Механизация кабельных работ

При строительстве кабельных линий стремятся к комплексной механизации работ - замене ручных средств труда машинами при выполнении всех основных и трудоемких вспомогательных операций. При комплексной механизации создают механизированные колонны, которые оснащают необходимыми машинами и механизмами.

Механизмы применяют при устройстве просек, планировке трассы, прокладке кабеля, разработке грунта, при рытье траншей и котлованов, засыпке траншей, а также при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке материалов и изделий.

Для устройства просек в лесах, корчевания пней и планировки трассы кабелей применяют: электропилы и мотопилы, кусторезы и корчеватели пней, смонтированные на гусеничных тракторах, бульдозеры.

Траншеи роют роторными (рис. 92), цепными и одноковшовыми экскаваторами. После укладки кабеля траншеи засыпают бульдозерами или траншеезасыпщиками.

Рис. 92. Траншейный роторный экскаватор:

/-лебедка; 2 - редуктор лебедки; 5 -трактор; 4 - редуктор отбора; 5 - карданный шарнир, 6 - редуктор привода фрезы; 7 - гидроцилиндры фрезы; 8 - пневмоколеса; 9 - фреза; 10 - подборщик грунта

Для рытья траншей в мерзлых грунтах используют двухборовую машину на базе трактора С-100. Машина имеет режущие цепи, каждое звено которых является резцедержателем.

При прокладке кабелей на станциях и перегонах траншеи роют с помощью специальной самоходной машины, сделанной на базе дрезины ДГКУ, передвигающейся по рельсам. Она состоит из многоковшового роторного цепного бара, установленного на выдвижной раме. Такая конструкция машины позволяет рыть траншеи на расстоянии 1,85-2,85 м от оси пути. Ширина траншеи 0,3 м, а глубина, считая от уровня головки рельса, - до 1,6 м. Траншеи засыпают специальными откидными крыльями, расположенными по обе стороны передней части дрезины.

Для разрезания грунта и для прокладки проводов или тросов грозозащиты применяют двухколесный прицепной агрегат, оборудованный пропорочным и проводо- или тросоукладочным ножами.

При прокладывании кабеля используют кабелеукладчики на гусеничном и колесном ходу и болотоходные. Основным рабочим органом кабелеукладчика являются кабелеукладочный нож. Сзади ножа укрепляют полую кассету с направляющими лотками, через которые проходят прокладываемые кабели.

Кабелеукладчик (рис. 93) представляет собой тележку на гусеничном ходу, оборудованную устройствами для установки барабанов с кабелем 2. Предплужник 1 разрезает верхний слой грунта на глубину 0,3-0,5 м, облегчая движение основного ножа 3, который образует узкую вертикальную щель в земле глубиной до 1,3 м. Кабель закладывается в щель с помощью специальной кассеты 4, шарнирно соединенной с ножом. Для уменьшения трения кабеля о стенки кассеты внутри нее установлены ролики. Конструкция кассеты и расположение барабана на кабелеукладчике обеспечивают допустимый изгиб кабеля. Барабаны с кабелем погружают на тележку кабелеуклад-чика краном. Затем кабель закладывают в кассету так, чтобы его конец длиной около 3 м вышел из кассеты. Этот конец кабеля укрепляют на дне котлована, который роют для заглубления основного ножа.

Передвигают кабелеукладчик с помощью тракторов на гусеничном ходу, число которых зависит от категории грунта. Щель, образовавшуюся в земле после прохода кабелеукладчика, засыпают прицепные траншеезасыпщики, с помощью которых над траншеей образуется валик грунта шириной 0,5-0,6 м и высотой 0,2-0,3 м.

На трассе строительства кабельных линий встречаются автомобильные и железные дороги, трамвайные пути, железнодорожные насыпи и другие сооружения, где использовать механизмы не представляется возможным. В таких местах кабель прокладывают в защитных трубопроводах. Разработку грунта для укладки кабельных трубопроводов выполняют скрытой бестраншейной проходкой специальными машинами.

Для прокладки кабеля под полотном железной дороги применяют машины горизонтального бурения или прокалывания грунта. Прополочная гидравлическая машина (рис. 94) действует по принципу гидравлического домкрата и состоит из упорной плиты 1, шлангов 2, плунжерного насоса высокого давления 3 с двигателем внутреннего сгорания 4, направляющей рамы 5, сборной штанги 8 с головкой 6, двух гидравлических цилиндров 9 и расширителя отверстия в грунте 7. Эта машина позволяет прокалывать насыпи шириной до 40 м с диаметром канала до 180 мм. Буровые установки пробуривают отверстие глубиной до 50 м, диаметром до 200 мм.

Рис. 93. Кабелеукладчик на гусеничном ходу

Бестраншейная проходка методом прокола может осуществляться пневмопробойниками, приводимыми в действие воздушным давлением от передвижной компрессорной станции. Этими механизмами можно осуществлять подземные проходки с каналами диаметром от 150 до 250 мм на длине до 50 м.

Транспортировку барабанов с кабелем, размотку кабеля в открытую траншею с барабана, установленного на транспортере, при буксировке последнего вдоль траншеи, размотку кабеля с неперемещае-мого барабана осуществляет колесно-кабельный транспортер (рис. 95), который состоит из дышла 1 в сборе, механизма погрузки 2, подвески 3, рамы 4. Как правило, кабелеукладчики работают совместно с колесно-кабельными транспортерами.

После того как с барабанов одного транспортера кабель размотан, его конец складывают с кабелем следующего барабана другого транспортера, плотно обматывают их просмоленной лентой и, пропустив через кассету, продолжают прокладывать кабель.

В зависимости от условий прокладки и категории грунтов кабелеукладчики ножевого типа оснащают кабелепрокладочными ножами, наиболее пригодными для работы в трудных условиях.

При строительстве, эксплуатационно-техническом обслуживании кабельного хозяйства и ремонтно-восстановительных работах на кабельных линиях применяют разнообразные инструменты и механизмы. Для разработки траншей и котлованов в скальных и мерзлых

Рис. 94. Проколочная гидравлическая машина

грунтах, а также для вскрытия тротуаров и пробивки проемов и отверстий в стенах используют пневматические инструменты, приводимые в действие сжатым воздухом от передвижных компрессорных станций.

При разработке траншей в тяжелых грунтах, а также для вскрытия асфальта и булыжных мостовых пользуются пневмоотбойным молотком и бетоноломом. Отверстия в стенах пробивают с помощью строительных пистолетов. Рубку металла, чеканку швов в металлоконструкциях, зачистку сварных швов и другие работы на строительстве устройств связи выполняют пневматическими рубильными молотками.

Электроды заземления забивают в грунт вибромолотами. В различных конструкциях отверстия сверлят электрическими дрелями. Ручные насосы, а также передвижные и переносные мотопомпы используют для слива воды.

К месту прокладки кабелей отдельные кабельные барабаны перевозят на автомобилях, трейлерах, тракторах с прицепами, обладающих высокой проходимостью, железнодорожных платформах.

Самоходные краны, автомобильные и тракторные автопогрузчики применяют для разгрузки и погрузки барабанов с кабелем, пустых барабанов. Кабель протягивают в канализации ручными и механическими лебедками. Если лебедку устанавливают на автомобиле, то она приводится в движение от его двигателя. На автомобиле монтируют также агрегаты для вентилирования колодцев, накачки кабеля воздухом и откачки воды из колодцев, а также генератор для освещения места работ и питания электрических инструментов.

Монтаж силовых и контрольных кабелей. Паспортизация кабельных линий | Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта | Техническое обслуживание и ремонт кабельных линий