Поездной кран машиниста типа Н-6

/ Тепловозы серии ДА и ДБ / Поездной кран машиниста типа Н-6

Поездной кран машиниста (фиг. 76) по работе напоминает кран Вестингауза отечественного изготовления, но видоизменён в конструкции. Ручка крана машиниста имеет не пять, а шесть положений: 1) отпуск и зарядка, 2) поездное, 3) поддержание, 4) перекрыша, 5) служебное торможение, 6) экстренное торможение.

Особенностью крана является третье положение - поддержание. При этом положении ручки после торможения происходит отпуск и зарядка тормозов состава до нормального давления, но тормоз тепловоза поддерживается в заторможенном состоянии с тем, чтобы обеспечить плавность отпуска тормозов.

При первом положении ручки крана тоже получаются отпуск и зарядка тормозов состава с поддержанием тепловоза в заторможенном состоянии, с той лишь разницей, что при этом воздух из главного резервуара поступает в тормозную магистраль широким и прямым проходом под большим напором.

Если ручку крана оставить в первом положении, то тормоза поезда будут заряжены до давления главного резервуара. Во избежание этого ручка должна быть переставлена во второе (поездное) положение или третье (поддержание). Чтобы машинист не мог забыть этого, шум выходящего воздуха из калиброванного отверстия крана машиниста привлекает внимание машиниста и напоминает ему, что ручка находится в первом положении.

Кран машиниста (фиг. 76) состоит из четырёх частей, соединённых четырьмя сквозными болтами, причём к нижней части 10 присоединены все трубопроводы. Это позволяет, при надобности, для осмотра и ремонта золотника или уравнительного поршня, который находится под золотником, отделить три верхние части от нижней, не расстраивая соединения с ней воздухопроводов.

Фиг. 76. Кран машиниста типа Н-6

1-золотник, 2-уравнительный поршень с обратным клапаном, 3- атмосферный клапан, 4-стержень, 5-ручка, 6 -тройник, 7- верхняя часть, 8-средняя часть с зеркалом золотника, 9-средняя часть с поршневой камерой, 10-нижняя часть, 11- прокладка под стержень, 12-прокладка под верхнюю част„, 13-прокладка под среднюю часть, 14-прокладка под нижнюю часть, 15-пружинка клапана, 16-шпилька, 17-уплотните л ьное кольцо поршня, 18-ввёртыш в атмосферный канал, 19-кулачок, 20- пружина кулачка, 27-обратный клапан, А-ввёртыш для получения торможения паровоза при положении ручки в поддержании, В-ввёртыш для предотвращения отпуска тормоза при поло-женин перекрыши

В нижней части 10 крана кроме тройника с трубками к манометру и уравнительному резервуару трубы к песочнице, отверстие для которой за ненадобностью заглушено, присоединены следующие трубы (места соединений имеют литые марки на корпусе):

ру - труба */«* от питательного клапана;

2 - труба 318" тормозная;

3 - труба 318" отпускная;

ВР - труба 1" (тормозная магистраль);

МЙ - труба 1" напорная от главного резервуара;

Уравнительный поршень 2 имеет конструкцию, отличающуюся от поршня отечественного крана. В полой средней части уравнительного поршня находится плоский обратный клапан 27, изготовленный из композиции и постоянно прижимаемый кверху спиральной пружинкой 15. Назначение обратного клапана 27 при перезарядке,-отжимаясь вниз, сообщать уравнительную камеру с тормозной магистралью и быстро уравнивать давления. Это позволяет, отпустив тормоза, вновь вызвать торможение раньше, чем это возможно при уравнительном поршне без обратного клапана. Камера над уравнительным поршнем увеличивается в объёме присоединением градационного резервуара ёмкостью около 15 л.

Ниже приводится краткая характеристика положений ручки крана машиниста Н-б.

Первое положение - «з а р я д к а и о т п у с к»: а) зарядка и отпуск тормоза состава; б) тормоз тепловоза остаётся в заторможенном состоянии, если он был заторможен до начала отпуска.

Второе положение - «п о е з д н о е»: а) тормоза заряжены и готовы к действию; б) тормоза поезда и тепловоза отпущены.

При этом положении ручки крана тормозная система заряжается воздухом из главного резервуара давлением, на которое отрегулирован питательный клапан. Тормозная камера воздухораспределителя сообщается с атмосферой.

Третье положение - «поддержание». При этом положении тормози состава отпускают и заряжаются давлением, на которое отрегулирован питательный клапан. Тормоз тепловоза остаётся заторможённым.

Четвёртое положение -«п е р е к р ы ш а». В это положение ручку крана ставят-всегда перед началом торможения для выравнивания давления в магистрали и при ступенчатом торможении для сохранения полученного тормозного эффекта. При этом получается полное разобщение всех каналов в зеркале и лице золотника. Этим же положением пользуются для получения ступенчатого отпуска прямодействующих тормозов поезда системы Казанцева, Матросова путём постановки ручки крана из положения перекрыши в первое положение или третье, если требуется оставить заторможенным тепловоз, и во второе положение, если требуется одновременно отпустить тормоза поезда и тепловоза.

