Тепловозы серии ДА и ДБ | Описание схемы электрических соединений

(См. схему электрических соединений на фиг. 31, 31а и табл. 5).

Все электрические машины и аппараты соединены определённым образом, обеспечивающим их нормальную работу в строго установленном порядке.

Схематически эти аппараты, машины и их соединения указаны на «Схеме электрических соединений тепловоза».

Схема тепловоза содержит в себе ряд цепей.

Все цепи на схеме показаны в обесточенном состоянии. Реверсор» показан в положении «Вперёд». Ниже приводятся описания главнейших цепей тепловоза и далее — общее описание электрической схемы. Описываемые цепи можно найти на общей схеме.

Главная моторная цепь (фиг. 31а). Главный генератор в питает цепь шести тяговых моторов.

Тяговые моторы могут иметь следующие соединения:

а) сериесное соединение, когда все шесть моторов соединены в одну цепь под ряд;

б) сериес-параллельное соединение, когда моторы соединены в две цепи, по три мотора под ряд в каждой цепи;

в) сериес-параллельное соединение с шунтированием поля возбуждения, когда параллельно цепи обмоток возбуждения моторов подключено шунтирующее сопротивление.

При сериесном соединении цепь образуется от зажима генератора 6Д, через якори моторов 6, 5 и 4, контакты реверсора, обмотки возбуждения моторов б, 5 и 4, контакты реверсора, контактор 5, якори моторов 3, 2 и 1, контакты реверсора, обмотки возбуждения моторов 3, 2 и 7, контакты реверсора, встречную (диференциальную) обмотку возбудителя и обратно к зажиму генератора вАА.

При переключении моторов на сериес-параллельное соединение срабатывает контактор БР1, замыкая накоротко моторы 3, 2 и 7. Ток проходит через моторы 6, 5 и 4. Затем размыкается контактор 5 и разрывает закороченную цепь моторов 3,2 и 7, после чего замыкается контактор БР2, образуя вторую параллельную цепь. При этом половина тока генератора протекает через моторы 6, 5 и 4, а другая половина — через моторы 3, 2 и 7.

При срабатывании контакторов М1 и М2 шунтируется поле возбуждения тяговых моторов, что вызывает увеличение скорости тепловоза.

Для изменения направления движения реверсор переводится в другое положение, что вызывает изменение направления тока в обмотках возбуждения тяговых моторов, а следовательно, изменение направления вращения якорей тяговых моторов.

Цепь реле боксования (фиг. 31а). Сопротивление VSR1 или присоединено параллельно к каждой цепи якорей моторов, а катушки реле Иф7 или №52 присоединены между точками одинакового потенциала в цепи якорей и цепи этих сопротивлений.

Если колёса не боксуют, в обеих этих точках имеется одинаковый потенциал и поэтому через катушки реле ток не проходит.

Если колёса боксуют, это равновесие потенциалов нарушается и реле срабатывает. Его контакты в цепи проводов 8А — 8У — 81 разрывают цепь, питающую катушку контактора возбуждения возбудителя £Р (фиг. 31).

Контактор ЕР размыкается, напряжение возбудителя падает. Следовательно, падает напряжение главного генератора и снижается мощность, отдаваемая тяговым моторам. Одновременно контакты реле боксования дают напряжение на провод 55, вследствие чего приводится в действие зуммер 118, дающий звуковой сигнал.

После прекращения боксования реле автоматически восстанавливает цепь, питающую катушку контактора ЕР. Контактор включается, главный генератор повышает напряжение и питает тяговые моторы.

При работе зуммера рукоятка контроллера должна быть переведена на меньшую позицию и нажата педаль песочницы.

Цепь реле максимального тока (фиг. 31а). Сериесная катушка реле максимального тока СЕ включена последовательно в цепь моторов б, 5 и 4 между контактором БР1 и встречной обмоткой возбудителя.

Когда нагрузка в этой цепи превышает 660 а, реле начинает срабатывать. Подвижной контакт реле начинает вибрировать и отходить от неподвижного, выключая сопротивление СЕЮ из цепи возбуждения возбудителя. Общее сопротивление цепи возбуждения возбудителя увеличивается, ток возбуждения уменьшается. Главный генератор уменьшает свою нагрузку. В дальнейшем, если ток в цепи моторов не уменьшается, подвижной контакт реле касается другого, неподвижного контакта реле и обмотка возбуждения возбудителя будет постепенно зашунтирована через сопротивление СХ/?2, Ток возбуждения возбудителя ещё более уменьшится, понижая нагрузку генератора. Таким образом, генератор будет предохранён от перегрузки.

При уменьшении нагрузки реле автоматически восстанавливает исходное положение.

Реле СЬ действует только на сериес-параллельном соединении моторов.

Цепь реле заземления (фиг. 31а). Катушка реле заземления б/? соединена последовательно с трубчатыми сопротивлениями б!№ и рубильник 108 соединён между контактом }3 реверсора и землёй.

Поскольку это единственное нормально заземляющее соединение, здесь наблюдается лишь очень слабая утечка тока. Если силовая цепь, якорь и дополнительные полюсы генератора, якори и обмотки возбуждения тяговых моторов будут где-либо, вследствие каких-либо повреждений, дополнительно заземлены, между контактом ]3 и землёй появится разность потенциалов и через катушку реле потечёт ток. Реле срабатывает и его контакты в цепи 81-8Н и 8Р — 8й разомкнут цепь катушек контакторов возбуждения возбудителя £Р и возбуждения генератора ОР. Контакторы разомкнутся и быстро обесточат возбудитель и генератор (фиг. 31).

Если на-глаз или по запаху нельзя обнаружить какое-либо повреждение, то следует реле восстановить и попробовать привести тепловоз в движение. Если реле сработает вторично и попрежнему не обнаружатся никакие признаки действительного повреждения, можно рубильник 108 разомкнуть и следовать далее без работы реле 67?.

