Строительство воздушных линий

Проектированию воздушных линий предшествуют изыскание и обследование района строительства. При этом осматривают местность, намечают варианты трассы линий, собирают сведения о метеорологических условиях в районе строительства, о сближении проектируемой линии с линиями электропередачи и электрифицированными железными дорогами и т. п.

На основе проведенных изысканий и технического задания на проектирование разрабатывают проектное задание, состоящее из пояснительной записки, сметно-финансового расчета стоимости строительства и чертежей. После согласования проектного задания со всеми заинтересованными организациями и его утверждения разрабатывают рабочие чертежи, состоящие из детальных чертежей трассы линии с привязкой ее к железной дороге, чертежей нетиповых конструкций вводов в здания, переходов через различные препятствия и т. п.

При выборе трассы следует стремиться к созданию удобств обслуживания воздушной линии, особенно зимой. Поэтому трассу линии целесообразно располагать в полосе отвода по возможности ближе к железнодорожному полотну, что позволяет осматривать линию с движущегося поезда. Такое расположение линии также сокращает длину шлейфов и ответвлений от нее, что удешевляет строительство.

В местах изменения направления трассы линии не следует делать резких ее поворотов с большими вылетами углов, а также избегать значительных изгибов проводов в вертикальной плоскости, на крутых спусках и подъемах.

Запрещается прокладывать трассу ВЛ СЦБ над зданиями с крышами из горючих материалов, над складами с взрыво- и огнеопасными материалами, над деревянными зданиями и цехами заводов, которые выделяют вредные газы.

Для снижения мешающих влияний силовых цепей высоковольтных линий СЦБ на цепи воздушных линий связи рекомендуется располагать эти линии с разных сторон железнодорожного полотна.

При выборе трассы воздушных линий, а также высоты промежуточных и переходных опор необходимо соблюдать габариты приближения (рис. 48), т. е. установленные расстояния проводов и других элементов линии от земли, окружающих сооружений, лесонасаждений и т. п. Расстояние от нижнего провода линии связи или сигнального провода высоковольтной линии до поверхности земли на перегонах железных дорог должно быть не менее 2,5 м, на станциях и вдоль автомобильных дорог — 3,0 м, в населенных пунктах — 4,5 м, на железнодорожных переездах и переходах через автомобильные дороги — 5,5 м, а при пересечении железнодорожного полотна и электрифици-

Рис. 48. Габариты приближения строений воздушных линий связи и проводов ВЛ СЦБ

Рис. 49. Форма ямы для промежуточной опоры (а) и расположение ям вдоль

линии (б)

рованных железных дорог — 7,5 м от уровня головки рельса. Минимальное расстояние от высоковольтных проводов ВЛ СЦБ до земли на перегонах должно быть 6 м, ав населенных пунктах — 7 м. Расстояние по горизонтали от опор линий связи до уровня головки ближайшего рельса железной дороги должно быть не менее 1 ^ высоты надземной части опоры; для.»пор высоковольтных линий это расстояние на неэлектрифицированных участках железных дорог должно быть не менее высоты надземной части опоры плюс 3 м, а на электрифицированных участках — не менее высоты надземной части опоры ¦ плюс 5 м.

При прохождении воздушной линии по лесным массивам и зеленым насаждениям устраивают просеки. Ширина просек зависит от высоты насаждений.

Рытье ям, оснастка и установка опор, подвеска и крепление проводов. Рытье ям под опоры — одна из трудоемких работ при постройке воздушных линий, поэтому для этого используют механизмы. Если применение механизмов затруднено, то ямы роют вручную, при этом для промежуточных опор, а также для угловых опор с подпорой или оттяжкой ямы имеют форму, показанную на рис. 49, а. На прямых участках линии ямы роют таким образом, чтобы широкой частью они были расположены вдоль линии и их отвесные стенки поочередно были направлены то в одну, то в другую сторону (рис. 49, б). У угловых опор с подпорами и оттяжками отвесная стенка ямы должна быть направлена в сторону тяги проводов, а отвесные стенки двух смежных с угловой промежуточных опор — в сторону, противоположную угловой опоре.

Оснастку опор и траверс, как правило, выполняют на строительных площадках, размещаемых на трассе линии, что дает возможность более широко применять устройства механизации. На траверсе устанавливают и закрепляют штыри и подкосы, а на штыри насаживают изоляторы. Оснастку опор траверсами обычно осуществляют после того, как их развезут по линии.

На высоковольтных линиях СЦБ двойными траверсами оборудуют А-образные, АП-образные опоры и некоторые виды специальных опор.

Опоры устанавливают специальными кранами или другими средствами механизации. Вручную опоры устанавливают только на сильно пересеченной местности, в болотистых местах.

Угловые опоры, оснащенные траверсами или крюками, укрепляют подпорами и оттяжками, а затем подвешивают провода.

