Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий

На сети дорог существует два метода организации технического обслуживания и ремонта воздушных линий: околотковый и индустриальный.

При околотковом методе техническое обслуживание и текущий ремонт линейных сооружений воздушных линий выполняют электромеханики и электромонтеры в пределах своего околотка, а средний и капитальный ремонт и другие трудоемкие работы - работники аварийно-восстановительной связи и персонал дистанции контактной сети.

При индустриальном методе техническое обслуживание и текущий ремонт линейных сооружений осуществляют бригады воздушных линий линейного производственного участка (ЛПУ); средний и капитальный ремонт, а также трудоемкие работы по текущему ремонту и восстановительные работы при ликвидации последствий аварий проводит бригада аварийно-восстановительной летучки производственной базы технического обслуживания дистанции (ПБТО), а также специализированные бригады участков энергоснабжения и энергомонтажных поездов.

На воздушных линиях выполняют техническое обслуживание и текущий ремонт, средний и капитальный ремонт. В зависимости от местных условий средний ремонт проводят один раз в 3-5 лет, а капитальный-один раз в 12 лет.

К работам, выполняемым во время технического обслуживания и текущего ремонта, относится ежемесячный осмотр линии и кабельных вставок. При осмотре следует проверять состояние опор железобетонных и других оснований, кабельных шкафов, устройств каскадной защиты, арматуры, проводов, высоту их подвески, отсутствие касания проводов с деревьями и другими предметами и обнаруженные дефекты устранять. Воздушную линию обязательно осматривают после грозы, гололеда, наводнения, бури и других стихийных бедствий, которые могут вызвать повреждение линии.

На высоковольтных линиях СЦБ при текущем обслуживании линию осматривают с земли, не отключая напряжение с высоковольтной цепи. Один раз в год при отключенном напряжении влезают на опоры для осмотра и ремонта следующего оборудования: линейных трансформаторов (проверяют трансформаторное масло), трехполюсных разъединителей, разрядников, предохранителей-разъединителей, заземляющих проводов и др.

При среднем ремонте воздушной линии выполняют такие работы: замена негодных опор, железобетонных приставок и подпор в среднем до 20%; приведение местоположения отдельных опор в соответствие с требованиями габарита; подрезка ветвей деревьев и расчистка просек от кустарника; замена негодных хомутов на опорах; дополни тельное укрепление опор; ремонт и устройство молниеотводов; возобновление нумерации опор; ремонт, выправка, укрепление и замена негодной арматуры; чистка и замена негодных изоляторов; приведение к норме габаритов и при необходимости замена проводов на переходах, пересечениях; регулирование проводов; замена негодных вязок; устройство рессорных вязок в районах вибрации; ремонт вводов с установкой вводных изоляторов; проверка заземлений и доведение их до нормы; проверка и исправление паспортов линии; корректировка существующих скрещиваний проводов; ремонт кабельных вставок и кабельных опор.

Объем работ при капитальном ремонте планируют на основании осеннего обследования линии и корректируют весной, перед началом ремонта, обычно выполняемого в период с марта по ноябрь.

При капитальном ремонте проводят следующие работы: сплошную регулировку проводов; замену изоляторов, не соответствующих диаметру проводов; замену проводов и тросов, не отвечающих электрическим нормам или не обеспечивающих нормальной механической прочности; сплошную замену негодной арматуры (траверс, крюков, кронштейнов, накладок и др.); переустройство линий с крюкового профиля на траверсный; до 60% замену опор (сложных опор, приставок, подпор); укрепление опор железобетонными приставками; замену деревянных опор железобетонными; вырубку и расширение просек; переустройство столбовых линий на стоечные; сплошную перекладку проводов на стоечных линиях; спрямление трассы линий; приведение габаритов проводов и характеристик цепей к нормам; прокладку кабеля на отдельных участках и другие трудоемкие работы.

Во время текущего ремонта высоковольтных устройств электроснабжения СЦБ (свыше 220 В) заменяют и восстанавливают отдельные элементы устройств электроснабжения и регулируют их. Текущий ремонт выполняет персонал дистанции контактной сети или района электрических сетей.

Капитальный ремонт включает в себя все работы по замене и ремонту высоковольтных устройств электроснабжения СЦБ. Он предусматривает полное восстановление первоначальной технической характеристики устройств с учетом необходимой модернизации для повышения надежности работы.

