Цепи автоматической пожарной сигнализации

Цепи автоматической пожарной сигнализации

На тепловозах ЗТЭ10М и 2ТЭ10М с 1982 г. применяется система автоматической пожарной сигнализации (АПС) с термоизвещателями ДТІ- ДТ21 типа ИПЛ-125, залитыми легкоплавким сплавом. В систему входят (см. рис. 1): реле управления РУ14 типа ТРПУ-1, сигнальные лампы ЛПІ, 3 и ЛП2 (на крайних секциях), тумблер проверки пожарной сигнализации ТПЦ, тумблер 77/7, 3 «Пожар» (на крайних секциях). Питание цепей осуществляется через автомат А7 «Пожарная сигнализация». Для звуковой сигнализации используется сигнал боксования СБ.

При температуре около термо-извещателя более 110±50оС легкоплавкий сплав расплавляется, контактные пластины термоизвещателя размыкаются, разрывая цепь питания катушки реле РУ14. Это реле при отпускании одним размыкающим контактом включает сигнальную лампу ЛП1.3 или ЛП2 «Пожар»

на световом табло крайних секций, а другим размыкающим контактом включает звуковую сигнализацию на всех секциях тепловоза.

Тумблером ТПЦ проверяется (при включенном автомате А7) исправность цепи сигнализации. При кратковременном включении тумблера ТПЦ отпускается реле РУ14, следовательно, должна загореться сигнальная лампа и включиться звуковая сигнализация. Тумблер ТП1.3 служит для определения, на какой из крайние секций сработала система пожарной сигнализации (см. п. 10.3).

На тепловозах типа ТЭ10М, выпускавшихся с 1988 г., применяется установка газового пожаротушения с пиропатроном ПП, которая включается тумблером 7777.

На тепловозах ЗТЭ10У, 2Т310У и 2ТЭ10У1 применяется система автоматической пожарной сигнализации, также использующая залитые легкоплавким сплавом термоизвещатели типа ИПЛ-125. При этом в дизельном помещении установлены термоизвещатели ДТ1-ДТ16, а в аппарат-ратных камерах - ДТП-ДТ20 (см. рис. 2). Особенностью системы является применение блока пожарной сигнализации БПСУ-75, в котором смонтированы реле контроля термо-извещателей аппаратных камер РУП1 и дизельного помещения РУП2, тумблеры ТПС, ТПА, ТП1, ТП4, светодиоды У1>7, диоды

VI-У13, резисторы 1?/-/?7. В систему входят также сигнальная лампа ЛП1 «Пожар» на световых табло крайних секций, тумблеры ТП2, ТПЗ, вентили подачи порошка при пожаротушении ВПТ1 (в аппаратные камеры), ВПТ2 (в дизельное помещение), резисторы ПСЗ-ПС6. Питание цепей осуществляется через автомат А7 «Пожарная сигнализация». Для звуковой сигнализации используется сигнал боксования СБ. Термоизвещатели ДТ1-ДТ16 соединены последовательно в цепи катушки реле РУП2, а термоизвещатели ДТП-ДТ20 - в цепи катушки реле РУП1.

При включении автомата А7 ток подводится к катушкам реле РУГИ н РУП2 (реле срабатывают), а также, поступает в блок БПСУ через разъем 37-/, проходит через резистор R6 к светодиоду VD6 «Контроль цепи ВПТ1» (светодиод загорается) и далее через разъем 37-5 по проводам П76, П118, П117, через катушку вентиля ВПТ1 (вентиль не срабатывает, так как ток через катушку ие достаточен для этого), по проводам П116, П115, П150 приходит на «минус» автомата А7.

Одновременно с этим через резистор R5 ток подводится к светодиоду VD5 «Контроль цепи ВПТ2» (светодиод загорается) и далее по проводам П113, ПІП, П110, через катушку вентиля ВПТ2 (вентиль не срабатывает), по проводам П109, П98, П100, П150 проходит на «минус» автомата А7.

При превышении допустимой температуры легкоплавкий сплав термо-извещателей расплавляется, контактные пластины размыкаются, разрывая цепь питания катушки реле РУП1 или РУП2. При отпускании реле РУП1 или РУП2 через их размыкающие контакты ток потечет по двумя цепям: через диод V6 иа сигнальные лампы ЛГИ (на крайних секциях) и через диод V3 на сигналы СБ (на всех секциях). Сработает световая и звуковая сигнализация, на блоках БПСУ загорятся свето-диоды VD1 «Пожар ВВК» или VD2 «Пожар дизельное». Если пожар произошел на 2-й или 3-й секции, дополнительно включается светодиод VD3 «Секция 2» или VD4 «Секция 3».

В случае срабатывания пожарной сигнализации прежде всего необходимо убедиться в том, что действительно произошел пожар, поскольку может быть ложное срабатывание системы.

Для тушения пожара в аппаратных камерах ведущей секции на блоке БПСУ включают тумблер ТП4 «Тушение пожара ВВК». При пожаре на 2-й и 3-й секциях включают тумблеры 7772, ТП4. При этом осуществляется подача порошка вентилем ВПТ1 и одновременно происходит остановка дизеля в результате срабатывания реле РУ7. Аналогично производится тушение пожара в дизельном помещении.

При нахождении тепловоза в отстое с работающим дизелем иа блоке БПСУ должен быть включен тумблер ТПА (при этом загорается светодиод У07 «Автоматика при прогреве»). В этом случае при срабатывании термоизвещателей подача порошка и остановка дизеля происходит автоматически.

Машинист, принимающий тепловоз, для проверки работы системы должен при включенных автоматах А13 «Управление» и А7 «Пожарная сигнализация» включить тумблер ТПС «Контроль цепей сигнализации» в положение «ВВК», а затем «Дизельное», т. е. разорвать цепь катушки реле РУГИ или РУП2. При этом должны звучать сигналы СБ на всех секциях и гореть сигнальные лампы ЛГИ «Пожар», светодиоды Уй1 «Пожар ВВК» или У02 «Пожар дизельное». Если включен автомат А13, но не включен автомат А7, должны звучать сигналы СБ и гореть лампы ЛГИ.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляется ручное и автоматическое управление температурой воды и масла в системах диаеля?

2. Как измеряются давление масла, температура воды и масла на ведущей и ведомой секциях тепловоза?

3. Каково назначение переключателей (тумблеров) ПДМ, ПТМ, ПТВ и ЛкР? Каким должно быть их положение при работе двух-и трехсекционного тепловоза?

4. Как включаются на тепловозе вспомогательные электродвигатели?

5. Как осуществляется на тепловозе управление системой осушки сжатого воздуха?

6. Как работает на тепловозе пожарная сигнализация?

7. Что должен делать машинист в случае возникновения пожара?

Предыдущая Оглавление Следующая