Системы питания

Система питания переменным током. При системе питания автоблокировки переменным током сигнальные установки получают электропитание от двух трансформаторов, присоединенных к линиям основного (ВЛ СЦБ) и резервного (ВЛ ПЭ) питания (рис. 254).

Линия продольного электроснабжения - надежный резерв для питания устройств автоблокировки при прекращении подачи электроэнергии от ВЛ СЦБ. Эта линия питается от тяговых подстанций.

Рис. 254. Схема расположения проводов и приборов ВЛ СЦБ и

В Л ПЭ:

I, 4 - кабельные ящнки; 2 - резервный трансформатор типа ОМ; 3-основной трансформатор типа ОМ; 5 - релейный шкаф

При оборудовании ВЛ ПЭ в пролете между двумя соседними опорами контактной сети в створе проводов линии устанавливают специальную резервную силовую опору. На опоре монтируют линейный трансформатор типа ОМ вместе с коммутационной и защитной аппаратурой.

Со вторичной обмотки резервного трансформатора напряжение подается по кабелю в релейный шкаф сигнальной точки на тыловые контакты аварийного реле А типа АСШ2-220. Нормально устройства автоблокировки питаются через фронтовые контакты аварийного реле от основного линейного трансформатора, включенного в высоковольтную линию. При перерыве подачи напряжения в эту линию устройства автоблокировки питаются от резервного трансформатора линии продольного электроснабжения.

В случае отсутствия второй высоковольтной цепи применяют резервирование линейных трансформаторов по схеме, приведенной на рис. 255, а. Трансформаторы устанавливают на соседних опорах. С помощью разъединителей любой трансформатор отключают от линии, и участок высоковольтной цепи готов для ремонта или устранения повреждений. Иногда для тех же цепей резервное питание выполняют по цепи низкого (220 В) напряжения, подвешенной на сигнальной траверсе от соседней сигнальной точки (рис. 255, б). В обоих случаях переход от основного питания к резервному осуществляется автоматически с помощью аварийного реле.

На участках с электротягой переменного тока и рельсовыми цепями частотой 25 Гц резервное питание устраивают от проводов системы ДПР 27,5 кВ или линии продольного энергоснабжения 35 кВ. Сигнальные точки получают резервное питание от комплектных однофазных трансформаторных подстанций (К.ТПО) через трансформатор Т типа ЗНОМ-35-65 (рис. 256).

Для резервного питания сигнальных установок допускается использовать трансформаторы, питающие электроэнергией линейных потребителей, кроме трансформаторов для путевого инструмента. Размещение линейных трансформаторов основного и резервного питания на одной опоре не допускается.

В качестве линейных трансформаторов применяют понижающие трансформаторы типа ОМ, при этом рельсовые цепи, двигатель кодового трансмиттера, лампы светофора и дешифраторная ячейка питаются переменным током. Лампы светофоров и дешифраторная ячей-

Рис. 256. Схема коммутации трансформаторной подстанции

КТПО

на питаются от сигнального трансформатора типа СОБС, а рельсовые цепи ¦- от путевого трансформатора типа ПОБС. На рис. 257 показана схема электропитания сигнальной установки кодовой автоблокировки при электротяге постоянного тока.

Вся аппаратура сигнальных точек находится в металлических релейных шкафах. На двухпутных участках для сигнальных устройств каждого пути предусматривается отдельный релейный шкаф. Такое разделение устройств обеспечивает автономность их действия.

Цепи электропитания от силовых трансформаторов линий ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ как при одиночной, так и при спаренной сигнальной установке прокладывают в разных траншеях и, кроме того, при спаренной сигнальной установке подключают в разные релейные шкафы так, чтобы при повреждении одной линии питание подавалось по другой.

В релейных шкафах приборы питаются напряжением 12 В постоянного тока от двух выпрямителей. Приборы релейного шкафа, не связанные линейными цепями, подключают к выпрямителю дешифра-торной ячейки (Я и М). Приборы, питающие линейные цепи, подключают к выпрямителю БПШ (ЛП и ЛМ).