Пятое положение - «служебное торможение». Этим положением ручки достигается медленное снижение давления в уравнительном резервуаре и соответственно в тормозной магистрали. Выпуск воздуха из магистрали благодаря конструкции конуса выпускного клапана, также медленно прекращается, чтобы избежать получения повышения (подпора) давления в головной части поезда. В результате быстрого притока воздуха из задней части поезда может получиться отпуск тормозов в головной части поезда и оттяжка.

Шестое положение - «экстренное торможение». При этом положении ручки получается прямое сообщение тормозной магистрали с атмосферой, и давление быстро падает до нуля.

Обобщая выше изложенное, можно сделать следующие выводы.

1. Тормоз тепловоза остаётся в заторможенном состоянии, а тормоза состава отпускают при первом («отпуск») и третьем («поддержание») положениях ручки крана машиниста.

2. Тормоза тепловоза и состава одновременно отпускают при втором («поездном») положении ручки.

3. При первом положении ручки крана машиниста происходит быстрый отпуск и зарядка тормозов состава и задерживается отпуск тормоза тепловоза.

4. Вторым положением ручки достигается одновременный отпуск тормозов состава и тепловоза и автоматическое поддержание в тормозной магистрали нормального зарядного давления.

5. Третьим положением ручки крана, так же как вторым положением, получается отпуск поездного тормоза и зарядка нормальным

давлением, на которое отрегулирован питательный клапан, с той лишь разницей, что тепловоз при третьем положении ручки крана остаётся заторможенным, а при втором - тормоз отпускает.

6. При четвёртом положении ручки крана тормоз работает без питания, как непрямодействующий. Периодическим перемещением ручки крана из четвёртого положения (перекрыши) в третье или второе можно при прямодействующих тормозах Казанцева и Матросова достигнуть ступенчатого отпуска.

7. При шестом положении ручки крана получается экстренное торможение поезда и тепловоза.

8. При нахождении ручки поездного крана Н-6 или вспомогательного Б-6 в положении перекрыши исключена возможность отпустить тормоз тепловоза.

На фиг. 77 изображены каналы лица золотника и каналы зеркала золотника.

Каналы лица золотника:

а - сквозное отверстие, через которое главный резервуар сообщается с тормозной магистралью при первом положении ручки крана;

/ - выемка в золотнике, которая соединяет питательный клапан с тормозной магистралью в положениях ручки «поездном» и «поддержании» и с сигнальным отверстием г в зеркале золотника в первом положении ручки;

Л - круглое отверстие, сообщается просверленным внутренним каналом т с атмосферным круглым отверстием о. Это отверстие сообщается при «поездном» положении ручки крана с отпускной трубой воздухораспределителя, через отверстия І, V в зеркале; при положении «поддержание» с каналом V - в зеркале и при пятом положении - с отверстием е начального (служебного) выпуска;

/" - сквозное круглое отверстие с двумя выемками в лице золотника соединяет главный резервуар: 1) с камерой над уравнительным поршнем в положении отпуска, 2) с питательным клапаном в положениях перекрыши и служебного торможения, а при экстренном торможении сообщает питательный клапан с отверстием воздушной песочницы;

к - выемка в лице золотника, соединённая внутренним сверлёным отверстием с выемкой л, сообщает камеру над уравнительным поршнем с магистралью в положениях ручки «поездном» и «поддержания» и питательный клапан с тормозной камерой (через выемку л) в положении ручки «экстренное торможение»;

о - круглое атмосферное отверстие, соединённое внутренним каналом с окнами /, Л и выемкой х;

э - сквозное круглое отверстие золотника с радиальной выемкой в лице сообщает главный резервуар через отверстие р в зеркале золотника с регулятором хода насоса на паровозе; на тепловозе это отверстие заглушено;

/ - круглое отверстие в лице, соединённое внутренним каналом с выемкой о, сообщает с атмосферой камеру над уравнительным поршнем в положении ручки «экстренное торможение»;

и> - выемка в лице золотника соединяет в положении «перекрыша» отпускную трубу воздухораспределителя с окном д зеркала золотника;

х - выемка в лице золотника, соединённая внутренним каналом с атмосферной выемкой о, сообщает тормозную магистраль с атмосферой при экстренном торможении.

Окна в зеркале золотника;

в - к тормозной магистрали; с - к тормозной магистрали; й - к питательному клапану;

е - отверстие начального выпуска, через которое воздух выходит в атмосферу из камеры над уравнительным поршнем при служебном торможении (пятое положение ручки);

# - к камере над уравнительным поршнем;

/, V - к отпускной трубе воздухораспределителя; эти каналы разделены ввёр-тышем А;

р - к головке регулятора хода насоса на паровозе (на тепловозе заглушено);

г - к сигнальному отверстию, через которое с шумом выходит воздух от питательного клапана в атмосферу при первом положен ли ручки крана;

и - к тормозной камере воздухораспределителя;

у - к песочнице и клапану экстренного торможения при экстренном положении ручки крана. Это отверстие на тепловозе выключено; ц - выпускной канал, закрытый ввёртышем В.

Главные воздушные резервуары | Тепловозы серии ДА и ДБ | Вспомогательный кран машиниста типа Б-б