Работа тепловозов по системе многих единиц

/ Тепловозы серии ДА и ДБ / Работа тепловозов по системе многих единиц

Для возможности работы двух и более тепловозов, «по системе многих единиц», т. е. с управлением из одного поста, на каждом тепловозе проложен поездной кабель, оканчивающийся соединительными розетками.

Кабель имеет 19 проводов, из которых три провода Y1, Y2 иУЗ - запасные, а остальные провода соединены с теми или иными проводами низковольтной цепи управления (фиг. 31).

При работе двух сцепленных тепловозов соединительные розетки обоих тепловозов соединяются поездным межтепловозным соединением, которое представляет собой кабель с двумя штепсельными головками. Это даёт возможность управлять обоими тепловозами с одного поста.

Обе рукоятки контроллера на втором тепловозе должны быть выключены. Необходимо реверсивную рукоятку второго тепловоза снять и хранить на первом тепловозе. Все кнопки на кнопочном щитке управления второго тепловоза должны быть выключены.

Включение кнопок «Управление» и «Вспомогательный топливный насос» на обоих тепловозах вызвало бы параллельное соединение обеих аккумуляторных батарей. Если напряжение аккумуляторных батарей различно, то возникнет уравнительный ток, могущий расплавить предохранители. Поэтому в цепи проводов 50 и 52 добавляются сопротивления 727 для ограничения уравнительного тока.

Принцип работы соединённых вместе тепловозов по существу тот же самый, что и работа одиночного тепловоза, где управление осуществляется при помощи нескольких проводов, идущих от центрального поста управления. Однако некоторые особенности нуждаются в дополнительном описании.

Пуск и остановка двигателей. Пуск двигателей производится на каждом тепловозе самостоятельно. Управление работающими двигателями осуществляется с одного поста путём электрического соединения проводов 7, 2, 3 обоих тепловозов.

Остановка двигателей происходит одновременно на обоих тепловозах путём выключения кнопки «Вспомогательный топливный насос» на ведущем тепловозе. Для обеспечения этого на втором тепловозе все кнопки должны быть выключены (фиг. 31).

Работа реверсоров. Согласованная работа реверсоров обоих тепловозов достигается путём включения каждой из двух катушек реверсора в определённый провод поездного кабеля (фиг. 31).

Провода реверсора имеют двойную нумерацию О-8 или 8-О.

При сцеплении двух одинаково повёрнутых тепловозов возбуждается один и тот же провод и, следовательно, одни и те же катушки реверсора.

Таким образом, обеспечивается одинаковое направление движения.

При сцеплении двух разно направленных тепловозов, на втором тепловозе возбуждается другой провод и другая катушка реверсора. Второй тепловоз приходит в движение назад. Но так как сам тепловоз повёрнут, то его движение совпадает с движением первого тепловоза.

Управление песочницей. Работа песочницы, имеющей четыре бункера, связана с работой реверсора. Блокировки на реверсоре обеспечивают цепь проводов 54-54А при положении реверсора «Вперёд» и цепь 54-54В при положении реверсора «Назад» (фиг. 31).

При нажатии ножной педали 122 ток подаётся от провода 5о к проводу 54 и далее в провод 54А или 54В, возбуждая катушку 123 соответствующих бункеров песочницы.

На втором тепловозе ток подаётся также в провод 54, обеспечивая работу песочницы.

Зажигание прожекторов. Прожектора на первом тепловозе зажигаются двумя парами кнопок.

Третья пара кнопок предназначена для зажигания дальнего прожектора на втором тепловозе, независимо от положения тепловоза.

При нажатии кнопки «Слабый свет дальний» ток подаётся на провод

66, который выходит в обе соединительные розетки (фиг. 31).

При сцеплении одинаково направленных тепловозов на втором тепловозе ток подаётся в провод 63 при помощи межтепловозного соединения, в котором контакт 66 соединён с контактом 61. Вследствие этого на втором тепловозе зажигается задний прожектор тусклым светом.

При нажатии кнопки «Яркий свет дальний» ток подаётся на провод

67, который выходит в обе соединительные розетки.

При помощи межтепловозного соединения, в котором контакт 67 соединён с контактом 62, на втором тепловозе ток подаётся в провод 64. Вследствие этого дальний прожектор второго тепловоза зажигается ярким светом.

Если второй тепловоз повёрнут своим задним концом вперёд, то при нажатии кнопки «Слабый свет дальний» ток подаётся в провод 61 второго тепловоза. Вследствие этого на втором тепловозе загорается передний прожектор тусклым светом. Этот прожектор как раз является дальним по отношению к посту управления.

Точно так же при нажатии кнопки «Яркий свет дальний» ток подаётся в провод 62 второго тепловоза и дальний прожектор загорается ярким светом.

Таким образом, независимо от положения второго тепловоза, обеспечивается всегда зажигание дальнего прожектора по отношению к посту управления.

Работа тепловоза одной тележкой. При повреждении тягового мотора (в этом случае, как указывалось выше, должны быть отключены моторы одной тележки) работа тепловозов по системе многих единиц не нарушается. Катушки контакторов SP1 или SP2 возбуждаются от провода 8А, который блокировкой реверсора соединён с проводом 8 или О.

Контакторы шунтировки поля включаются обычным порядком с помощью реле V при скорости 16 км/час.

Управление электрическими цепями | Тепловозы серии ДА и ДБ | Проверка секвенции