общем валике с воздушным вентилятором, приводимым в движение клиноременной передачей.

Система зажигания двигателя - батарейная, в нее входят распределитель Р-21А, катушка зажигания Б-1, свечи зажигания, выключатель зажигания с замком и провода высокого напряжения. Питание системы током производится от аккумуляторной батареи. Система зажигания снабжена генератором Г-12В, который работает параллельно с батареей и предназначен для питания системы током и для зарядки аккумуляторной батареи. Генератор расположен с левой стороны блока цилиндров и приводится в движение также клиноременной передачей.

Краткое Описание дизелей К-559 и К-661 | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Привод кранов от автомобильных Двигателей внутреннего сгорания