От перегрузок и коротких замыканий приборы защищают автоматическими выключателями и плавкими предохранителями на 20 А.

Для защиты приборов рельсовой цепи от воздействий коротких замыканий в контактной сети и грозовых разрядов на питающем и релейном концах вторичных обмоток дроссель-трансформаторов устанавливают нелинейные выравниватели.

Достоинство системы питания переменным током состоит в том, что не требуются местные источники питания - аккумуляторы. Однако действие автоблокировки может нарушаться при выключении переменного тока. Поэтому такая система требует надежных двусторонних источников питания высоковольтной линии и надежного резервирования от В Л ПЭ.

Схема электропитания автоблокировки при электротяге на переменном токе промышленной частоты аналогична схеме электропитания автоблокировки при электротяге на постоянном токе. Разница только в том, что в цепи питания рельсовых цепей частотой 25 Гц

Рис. 257. Схема электропитания сигнальной точки кодовой автоблокировки при электротяге постоянного тока

включают статические преобразователи частоты типа ПЧ50/25-100, которые размещают в релейных шкафах. В сигнальных установках однопутной автоблокировки и в спаренных сигнальных установках двухпутной автоблокировки преобразователи частоты, питающие рельсовые цепи, необходимо включать противофазно, чтобы уменьшить токи подмагничивания и нагрузку трансформаторов типа ОМ.

Смешанная система питания. На участках с автономной тягой используют смешанную систему питания. При такой системе питания приборы автоблокировки получают электроэнергию переменного тока от В Л СЦБ, а при отключении переменного тока все приборы и рельсовые цепи питаются от аккумуляторов.

В релейных шкафах напряжение 220 В, поступающее от линейного трансформатора, понижается трансформатором Т1 типа СОБС до 12 В и используется для питания светофорных ламп. Рельсовые цепи питаются от путевой батареи GB, состоящей из одного кислотного аккумулятора типа АБН-72 или АБН-80 и работающей в буферном режиме с выпрямителем типа ВАК-14 (рис. 258). Выпрямитель типа ВАК-13 или ВАК-16 подзаряжает сигнальную аккумуляторную батарею GB, состоящую из шести аккумуляторов, которая питает линейную цепь и реле сигнальной точки. Трансформатор Т2 типа ПОБС или СОБС-2А и трансмиттер КПТ передают в рельсовую цепь импульсы переменного тока кодовых комбинаций автоматической локомотивной сигнализации.

В случае прекращения подачи переменного тока лампы светофора через тыловые контакты аварийного реле А продолжают получать питание от аккумуляторной батареи, запас емкости которой рассчитан на непрерывную работу без подзаряда в течение суток.

Аккумуляторные батареи размещаются в батарейном шкафу, находящемся рядом с релейным шкафом. Выпрямители, работающие в буферном режиме с аккумуляторами, располагают только в релейных шкафах.

В кабельном ящике цепи напряжением 220 В защищают автоматическим выключателем многократного действия типа АВМ. В релейном шкафу провода защищены предохранителями штепсельного типа на 20 А, которые используют и как разъединители для выключения напряжения при ремонте и испытаниях. Для защиты приборов в шкафу от попадания на них высокого напряжения с высоковольтной линии через трансформатор типа ОМ в цепь напряжением 220 В включают разрядники типа РВНШ-250. Такие разрядники подключают в кабельном ящике, а также на приборы рельсовых цепей.

системы питания

Рис, 258. Схема электропитания сигнальной точки автоблокировки при смешанной системе

На участках с автономной тягой в основном используют кодовую автоблокировку с рельсовыми цепями переменного тока частотой 50 или 25 Гц.

Схема электропитания сигнальных установок для рельсовых цепей частотой 50 Гц будет аналогична схеме электропитания при электротяге постоянного тока. Рельсовые цепи частотой 25 Гц питаются от преобразователей частоты ПЧ50/25-100.

Энергоснабжение устройств автоблокировки | Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта | Электропитание от высоковольтных проводов, подвешенных на опорах контактной сети