Предисловие

За последние десятилетия мировой рынок переработки сыпучих грузов (зерна, цемента, минеральных удобрений и др.), импорта и экспорта быстро развивался. Совершенствовались также транспортные средства и разрабатывались новые эффективные методы доставки и хранения сыпучих грузов. Появилась необходимость в современных и наукоемких устройствах для их обработки. Чтобы удовлетворить эти требования, технология хранения и транспортировки сыпучих грузов ускоренно развивалась. В настоящее время развитие технических средств и методов комплексной механизации и автоматизации операций с сыпучими грузами достигло высокого уровня.

Бестарный способ является одним из основных путей транспортирования и хранения сыпучих грузов. При этом используются различного рода накопительные емкости (силосы, стационарные и передвижные бункеры, контейнеры). Такие хранилища широко распространены в химической, пищевой и комбикормовой промышленности, ряде других отраслей народного хозяйства. С их помощью обеспечивается стабильная работа всего технологического комплекса. Применение бестарного отпуска, транспортирования, приема и хранения сыпучих грузов значительно повышает уровень механизации и автоматизации производства, производительность труда, коэффициент использования складских емкостей и транспортных средств, исключает или минимизирует применение ручного труда. Кроме того, бестарный способ позволяет снизить потери груза и расход тароупаковочных материалов, улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку на рабочем месте.

Новые достижения в области хранения позволяют, например, мукомольным, комбикормовым и пивоваренным заводам хранить сырье и конечные продукты в элеваторах (силосах), благодаря чему устраняется обработка мешков, требующая больших затрат труда, что позволяет обеспечить предпосылки для автоматизирования производства и малолюдной технологии.

Несмотря на все преимущества бестарного способа хранения и транспортировки сыпучих грузов имеется достаточное количество проблем, возникающих в основном при хранении и отпуске грузов, особенно трудносыпучих. Функционирование транспортно-складских комплексов непосредственно влияет на сохранность грузов и качество перевозок, бесперебойную работу отпускных устройств хранилища, время простоя транспортных средств под грузовыми операциями, качество конечного продукта и, в конечном счете, экономическую эффективность технологического процесса.

Анализ ситуации в транспортно-складских системах показывает, что задачи длительного хранения без потери качества, бесперебойного и стабильного отпуска и загрузки сыпучих грузов еще не решены окончательно. Поэтому постоянно ведутся исследования этих процес сов, и продолжается поиск путей их совершенствования. Многообразие таких исследований и технических решений по конструкциям различных вспомогательных устройств свидетельствует о сложности данной задачи. Таким образом, совершенствование складских комплексов, используемых для хранения сыпучих грузов, их производства и дозирования, загрузки подвижного состава является актуальной задачей и требует углубленного изучения.

В настоящей работе отражены основные понятия процесса функционирования емкостей стационарного типа. Рассматриваемым вопросам посвящены работы таких специалистов, как Богомягких В.А., Боуманс Г., Буренин П.Д., Варламов А.В., Горюшинский В.С., Гячев Л.В., Дженике Э.В., Зенков Р.Л., Рогинский Г.А., Степанов А.Л., Третьяков Г.М. и др.

В работах перечисленных специалистов отражен опыт многих десятилетий, однако имеются разногласия в формулировках и понятиях процессов, происходящих в стационарных емкостях.

Опыт авторского коллектива, накопившийся за восьмилетний срок, позволил проанализировать работы перечисленных специалистов и сформулировать единую концепцию, логически выстроенную в предлагаемой работе в виде шести глав и двух приложений.

Горюшинским И.В. были выполнены следующие разделы: 1.5, 1.6, 2.2, 2.4, 2.5 и глава 5; в соавторстве с Денисовым В.В. и Кононовым И.И. - 1.1...1.4, 2.1, 2.3, 2.6, 2.8, 2.9, главы 3 и 4; в соавторстве с Петрушкиным Н.В. - раздел 2.7.

Главы 3 и 4 являются научным продуктом, полученным в результате многолетней работы в стенах Самарской государственной академии путей сообщения при всесторонней поддержке ОАО «Пром-желдортранс» (ныне ОАО «ВолгаУралТранс»), и защищены патентами и охранными документами на интеллектуальную собственность.

Отдельно необходимо выделить шестую главу данной работы, представленную к.т.н. Горюшинской Е.В., которая придала учебному пособию актуальность, т.к. пыление сыпучих грузов при погрузочноразгрузочных работах является в настоящее время достаточно острым вопросом, связанным с проблемами экологии.

Авторский коллектив глубоко признателен к.т.н., доценту Варламову А. В. за обсуждение результатов и критические замечания, которые нашли отражение в разделе 2.7 «Побудители для стабилизации истечения в емкостях» и надеется на дальнейшее сотрудничество.

Емкости для сыпучих грузов в транспортно-грузовых системах | Условные обозначения