КОМПЛЕКСНОЕ ПРОТИВОБОКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

КОМПЛЕКСНОЕ ПРОТИВОБОКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

Боксование одной или нескольких колесных пар тепловоза характеризуется резким увеличением их частоты вращения, уменьшением тока и силы тяги связанных с ними тяговых электродвигателей и увеличением напряжения. Соответственно уменьшаются ток и нагрузка тягового генератора. В этом случае система автоматического регулирования возбуждения стремится поддерживать мощность генератора в пределах гиперболической части внешней характеристики - уменьшение тока будет компенсироваться увеличением напряжения. Повышение напряжения генератора, а значит, и тяговых электродвигателей вызовет увеличение тока и силы тяги у электродвигателей небоксующих колесных пар, т. е. произойдет перераспределение нагрузки. Таким образом, появляется возможность развития боксования и его распространения на боксующие колесные пары.

Электрическая схема тепловоза предусматривает работу тягового генератора при отсутствии боксования по внешней характеристике, а в случае его возникновения по характеристикам с неизменным или малоизменяющимся напряжением, называемым в этом случае жесткими динамическими характеристиками по напряжению.

Для обеспечения таких характеристик с неизменным напряжением генератора при боксовании применяется схема регулирования возбуждения от сигнала, пропорционального наибольшему току тяговых электродвигателей небоксующих колесных пар. Формируют этот сигнал трансформаторы ТПТ1-3 с выпрямительными мостами на выходе. Через каждый трансформатор проходит ток пары тяговых электродвигателей. Сигналы (токи) от трансформаторов ТИТ поступают на выпрямительные мосты, соединенные последовательно. За счет этого на выходе выпрямительных мостов будет выделяться сигнал, пропорциональный наибольшему из токов тяговых электродвигателей. Очевидно, что в случае боксования это может быть только ток, пропорциональный току тягового электродвигателя небоксующей колесной пары.

Ток выпрямительного моста подается на потенциометры обратной связи ССУ1. Туда же подается и ток от трансформатора ТИН, пропорциональный напряжению генератора. При неизменном напряжении генератора ток электродвигателей небоксующих колесных пар также остается практически неизменным и суммарный сигнал обратной связи и сигнал рассогласования не изменяются. Следовательно, не изменяется ток возбуждения и напряжение тягового генератора. Генератор при боксовании будет иметь жесткие динамические характеристики по напряжению.

Если начавшееся боксование колесной пары не самоликвидировано действием жестких характеристик генератора, то оно прекращается после срабатывания одного из реле боксования РБ1- РБЗ, включенных между 1-4-м, 2-5-м и 3-6-м тяговыми электродвигателями (ТЭД). Цепи питания катушек реле боксования собираются замыкающими вспомогательными контактами поездных контакторов ПІ-П6. Например, для реле РБ2 (рис. 19): 1ТЭД (680), замыкающий вспомогательный контакт контактора П1 (688, 612), катушка реле РБ2 (613), резистор СРБ2 (795), замыкающий вспомогательный контакт контактора П4 (684) и на 4ТЭД.

Реле боксования включены непосредственно после якоря (на щеткодержатели) перед обмотками главных и добавочных полюсов каждого из пары электродвигателей. Уменьшение тока в цепи электродвигателя боксующей колесной пары уменьшает падение

Рис. 19 Действие электрической схемы при боксов напряжения на обмотке возбуждения данного электродвигателя. Падение напряжения на обмотке возбуждения электродвигателя небоксующей пары остается прежним. При определенной величине разности потенциалов на зажимах катушки реле ток в катушке становится достаточным для включения реле боксования. Так как чувствительность реле боксования "на полном поле возбуждения тяговых электродвигателей оказывается очень большой, в цепь катушек реле включены резисторы СРБ1-СРБЗ. Для увеличения чувствительности реле на ослабленном поле замыкающий контакт реле РУ16 (792, 793) закорачивает большую часть резистора СРБ1 (СРБ2-СРБЗ). Реле РУ16 включается замыкающим контактом реле перехода первой ступени РП1 (1518, 1524) вместе с контактором ослабления поля ВШ1.

При срабатывании одного из реле боксования РБ1-РБЗ размыкающие контакты (1405, 1420) отключают реле РУН, а замыкающие контакты (1405, 1426) включают реле времени РВ4.

Отключившись, реле РУН своим замыкающим контактом (461, 484) вводит в цепь потенциометра задания ССУ2 дополнительный резистор (463, 484), уменьшая частично мощность генератора (см. рис. 7). Другим замыкающим контактом реле РУН

(1618, 1619) отключает контактор КАВ, после чего контакт контактора КАВ (355, 356) вводит, начиная с 4-й позиции контроллера, дополнительный участок резистора CAB в цепь возбуждения возбудителя (см. рис. 3).

Размыкающий контакт реле РУН (1325, 1330) включает сигнал боксования СБ в кабине машиниста. Одновременно загорается лампа ЛН1 «Сброс нагрузки» на пульте управления, включаемая другим размыкающим контактом реле РУН (1308, 1766).

Реле РВ4, включившись, одним своим замыкающим (с выдержкой времени на размыкание) контактом (692, 691) включает резистор ССБ и снижает напряжение l/pi_P4 в канале задания по мощности тягового генератора. Другой контакт реле РВ4 (1543, 1567) включает тяговый электромагнит MP5 объединенного регулятора дизеля, принудительно выводящий индуктивный датчик на минимальный упор, после чего мощность генератора снижается еще больше. Этим исключается отрицательное воздействие регулятора дизеля на возбуждение генератора при боксовании, так как при снижении мощности регулятор будет стремиться загрузить дизель, выводя индуктивный датчик на максимальный упор и увеличивая напряжение задания по мощности потенциометра ССУ2.

После отключения реле боксования восстановление мощности генератора происходит ступенчато. Сначала при включении реле РУН увеличивается общее напряжение задания потенциометра ССУ2. Затем, при отключении контактора КАВ, увеличивается ток в обмотке возбуждения возбудителя. Через 1,0-1,5 с отключается реле РВ4, отключая резистор ССБ и увеличивая уставку по мощности потенциометра ССУ2, а также включая в работу индуктивный датчик. И, наконец, индуктивный датчик вновь занимает рабочее положение. Такое ступенчатое восстановление мощности совместно с воздействием на регулятор дизеля уменьшает возможность возникновения незатухающих колебаний в системе генератор-электродвигатели и развитие боксования по этой причине. При возникновении боксования в аварийном режиме возбуждения воздействие на уменьшение мощности генератора осуществляется только с 4-й позиции контроллера контактором КАВ.

Предыдущая Оглавление Следующая