Однако нормальная работа реле должна быть восстановлена возможно скорей.

Цепь реле переключения тяговых моторов (фиг. 31а). Шунтовая и сериесная катушки реле переключения тяговых моторов V действуют на якорь реле навстречу друг другу, т. е. стремятся перемещать его в разных направлениях. Срабатывание реле определяется перевесом действия шунтовой катушки.

Шунтовая катушка реагирует на напряжение генератора, а сериесная катушка — на ток генератора. Момент срабатывания реле определяется отношением напряжения к току генератора.

Сопротивление УЯ8 в цепи шунтовой катушки и УЯ7 в цепи сериесной катушки так отрегулированы, что реле срабатывает при всех нагрузках тепловоза при скоростях около 10 км/час и около 21,5 км/час.

Сопротивления V/?/ и УЯ8 определяют срабатывание реле V для перехода на сериес-параллельное соединение при скорости 10 км/час.

Сопротивления УЯ4, УЯ5 и УЯ6 немедленно включаются в начале перехода на сериес-параллельное соединение, заставляя контакты реле отключиться. Тем самым предотвращается преждевременное включение контакторов М1 и М2 шунтировки поля. После того как переключение тяговых моторов на сериес-параллельное соединение закончится, эти три сопротивления, а также сопротивление УЯ8, закорачиваются, подготовляя тем самым реле V к новому срабатыванию для включения контакторов шунтировки поля.

При скорости 21,5 км/час реле У снова срабатывает и включает контакторы шунтировки поля. Сопротивления У7?2 и УЯЗ при этом включаются, ослабляя действие шунтовой катушки реле. Однако реле не отключается до тех пор, пока скорость тепловоза не снизится до 16 км/час. Лишь при этой скорости контакты реле отпадают и контакторы шунтировки поля отключаются, не допуская перегрузки генератора.

Работая на комбинациях вольтажа и ампеража генератора, реле V может сработать на любой позиции контроллера при соответствующих условиях.

Цепь возбуждения возбудителям главного генератора (фиг.31а). Обмотка возбуждения возбудителя Е имеет двойное питание. Цепь самовозбуждения идёт от зажима возбудителя ЕА через трубчатое сопротивление в цепи Я5 — Я6, обмотку возбуждения — к зажиму возбудителя ЕАА.

Цепь независимого питания идёт от положительного зажима ЬА вспомогательного генератора, контактор EF, трубчатые сопротивления в цепи Я8 — Я6, обмотку возбуждения — к отрицательному зажиму ЬАА вспомогательного генератора.

Пусковое сопротивление в цепи Я8- /?7 обеспечивает плавный пуск тепловоза и закорачивается контактами реле С7?2 на третьем положении рукоятки ездового контроллера.

Возбудитель питает обмотку возбуждения главного генератора б через контактор При выключении этого контактора обмотка возбуждения генератора предохраняется от перенапряжения при помощи разрядного сопротивления вРЯ.

Цепь заряда батареи. При пуске дизеля, когда поднимается напряжение вспомогательного генератора А, срабатывает реле обратного тока ЯС. Его контакт в цепи 50-50А (фиг. 31) замыкается, включая катушку контактора В для заряда аккумуляторной батареи. При этом создаётся цепь от зажима вспомогательного генератора ЬА через плавкую вставку 103, сериесную катушку ЯС, контактор В, сопротивление заряда батареи ВЯ, шунт амперметра 702,

плавкую вставку 705, нож рубильника 700, батарею В, другой нож рубильника 700 и обратно к зажиму ЬАА вспомогательного генератора (фиг. 31а).

При остановке двигателя напряжение вспомогательного генератора падает. Как только батарея начинает давать ток обратно в генератор А, сериесная катушка реле обратного тока /?С отключает контакты реле и размыкает контактор В.

Цепь возбуждения вспомогательного генератора. Обмотка возбуждения вспомогательного генератора питается от провода 52 через реле напряжения X (фиг. 31а).

Ток в цепи возбуждения вспомогательного генератора регулируется переменным сопротивлением реле напряжения при помощи контактного бруса клиновидной формы.

Фиг. 32. Схема включения мотора вспомогательного топливного насоса в цепь обмотки возбуждения вспомогательного генератора

7-кнопка вспомогательного топливного насоса, 2 мотор вспомогательного топливного иасоса, 3 вспомогательный генератор

Регулирующая цепь реле X образуется от зажима А-]- через циферблатный реостат для регулирования напряжения при большой скорости двигателя к неподвижной и подвижной катушкам реле и к зажиму А-.

Обе эти цепи соединяются другим циферблатным реостатом для регулирования напряжения при холостом ходе двигателя и предназначенным также для предупреждения колебаний контактного бруса реле.

Сериесная обмотка подвижной катушки в цепи возбуждения способствует выравниванию напряжения при холостой и максимальной скорости и, кроме того, компенсирует различные давления пружин контактных пальцев, когда клиновидный контактный брус создаёт контакт с ббльшим или меньшим количеством пальцев.

При повышении напряжения контактный брус включает сопротивление и этим приостанавливает дальнейший рост напряжения. При понижении напряжения он закорачивает отдельные секции сопротивления.

Питание провода 52 производится от кнопки вспомогательного топливного насоса (фиг. 31). Таким образом, при выключении мотора вспомогательного топливного насоса одновременно обесточивается обмотка возбуждения вспомогательного генератора А (фиг. 32). При этом мотор топливного насоса служит сопротивлением разрядки для обмотки возбуждения вспомогательного генератора.

Основные агрегаты | Тепловозы серии ДА и ДБ | Управление электрическими цепями

Добавить комментарий