Необходимо, чтобы капитальный ремонт ВЛ СЦБ выполняли специализированные бригады участков энергоснабжения и энергомонтажных поездов и персонал дистанции контактной сети или района электрических сетей по результатам контрольных осмотров линий.

Подготовка воздушных линий к работе в зимних условиях, борьба с гололедом. Для безаварийной работы воздушных линий в зимних условиях еще осенью эксплуатационный штат дистанции и околотков проводит ряд профилактических мероприятий и подготовительных работ к работе в зимних условиях. Если летом капитального ремонта воздушных линий не было, то подготовку их к работе в зимних уеловиях осуществляют во время текущего (планово-предупредительного) ремонта.

В первую очередь выявляют и заменяют все сильно подгнившие опоры, которые могут не выдержать нагрузки при образовании льда на проводах, проверяют надежность укрепления угловых опор. Заменяют провода, не обеспечивающие требуемую механическую прочность вследствие износа или коррозии. На дистанциях сигнализации и связи проверяют наличие шестов для оббивки льда. Перед началом гололедного сезона шесты развозят по трассе воздушной линии и привязывают к опорам (один-два шеста на 1 км линии).

Дистанции сигнализации и связи получают от метеорологических станций предупреждение о возможности появления на проводах воздушных линий льда. Оббивку льда с проводов шестами начинают тогда, когда толщина стенки льда на проводе превысит 5 мм и если гололедным отложениям сопутствует ветер. Если оббивка льда с земли при помощи шестов не дает результата, то рабочие, умеющие пользоваться когтями, влезают на опоры и оббивают лед ударами палок по проводам.

При возникновении на каком-либо участке разрушения линии немедленно приступают к ее восстановлению, а к месту аварии направляют аварийно-восстановительную летучку.

В случае повреждения линий СЦБ и связи их восстанавливают в такой последовательности: провода поездной диспетчерской связи; провода путевой блокировки, энергодиспетчерской связи, поездной межстанционной и стрелочной связи; провода телеуправления устройствами электроснабжения: провода магистральной связи, остальные провода СЦБ и связи.

При значительных разрушениях для быстрейшего восстановления действия воздушных цепей связи и сигнализации допускается устройство временных вставок в провода этих цепей из полевого или шлангового кабеля, использование сломанных опор, выполняя их осадку и временное скрепление с оставшимся в земле комлем или установку на подпорках.

На прямых участках линии можно устанавливать промежуточные опоры через одну, а также использовать для прикрепления проводов подходящие для этого предметы (деревья, стены зданий и т. п.) с соблюдением габаритов приближения проводов к железнодорожному полотну.

После временного восстановления линии немедленно приступают к ее капитальному восстановлению с соблюдением всех правил и технических требований.

Паспортизация воздушных линий. На каждую воздушную линию, находящуюся в эксплуатации, составляют технический паспорт, состоящий из схемы трассы линий, профилей опор по перегонам и ряда ведомостей. На схеме трассы воздушной линии связи, привязанной к полотну железной дороги, кроме паспортизируемой линии, наносят другие линии связи, ВЛ и ВСЛ СЦБ, идущие параллельно, а также прочие линии сильного тока, указывают все пересечения с линиями связи и сильного тока. Кроме того, на схему наносят характер местности, по которой проходит трасса (лес, кустарник, болота), населенные пункты, пересекаемые реки и места пересечения трассой переездов и автомобильных дорог.

Для каждого перегона составляют ведомость, содержащую следующие сведения об опорах: номер, год установки или замены, порода древесины и способ пропитки деревянных опор, тип железобетонных, высота надземной части, вид опор (промежуточная, угловая, контрольная и т. п.) и способ их укрепления. Ведомость дополняют чертежами профилей опор на перегоне с указанием номеров цепей и проводов.

Кроме этого, составляют ведомость, содержащую сведения о цепях, подвешенных на опорах, с указанием номеров цепей и проводов, их назначения, материала и года подвески, протяженности цепей и индексов скрещивания проводов телефонных цепей по секциям. В дополнение к индексам скрещивания изготавливают чертежи схем скрещивания. При наличии на воздушной линии кабельных вводов и вставок они также подлежат паспортизации с указанием марки кабеля, его емкости, диаметра жил, длины и года его прокладки.

Ежегодно при годовом контрольном осмотре линии в ее паспорт вносят все необходимые изменения (замена опор и проводов, подвеска новых цепей, устройство новых ответвлений и т. п.).

Строительство воздушных линий | Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта | Механизация работ при строительстве и ремонте воздушных линий