После разматывания и вытяжки стальной линейной проволоки ее концы соединяют термитно-муфельной сваркой при помощи спрессованных из термита шашек, в отверстие которых вставляют концы свариваемых проводов, предварительно зажатых в сварочные клещи (рис. 50). После установки на стыке проводов термитной шашки ее поджигают термитной спичкой. Сгорая, шашка развивает температуру более 2000 °С и концы проводов, находящиеся внутри шашки, нагреваются до температуры плавления. При этом сжатие клещей обеспечивает сварку концов проводов.

Медные и биметаллические (сталь — медь) провода линий связи соединяют с помощью медных трубок овального сечения, применяя для этого клупп и ключ (рис. 51). Концы проводов, зачищенные мелкой наждачной бумагой, вводят в трубку 3. Концы трубки зажимают струбцинками клуппа 1 и ключом 2, устанавливаемым в середине трубки, и делают полтора оборота.

На высоковольтных линиях СЦБ концы стальных проводов силовой цепи спаивают (рис. 52). При этом способе концы проводов об-луживают, накладывают один на другой и обматывают стальной оцинкованной спаечной проволокой, а затем место соединения нагревают паяльной лампой и пропаивают свинцово-оловянистым припоем.

При подвеске Проводов провод закрепляют на изоляторе начальной опоры (вводной, кабельной) оконечной вязкой и на протяжении 4-8 пролетов поднимают с земли и укладывают в желобки изоляторов следующих опор. Затем при помощи блоков, закрепленных к одной из соседних опор, расположенных за участком подвески, провода натягивают до требуемой стрелы провеса и закрепляют вязкой на

Рнс. 52. Спайка стальных (а) н сталемедных (б) проводов изоляторах всех опор, на которые он был принят. После закрепления провода на всех опорах его подвешивают в следующих 4-8 пролетах.

Провода регулируют по стрелам их провеса или при помощи динамометра, натягивая провода с усилием, выбранным в зависимости от температуры окружающего воздуха, принятой по таблицам для данного типа линий, длины пролета и диаметра провода.

Стальные провода крепят (вяжут) на изоляторах промежуточных опор воздушных линий связи двумя кусками перевязочной проволоки (рис. 53, а), а на изоляторах угловых опор — одним куском (рис. 53, б).

Оконечную заделку стальных проводов выполняют стальной спаечной оцинкованной проволокой (рис. 54, а), а проводов из цветного металла — при помощи овальных трубочек, которые надевают на

Рис. 53. Вязка проводов

провода, а затем закручивают щипцами (рис. 54, б) или аналогично стальным.

В районах, где наблюдается вибрация проводов, для предупреждения их обрыва в местах крепления на изоляторах, вызываемого изношенностью металла, применяют рессорные вязки (рис. 55).

На опорах высоковольтных линий СЦБ с одинарным креплением проводов рессорную вязку проводов выполняют при помощи рессоры в виде скобы, провода располагают на шейке изолятора (рис. 56, а). Рессоры устанавливают на проводах высоковольтной цепи при их двойном подвешивании (рис. 56, б и в).

Крепление и оконечную заделку проводов высоковольтной цепи и сигнальных цепей ВСЛ СЦБ осуществляют так же, как и на воздушных линиях связи. Исключением является то, что боковую вязку на угловых и других опорах выполняют двумя кусками перевязочной проволоки.

На опорах ВЛ СЦБ, установленных на станциях и в населенной местности, а также на транспозиционных и переходных опорах провода высоковольтной цепи закрепляют способом двойного подвешивания. При поперечном расположении изоляторов двойное крепление осуществляют в соответствии с рис. 56, в.

Нумерация опор и установка предупредительных плакатов. Для удобства эксплуатации опоры линий связи и ВЛ СЦБ нумеруют. На линиях связи опоры нумеруют по усилительным участкам, начиная отсчет от крупной станции к мелкой или с севера на юг и с запада на восток; на ВЛ СЦБ опоры отсчитывают по перегонам по ходу километров железнодорожного пути.

На железнодорожных опорах номера пишут черной масляной краской, а к деревянным опорам, пропитанным заводским способом, прибивают железные листы размером 450 X 100 мм.

На опорах линий связи (рис. 57, а) указывают две последние цифры года установки, а под ними по вертикали пишут порядковый номер опоры. Цифру, обозначающую каждую тысячу опор, наносят только на тех опорах, номер которых оканчивается нулем, а на остальных опорах оставляют свободное место (рис. 57, б). В стыке секций скрещивания над годом установки опоры ставят букву «С» (рис. 57, в).

Верхняя цифра на опоре В Л СЦБ (рис. 57, г) показывает порядковый номер опоры, а нижняя — год установки. Кроме этого, на территории населенных пунктов все опоры ВЛ СЦБ должны иметь предупредительные плакаты с надписью «Не трогать — смертельно!». На перегонах такие плакаты устанавливают на каждой третьей опоре, а также на переходных, силовых, оконечных опорах и опорах с трехполюсными разъединителями

Рис. 56. Рессорная вязка высоковольтных проводов

Рис. 57. Нумерация опор

Типы и конструкции заземляющих устройств | Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта | Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий

Добавить комментарий